Презентация, доклад на тему Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Содержание

Изменения в 5 классеСмена позиции:«старший» в начальной школе«самый маленький» в средней школе

Слайд 1Родительское собрание в 5 «В» классе

"Адаптация пятиклассников
к новым условиям учёбы"
Педагог-психолог:

БахмановаМВ,
Темникова МА
Родительское собрание в 5 «В» классе

Слайд 2Изменения в 5 классе
Смена позиции:
«старший» в начальной школе



«самый маленький» в средней

школе


Изменения в 5 классеСмена позиции:«старший» в начальной школе«самый маленький» в средней школе

Слайд 3 Пятый класс – это переход не только на

новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Пятый класс   – это переход не только на новую ступень, но и

Слайд 4Новообразования младшего школьника
сформированность
учебных мотивов
когнитивная
произвольность
психической
деятельности
внутренний план
действий
рефлексия

Новообразования младшего школьникасформированность учебных мотивовкогнитивнаяпроизвольность психической деятельностивнутренний план действийрефлексия

Слайд 5Ведущий вид деятельности
Учебная
Общение

Ведущий вид деятельностиУчебнаяОбщение

Слайд 6Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в

семье;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отказаться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
переоценка своих возможностей;
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность
Возрастные особенности младшего подростка:потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление

Слайд 7Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение

и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Какими должны быть пятиклассники?Пятиклассники должны:уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения

Слайд 8За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли

успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых –родителях.
За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в

Слайд 9Много учителей
Новые виды домашних заданий
Увеличение числа предметов
Кабинетной системы
Изменения в школьной жизни

пятиклассника
Много учителейНовые виды домашних заданийУвеличение числа предметовКабинетной системыИзменения в школьной жизни пятиклассника

Слайд 10Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
новый классный руководитель;
возросший темп работы;
возросший объем

работ в классе и д/з;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
Возникающие проблемы:очень много разных учителей;непривычное расписание;новый классный руководитель;возросший темп работы;возросший объем работ в классе и д/з;необходимость на

Слайд 11Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности

ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки успешной адаптации:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,

Слайд 12Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о

проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки дезадаптации:Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных

Слайд 13Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая

- несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Возможные реакции:Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и

Слайд 14Ребенок не хочет учиться, причины:
Не получается
Тотальный контроль
Бесконтрольность
Личностные

отношения в школе
Ребенок не хочет учиться, причины: Не получается Тотальный контроль Бесконтрольность Личностные отношения в школе

Слайд 15Причины детского нежелания учиться :
Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и

ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение.
Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Причины детского нежелания учиться : Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и

Слайд 16Причины
Основными причинами тому, почему подростки не хотят учиться, психологи считают следующие:

Недопонимание, для чего нужно учиться.
• Потеря интереса к обучению в связи с появлением каких-либо увлечений.
• Усталость.
• Неуспеваемость в предыдущие школьные годы.
• Перегруженность (несколько кружков сразу, репетиторы, домашние обязанности и т.д.).
• Отношения с противоположным полом.
• Конфликты
• Переход в другую школу.
• Негативные отношения в семье.
• Влияние плохой компании.

ПричиныОсновными причинами тому, почему подростки не хотят учиться, психологи считают следующие:• Недопонимание, для чего нужно учиться.• Потеря

Слайд 17Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,

несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Приучайте к самостоятельности , ответственности к учебной деятельности ребенка.
Чем можно помочь?Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми

Слайд 18Чем можно помочь?
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят

после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Чем можно помочь?Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия,

Слайд 19Чем можно помочь?
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У

пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Чем можно помочь?Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности,

Слайд 20Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:

Зная

тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

У тебя это не получится

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:Слова поддержки:Зная тебя, я уверен, что вы все

Слайд 21Главные «нет»
Не вешайте ярлыки.
Не перехваливайте.
Не злоупотребляйте материальными стимулами.
Не переусердствуйте с опекой.

Не

отчаивайтесь!
Главные «нет»Не вешайте ярлыки.Не перехваливайте.Не злоупотребляйте материальными стимулами.Не переусердствуйте с опекой.Не отчаивайтесь!

Слайд 23Общая тревожность в школе: у 3 обучающихся высокий уровень— общее эмоциональное

состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса: у 5 обучающихся повышенный уровень эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Страх самовыражения : у 6 обучающихся высокий уровень -негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний : у 9 обучающихся с высокий уровень негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих: у 6 высокий уровень ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: у 2 высокий уровень— особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: высокий уровень у одного обучающегося

Результаты диагностики тревожности

Общая тревожность в школе: у 3 обучающихся высокий уровень— общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами

Слайд 24Способы преодоления тревожности:
 
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но

так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими.Доверяйте ребенку.Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Демонстрируйте

Слайд 25У 3 уч-ся - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие

дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
У 6 уч-ся - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
У 4 уч-ся– положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
У 8 уч-ся– низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
У 4 уч-ся– негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты диагностики мотивации

У 3 уч-ся - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов,

Слайд 26Познавательные : 1.Учусь потому, что на уроках интересно- 9 уч-ся
7.Учусь потому,

что нравится учиться- 2 уч-ся
11. Учусь потому, что узнаю много нового- 14 уч-ся
 Социальные: делятся на широкие, позиционные, избегание неприятностей и ориентация на одобрения
 Широкие социальные: 3.Учусь потому, что хочу больше знать- 16 уч-ся
4.Учусь, чтобы потом было хорошо работать -12 уч-ся
 Позиционные:6.Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей- 3 уч-ся
10. Учусь потому, что за хорошую учебу ставят в пример другим- 2 уч-ся
 Избегание неприятностей: 2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки-4 уч-ся
9.Учусь потому, что родители наказывают за двойки- 2 уч-ся
Ориентация на одобрение: 5.Учусь потому, чтобы доставить радость родителям-9 уч-ся
8. Учусь потому, что хвалит учитель за хорошие успехи- 2 уч-ся

Познавательные : 1.Учусь потому, что на уроках интересно- 9 уч-ся7.Учусь потому, что нравится учиться- 2 уч-ся11. Учусь

Слайд 27




Всё начинается с любви:
И озаренье,

и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви…
Р. Рождественский

Спасибо за внимание!

Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть