Умственная отсталость представляет собой СТОЙКОЕ когнитивное снижение.
Дети с ЗПР отличаются от детей с УО тем, что ПРИ ХОРОШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ помощи они могут «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении учебной программы.
Программа для обучающихся с ЗПР «НЕ ОБЛЕГЧЕННАЯ»! Варианты 7.1 и 7.2 (для обучающихся с ЗПР) предусматривают обучение по ТОЙ ЖЕ ПРОГРАММЕ (уровень сложности тот же), что и основная часть класса, НО, при необходимости, сроки обучения пролонгируются (5 лет обучения в системе НОО – вариант 7.2), реализуется коррекционный блок, сокращается объем материала, используются дополнительные приемы обучения, необходимые для конкретного ребенка, обучающегося во варианту 7.1 или 7.2.
Программа для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) рекомендуется в заключении ПМПК НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы у образовательного учреждения было основание для выставления отметки «3» и перевода обучающегося из класса в класс, а с целью ПОМОЧЬ ребенку «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении материала, за счет сокращения объема, введения и реализации коррекционного блока, использования дополнительных средств обучения и т.д.
У обучающихся с ЗПР возникают затруднения в усвоении учебного материала по следующим причинам:
не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова;
нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами;
допускают нелепые ошибки в письменных работах;
оказываются неспособными оценить результаты своих действий;
представления об окружающем мире несколько ниже, чем у сверстников.
Не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. Наблюдается быстрая утомляемость. У многих из них преобладают игровые мотивы, нарушения поведения и саморегуляции.
Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
?
Незрелость ВПФ (нарушение памяти, внимания, мыслительных процессов), функциональная недостаточн. зрительного и слухового восприятия, нарушение координации движений и недоразвитие речи.
Ограниченность знаний об окружающей действительности.
?
?
1. Индивидуальный подход на уроке
Адаптация условий для работы на уроке: изменение формы опроса, разметка листа в тетради, шаблоны-карточки с заданиями, пунктирное написание начала работы, размещение одного задания на листе, специальные приспособления и принадлежности.
Индивидуальная визуальная поддержка (правила, алгоритмы, шаблоны, опорные карточки).
Индивидуальное расписание работы на уроке.
Адаптация предъявления задания.
Предъявлен шаблон для выполнения задания, задающий последовательность действий.
Задание с возможностью выбора из 2-3 вариантов .
Наглядно предъявленное задание.
Задание, с возможностью крепления ответа (липучка, магнит).
Адаптированное задание
Перепиши примеры в тетрадь и запиши ответ:
Например: 4+5 = 9 4-2 = 2
3+5 =
4+2 = + опорная таблица с
8-2 = составом числа 5-3 =
Адаптированное задание
Запиши в тетрадь:
0,5 строки буквы «А» заглавной и 0,5 строки буквы «а» строчной
А_____________а_____________.
Адаптированное задание
Выбери правильный вариант ответа: 14+7=
а)23
б)21
в)7
Алгоритм-инструкция
Алгоритм-памятка
Алгоритм решения задачи
Алгоритм последовательности действий
Русский язык:
Для учащихся с ЗПР, при необходимости, творческие работы (изложения, сочинения) даются с опорой. Это могут быть: опорные слова, план, начало текста, окончание текста. Как вариант написания сочинения ребенку можно предложить составить текст по картинкам. В силу несформированности навыков словообразования, что приводит к аграмматизмам, педагогу необходимо обращать внимание на согласованность речи ребенка, упражнять обучающегося в словообразовании. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, работы с деформированным предложением и текстом.
1. Прочитай правило:
«Предлог — это...»
2. Запиши предлоги, прописанные
в правиле, в тетрадь.
3.Найди в тексте (адаптированном), предлоги и
подчеркни их (те предлоги, которые ты только что
записывал в тетрадь).
Пример пошагового выполнения задания
Литературное чтение:
Учащимся с ЗПР предлагаются для прочтения отрывки текста. При пересказе текста учитель задает ученику наводящие вопросы для облегчения построения связных предложений, использовать карточки-подсказки. Как вариант, ученику может быть предложено прочитать текст заранее.
Карточка-подсказка для проведения учебной дискуссии после изучения того или иного произведения:
- Я согласен с тем, что …
- Я не согласен, потому что …
- Я считаю, что …
- Я хочу дополнить ответ ...
Окружающий мир:
К предметам естественно-научного цикла предъявляются те же требования, что и для уроков литературы.
Выполнение лабораторных работ проводится при помощи опорных таблиц, алгоритмов работы, примеров выполнения заданий.
Реши примеры в столбик.
1. 50 - 28 =
2. 64 - 36 =
3. 81 - 30 =
4. 37 - 19 =
Решает 4 примера, а не 6 (как основная часть класса) +
дан алгоритм решения примера, с подробным объяснением
Дана индивидуальная карточка
+ схема устройства велосипеда
Подчеркни только те детали, которые
есть у велосипеда:
Рама, дверь, спицы, шина, ручка и т.д.
Прочитай ответ:
У велосипеда есть ….
Проверить наличие
обложки на книге
Раздать наглядно-дидактический
материал
Подбор выступления на классном часе
с учетом сильных сторон развития
Участие в групповых
заданиях
Осознание себя как части класса
Формирование авторитета в
глазах одноклассников
Социализация ребенка с ОВЗ
Реализация одной из основных целей инклюзивного образования
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть