Презентация, доклад на тему Адаптация материала для обучающихся с ЗПР

Содержание

Задержка психического развития (ЗПР)Умственная отсталость (УО)?Совершенно разные понятия!Слово «задержка» говорит само за себя, что при ней ребенок лишь ЗАДЕРЖАЛСЯ в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций.Умственная отсталость представляет собой СТОЙКОЕ когнитивное снижение.Дети с

Слайд 1«Особенности адаптации учебного материла для обучающихся с ЗПР»

«Особенности адаптации учебного материла для обучающихся с ЗПР»

Слайд 2Задержка психического развития (ЗПР)
Умственная отсталость (УО)
?
Совершенно разные понятия!
Слово «задержка» говорит само

за себя, что при ней ребенок лишь ЗАДЕРЖАЛСЯ в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций.

Умственная отсталость представляет собой СТОЙКОЕ когнитивное снижение.

Дети с ЗПР отличаются от детей с УО тем, что ПРИ ХОРОШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ помощи они могут «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении учебной программы.

Задержка психического развития (ЗПР)Умственная отсталость (УО)?Совершенно разные понятия!Слово «задержка» говорит само за себя, что при ней ребенок

Слайд 3?
Ситуация.
Ребенок обучается в 1 классе. В конце учебного года либо полугодия

учитель обсуждает с родителями (законными представителями) дальнейший маршрут ребенка, так как ребенок не в полном объеме усвоил учебный материал 1 класса, на заседании ПМПк предлагается пройти ПМПК с целью упрощения программы: «Пройдите ПМПК и Ваш ребенок будет обучаться по «ОБЛЕГЧЕННОЙ» программе в своем классе (инклюзия).»

Программа для обучающихся с ЗПР «НЕ ОБЛЕГЧЕННАЯ»! Варианты 7.1 и 7.2 (для обучающихся с ЗПР) предусматривают обучение по ТОЙ ЖЕ ПРОГРАММЕ (уровень сложности тот же), что и основная часть класса, НО, при необходимости, сроки обучения пролонгируются (5 лет обучения в системе НОО – вариант 7.2), реализуется коррекционный блок, сокращается объем материала, используются дополнительные приемы обучения, необходимые для конкретного ребенка, обучающегося во варианту 7.1 или 7.2.

Программа для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) рекомендуется в заключении ПМПК НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы у образовательного учреждения было основание для выставления отметки «3» и перевода обучающегося из класса в класс, а с целью ПОМОЧЬ ребенку «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении материала, за счет сокращения объема, введения и реализации коррекционного блока, использования дополнительных средств обучения и т.д.

?Ситуация.Ребенок обучается в 1 классе. В конце учебного года либо полугодия учитель обсуждает с родителями (законными представителями)

Слайд 4Психофизические особенности детей с ЗПР, вследствие которых им необходимы те ОСОБЫЕ

условия, которые предусматривают программы 7.1 и 7.2

У обучающихся с ЗПР возникают затруднения в усвоении учебного материала по следующим причинам:
не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова;
нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами;
допускают нелепые ошибки в письменных работах;
оказываются неспособными оценить результаты своих действий;
представления об окружающем мире несколько ниже, чем у сверстников.

Не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. Наблюдается быстрая утомляемость. У многих из них преобладают игровые мотивы, нарушения поведения и саморегуляции.

Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

?

Незрелость ВПФ (нарушение памяти, внимания, мыслительных процессов), функциональная недостаточн. зрительного и слухового восприятия, нарушение координации движений и недоразвитие речи.

Ограниченность знаний об окружающей действительности.

Психофизические особенности детей с ЗПР, вследствие которых им необходимы те ОСОБЫЕ условия, которые предусматривают программы 7.1 и

Слайд 5Специфические приемы обучения детей с ЗПР
Эмоциональная вовлеченность ребенка (проблемная ситуация, игровой

момент, поисковая деятельность).
Актуализация имеющихся знаний (визуальная поддержка).
Предъявление дозированной помощи.
Восполнение пробелов, образовательных дефицитов (особенно при варианте 7.2, когда срок обучения пролонгированный).
Подготовка к восприятию учебного материала.
Пошаговость, алгоритмизация.
Поэтапность (выделение и отработка каждого этапа).
Визуализация (наглядные опоры схемы, символы).
Усиление предметно-практической направленности (Нумикон, палочки Кюизенера, счетный материал, математические бусы и т.д.).
Коррекционная направленность обучения.
Систематическое повторение изученного (закрепление навыка).
Опора на жизненный опыт ребенка.
Специфические приемы обучения детей с ЗПРЭмоциональная вовлеченность ребенка (проблемная ситуация, игровой момент, поисковая деятельность).Актуализация имеющихся знаний (визуальная

Слайд 6Как помочь ребенку с ЗПР освоить тот или иной учебный материал,

учитывая индивидуальные особенности и особые образовательные потребности?

?

?

1. Индивидуальный подход на уроке

Адаптация условий для работы на уроке: изменение формы опроса, разметка листа в тетради, шаблоны-карточки с заданиями, пунктирное написание начала работы, размещение одного задания на листе, специальные приспособления и принадлежности.

Индивидуальная визуальная поддержка (правила, алгоритмы, шаблоны, опорные карточки).

Индивидуальное расписание работы на уроке.

Адаптация предъявления задания.

Как помочь ребенку с ЗПР освоить тот или иной учебный материал, учитывая индивидуальные особенности и особые образовательные

Слайд 7Адаптированное задание. Как оно выглядит?
Сокращен объем, матрица задания (дописать).
Задание содержит визуальную

инструкцию.

Предъявлен шаблон для выполнения задания, задающий последовательность действий.

Задание с возможностью выбора из 2-3 вариантов .

Наглядно предъявленное задание.

Задание, с возможностью крепления ответа (липучка, магнит).

Адаптированное задание










Перепиши примеры в тетрадь и запиши ответ:
Например: 4+5 = 9 4-2 = 2
3+5 =
4+2 = + опорная таблица с
8-2 = составом числа 5-3 =











Адаптированное задание

Запиши в тетрадь:
0,5 строки буквы «А» заглавной и 0,5 строки буквы «а» строчной
А_____________а_____________.

Адаптированное задание

Выбери правильный вариант ответа: 14+7=
а)23
б)21
в)7

Адаптированное задание. Как оно выглядит?Сокращен объем, матрица задания (дописать).Задание содержит визуальную инструкцию.Предъявлен шаблон для выполнения задания, задающий

Слайд 8Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в

выполнении того или иного задания

Алгоритм-инструкция

Алгоритм-памятка

Алгоритм решения задачи

Алгоритм последовательности действий

Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного заданияАлгоритм-инструкцияАлгоритм-памяткаАлгоритм решения

Слайд 9Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в

выполнении того или иного задания
Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

Слайд 10Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в

выполнении того или иного задания
Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

Слайд 11Картинный словарь

Картинный словарь

Слайд 12Специальные приспособления и принадлежности
Трафареты и ограничители строки.
Специальные насадки на ручку.
Маркировка начала

работы в тетради (желтая полоска).
Выделение строки.
Тетради большого формата.
Обозначение начала строки.
Проведение дополнительных наклонных линий.
Обозначение красной точкой нужной клетки.
Специальные приспособления и принадлежностиТрафареты и ограничители строки.Специальные насадки на ручку.Маркировка начала работы в тетради (желтая полоска).Выделение строки.Тетради

Слайд 13Пример специальных условий,
необходимых обучающимся с ЗПР на следующих учебных дисциплинах:



Русский язык:
Для учащихся с ЗПР, при необходимости, творческие работы (изложения, сочинения) даются с опорой. Это могут быть: опорные слова, план, начало текста, окончание текста. Как вариант написания сочинения ребенку можно предложить составить текст по картинкам. В силу несформированности навыков словообразования, что приводит к аграмматизмам, педагогу необходимо обращать внимание на согласованность речи ребенка, упражнять обучающегося в словообразовании. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, работы с деформированным предложением и текстом.

1. Прочитай правило:
«Предлог — это...»

2. Запиши предлоги, прописанные
в правиле, в тетрадь.

3.Найди в тексте (адаптированном), предлоги и
подчеркни их (те предлоги, которые ты только что
записывал в тетрадь).

Пример пошагового выполнения задания

Литературное чтение:
Учащимся с ЗПР предлагаются для прочтения отрывки текста. При пересказе текста учитель задает ученику наводящие вопросы для облегчения построения связных предложений, использовать карточки-подсказки. Как вариант, ученику может быть предложено прочитать текст заранее.

Карточка-подсказка для проведения учебной дискуссии после изучения того или иного произведения:
- Я согласен с тем, что …
- Я не согласен, потому что …
- Я считаю, что …
- Я хочу дополнить ответ ...

Пример специальных условий, необходимых обучающимся с ЗПР на следующих учебных дисциплинах: Русский язык:Для учащихся с ЗПР, при

Слайд 14Математика:
В силу особенностей памяти, им необходимо постоянно видеть, например,тот же состав

числа, для дальнейшего выполнения задания. Они могут не понимать условия задачи. Следовательно, необходимо использовать алгоритмы решения примеров, сокращение количества примеров (с сохранением уровень сложности), опорные таблицы с последовательностью решения задач, подключать специалистов коррекционного профиля для совместного решения проблемы (отработка навыков) и т.д.

Окружающий мир:
К предметам естественно-научного цикла предъявляются те же требования, что и для уроков литературы.
Выполнение лабораторных работ проводится при помощи опорных таблиц, алгоритмов работы, примеров выполнения заданий.

Реши примеры в столбик.
1. 50 - 28 =
2. 64 - 36 =
3. 81 - 30 =
4. 37 - 19 =

Решает 4 примера, а не 6 (как основная часть класса) +
дан алгоритм решения примера, с подробным объяснением

Дана индивидуальная карточка
+ схема устройства велосипеда

Подчеркни только те детали, которые
есть у велосипеда:
Рама, дверь, спицы, шина, ручка и т.д.

Прочитай ответ:
У велосипеда есть ….

Математика:В силу особенностей памяти, им необходимо постоянно видеть, например,тот же состав числа, для дальнейшего выполнения задания. Они

Слайд 15Социализация ребенка с ОВЗ во время урока
Проведение физминутки
Проведение гимнастики
для глаз
Сбор

тетрадей в
конце урока

Проверить наличие
обложки на книге

Раздать наглядно-дидактический
материал

Подбор выступления на классном часе
с учетом сильных сторон развития

Участие в групповых
заданиях

Осознание себя как части класса

Формирование авторитета в
глазах одноклассников

Социализация ребенка с ОВЗ

Реализация одной из основных целей инклюзивного образования

Социализация ребенка с ОВЗ во время урокаПроведение физминуткиПроведение гимнастики для глазСбор тетрадей в конце урокаПроверить наличие обложки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть