Слайд 1Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной образовательной организации посредством
совместной деятельности взрослого с ребенком
Слайд 2 Проблема адаптации ребенка к условиям школы возникла с самого существования
образовательных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.
Начальная школа– один из социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей.
Начальная школа первая открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни.
В младшем школьном возрасте начинает складываться личность( Л.И.Божович, Л.С.Выготский),поэтому образовательное учреждение рассматривается как один из определяющих факторов в ее становлении
( И.В.Дубровина, А.М.Прихожан).
Слайд 3Объект исследования : выступает процесс адаптации детей младшего школьного возраста к
условиям образовательной организации.
Предмет исследования: организация совместной деятельности взрослого с ребенком для процесса адаптации к образовательной организации.
Контингент: дети младшего школьного возраста.
Слайд 4Гипотеза исследования: мы предполагаем,что адаптация детей младшего школьного возраста проходит благополучно,если
построение педагогического процесса педагог осуществляет в совместной с детьми деятельности путем интеграции естественных для школьника видов деятельности, главным из которых является игра.
Слайд 5Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования указывает на один из
основных принципов образования « реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…» Так как основной вид деятельности в младшей школьной образовательной организации игра.
Слайд 6Задачи исследования:
1 изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
2 определить
психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации;
3 провести ряд диагностик, определяющий степень адаптации детей младшего школьного возраста;
4 разработать и реализовать комплекс мероприятий по организации успешной адаптации детей младшего школьного возраста к образовательному учреждению.
Слайд 7Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка
школа несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация определяется прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И. Мышкис).
Слайд 8Существует три степени адаптации :
Легкий уровень адаптации - поведение
нормализуется в течение 10-15 дней,ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме,адекватно ведет себя в коллективе.
Средний уровень адаптации - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
Тяжелый уровень адаптации - длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое так и психическое истощение организма могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться уйти куда-то сидит в приемной зовет маму и т.д.)
Слайд 9Важно, в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям образовательной
организации, создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка. Поступление ребенка в школу вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму дня, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное пребывание в школе и в семье.
Как подчеркивала Н.М.Аксарина, необходимо «принять меры к тому чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей травмой». С ней солидаризировались все специалисты, занимавшиеся рассматриваемой проблемой, в частности, А.И.Мышкис, призывавшая педагогов «предупреждать или смягчать вредные последствия тех стрессовых ситуаций которые наблюдаются у поступающих детей в школу.
Слайд 10Совместная деятельность –деятельность, осуществляемая двумя и более участниками, каждый из которых
выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-школьника.
Слайд 11Из острой потребности ребенка быть взрослым и невозможности это осуществить рождается
новая ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои социальные потребности (в сотрудничестве со взрослым и с другими детьми) в ролевой игре. Это становится возможным в результате освоения особой игровой техники. Техника игры заключается в различных уровнях замещения, которыми постепенно овладевает ребенок:
предметном (наряду с реальными предметами ребенок использует предметы заместители);
- позиционном(социальном), когда позиция «Я» замещается позицией «Некто другой». Ребенок действует от имени другого лица, с позиции принятой роли;
- ситуативном (в результате устойчивого ролевого поведения происходит замещение реальной ситуации, ситуацией воображаемой).Ребенок действует в воображаемом плане.
Слайд 12На первом этапе исследования определить:
1 Факторы, которые могут затруднить адаптацию и
сильные стороны развития ребенка его адаптационные возможности
2 Анкетирование родителей «Психолого педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в школу
3 Для определения степени адаптации детей к образовательной организации используется методика разработанная группой педагогов-психологов В.Н.Меркуловой и Л.Г.Самоходкиной.
Слайд 13Работа с родителями :
1 Просвещение родителей по вопросам адаптации
2 Родители вместе
с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу
Важной целью встречи является формирование у ребенка положительных ассоциаций связанных со школой.
3 Экскурсия для родителя и ребенка показывая основные помещения и класс, который будет посещать ребенок
4 групповое собрание
Слайд 14Примерный план работы с детьми в период адаптации
Развитие эмоциональной сферы коммуникация.Знакомство
детей со школой садом и друг с другом
Игры :»Давайте познакомимся» «Назови себя ласково» и др.
Игры на развитие коммуникации : «Доброе животное» «Клубочек»
Общение: ситуации «Игрушки которые живут в классе» «Покажем мишке уголок природы» «В какие игры можно играть в классе» «Как дети полюбили ходить в школу»
Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?» стихи А.Барто.
Элементы театрализованной деятельности:»Давайте познакомимся»
Слайд 15Данная работа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок-родитель-учитель.
Обследование на первом
этапе проводилось в следующем направлении: характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье. Также мы проводили беседы с родителями вели наблюдение за детьми
На втором этапе профилактическая и коррекционная работа : разработка и реализация комплекса занятий «Малышкина школа» по организации успешной (комфортной) адаптации детей младшего школьного возраста к образовательному учреждению.
Слайд 16Заключение
Таким образом, если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей младшего школьного
возраста к образовательной организации, включающую в себя психологическое и педагогическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно-развивающую среду в группе младшего школьного возраста, то адаптация к школьному образовательному учреждению проходит более безболезненно и быстро.