Слайд 1Родительское собрание в 5 «В» классе
"Адаптация пятиклассников
к новым условиям учёбы"
Педагог-психолог:
БахмановаМВ,
Темникова МА
Слайд 2Изменения в 5 классе
Смена позиции:
«старший» в начальной школе
«самый маленький» в средней
Слайд 3 Пятый класс
– это переход не только на
новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Слайд 4Новообразования младшего школьника
сформированность
учебных мотивов
когнитивная
произвольность
психической
деятельности
внутренний план
действий
рефлексия
Слайд 5Ведущий вид деятельности
Учебная
Общение
Слайд 6Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в
семье;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отказаться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
переоценка своих возможностей;
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность
Слайд 7Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение
и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Слайд 8За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли
успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых –родителях.
Слайд 9Много учителей
Новые виды домашних заданий
Увеличение числа предметов
Кабинетной системы
Изменения в школьной жизни
пятиклассника
Слайд 10Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
новый классный руководитель;
возросший темп работы;
возросший объем
работ в классе и д/з;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
Слайд 11Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 12Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 13Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая
- несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Слайд 14Ребенок не хочет учиться, причины:
Не получается
Тотальный контроль
Бесконтрольность
Личностные
отношения в школе
Слайд 15Причины детского нежелания учиться :
Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и
ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение.
Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.
Слайд 16Причины
Основными причинами тому, почему подростки не хотят учиться, психологи считают следующие:
•
Недопонимание, для чего нужно учиться.
• Потеря интереса к обучению в связи с появлением каких-либо увлечений.
• Усталость.
• Неуспеваемость в предыдущие школьные годы.
• Перегруженность (несколько кружков сразу, репетиторы, домашние обязанности и т.д.).
• Отношения с противоположным полом.
• Конфликты
• Переход в другую школу.
• Негативные отношения в семье.
• Влияние плохой компании.
Слайд 17Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Приучайте к самостоятельности , ответственности к учебной деятельности ребенка.
Слайд 18Чем можно помочь?
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят
после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Слайд 19Чем можно помочь?
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слайд 20Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Зная
тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
У тебя это не получится
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Слайд 21Главные «нет»
Не вешайте ярлыки.
Не перехваливайте.
Не злоупотребляйте материальными стимулами.
Не переусердствуйте с опекой.
Не
отчаивайтесь!
Слайд 23Общая тревожность в школе: у 3 обучающихся высокий уровень— общее эмоциональное
состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса: у 5 обучающихся повышенный уровень эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Страх самовыражения : у 6 обучающихся высокий уровень -негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний : у 9 обучающихся с высокий уровень негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих: у 6 высокий уровень ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: у 2 высокий уровень— особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: высокий уровень у одного обучающегося
Результаты диагностики тревожности
Слайд 24Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но
так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Слайд 25У 3 уч-ся - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие
дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
У 6 уч-ся - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
У 4 уч-ся– положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
У 8 уч-ся– низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
У 4 уч-ся– негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты диагностики мотивации
Слайд 26Познавательные : 1.Учусь потому, что на уроках интересно- 9 уч-ся
7.Учусь потому,
что нравится учиться- 2 уч-ся
11. Учусь потому, что узнаю много нового- 14 уч-ся
Социальные: делятся на широкие, позиционные, избегание неприятностей и ориентация на одобрения
Широкие социальные: 3.Учусь потому, что хочу больше знать- 16 уч-ся
4.Учусь, чтобы потом было хорошо работать -12 уч-ся
Позиционные:6.Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей- 3 уч-ся
10. Учусь потому, что за хорошую учебу ставят в пример другим- 2 уч-ся
Избегание неприятностей: 2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки-4 уч-ся
9.Учусь потому, что родители наказывают за двойки- 2 уч-ся
Ориентация на одобрение: 5.Учусь потому, чтобы доставить радость родителям-9 уч-ся
8. Учусь потому, что хвалит учитель за хорошие успехи- 2 уч-ся
Слайд 27
Всё начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви…
Р. Рождественский
Спасибо за внимание!