Слайд 1Адаптация первоклассников
в школе
Петрунина А.М.
Слайд 2
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным
условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Слайд 3По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа
детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Слайд 4Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их
поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми.
Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами.
Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Слайд 5Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными
трудностями.
У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Слайд 6Советы учителю по адаптации первоклассников.
1. Активно применять игровые приемы, специальные развивающие игры,
в которых учебная задача «спрятана»:
– игры, требующие воспроизведения действия: « Лучший летчик», «Забей гол в числовые ворота», "Вычислительные машины", "Телефон" и т. д.
– игры, включающие элементы поиска и творчества : «Помоги почтальону Печкину», «Найди цифры», «На какой цвет упадет капля», и другие
– игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними: "Цепочка", "Математическая эстафета", "Лучший контролер", "Арифметический бег по числовому ряду", "Составь поезд" и т.д.
2. Стараться не проводить «слитные» уроки, когда дети пишут (читают, считают, рассказывают и т.д.) все 35 минут урока.
Слайд 73. Для активизации внимания на уроке использовать наглядные методы обучения.
4.
Все требования вводить постепенно, осторожно, настойчиво повторяя в доброжелательном тоне и обязательно заканчиваются двоеточием — учитель каждый раз спокойно разъясняет, почему это нужно делать.
5. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
6. Поощрять детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относиться к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
7. Регулярно проводить физкультминутки и час отдыха от уроков .
8. Организовать личное общение с каждым учеником своего класса; быть в курсе их радостей и переживаний.
Слайд 8Темы адаптационных занятий
1. Знакомство.
2. Правила школьной жизни.
3. Школьник и дошкольник. Осознание
детьми своего нового статуса школьника.
4. Для чего ходят в школу?
5. Учимся работать дружно.
6. Знакомство первоклассников с навыками учебного сотрудничества.
7. Первоклассное путешествие.
8. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
Слайд 9Признаки успешной адаптации:
- Первокласснику в школе нравится, он
идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.
- Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
- Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Слайд 10 Консультативная работа с родителями.
Наиболее значимыми считаю следующие темы родительских собраний:
-
Круглый стол « Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе».
Семинар – тренинг для родителей: «Возрастные особенности младшего школьника».
Индивидуальные встречи: «Дезадаптация ребенка к школе. Пути преодоления проблем».
Слайд 11Советы родителям в период адаптации к школе.
1. Подчеркивать, выделять ту сферу
деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
2. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.
Слайд 12 3. Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах
чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
4. Уделять ребенку внимание не только когда он «плохой», а когда он «хороший» и больше, когда он «хороший".
5. Замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает «фокусов», надеясь привлечь внимания.
.
Слайд 13Строго выполнять режим дня:
1. Пробуждение
(за 1 час до
выхода в школу)
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Отдых, дневной сон
5. Игры, помощь по дому
6. Спать (не позднее 21 часа)
ночной сон первоклассников должен составлять не менее 9,5 часов,
игры на компьютере и просмотр телепередач не более 1 часа в день.