Слайд 1Социально-психологические условия успешной подготовки к экзаменам
МОУ СШ № 27
Слайд 2 Почему дети волнуются?
Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
Сомневаются в
собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе, астеничности (быстрой утомляемости) и т.д.
Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.
Слайд 3«Что тревожит подростков больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в
успешной его сдаче?»
49% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили «сложный вопрос»,
21% - недоброжелательное отношение экзаменатора,
11 % - «неуверенность в себе»,
10% - плохое физическое состояние и только
8.5% опрошенных учащихся указали на «низкий уровень знаний предмета».
Слайд 4Симптомы экзаменационного стресса
Физиологические симптомы
Появление кожной сыпи
Тошнота
Головные боли
Медвежья болезнь(диарея)
Мышечное напряжение
Углублённое и учащённое
дыхание
Учащённый пульс
Перепады артериального давления
Эмоциональные симптомы
Чувство общего недомогания,
Растерянность,
Паника,
Неуверенность,
Тревога,
Депрессия,
Подавленность,
Раздражительность
Слайд 5
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника
в сдаче государственной (итоговой) аттестации.
Поддерживать обучающегося – значит верить в него.
Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать обучающемуся свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Слайд 6Чем взрослые могут помочь детям?
Существуют слова, которые поддерживают детей, например:
«Ты сможешь это сделать», «Зная тебя, я уверен, что ты все
сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо», «Все у тебя
получится» и т.д.
Если дети сильно волнуются, лучше заранее рассказать о возможных вариантах пересдачи, вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода («Да, итоговый экзамен очень важен, но при неудачной сдаче ГИА жизнь не остановится»).
Поддерживать можно посредством
прикосновений, доброжелательного
выражения лица, интонации
голоса, а также посредством
совместных усилий в подготовке.
Слайд 7 Организация режима дня
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо,
чтобы ребенок хорошо высыпался.
Не советуем учиться целыми днями или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству.
В состоянии утомления работоспособность снижается, а продуктивность такой учебы невелика.
Накануне экзамена ребенок должен обязательно отдохнуть и как следует выспаться.
Слайд 8Не рекомендуется долгое время проводить
за просмотром телевизионных передач или у
компьютера.
Это время лучше провести на воздухе.
Слайд 9Питание
Всегда, а во время экзаменов особенно, заботьтесь об организации полноценного питания.
Такие продукты, как овощи, фрукты, рыба, творог, орехи, натуральный шоколад и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Слайд 10Витамины
Полезно принимать витамины.
Выберите в аптеке витаминный комплекс: запомните, подросткам в этот
период необходимы селен, цинк, магний, кальций, витамины В и С.
Витамины не только помогут справиться со стрессом, но и улучшат качество кожи, волос и ногтей.
Слайд 11Нужно ли во время экзаменов освобождать подростков от помощи по дому?
Легкая физическая работа может выступать с одной стороны, в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а с другой - только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
Слайд 12
ОШИБКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ:
В ходе подготовки к экзаменам родители нередко
используют
тактику запугивания :
«Мало занимаешься – не сдашь», «Не стараешься – будут плохие результаты», «Ты совсем не готов»,
«Это так сложно»
и т.п.;
Такая тактика не повышает мотивацию, а создает
эмоциональные барьеры, которые школьник не может
самостоятельно преодолеть.
Слайд 13ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЗАДАЧИ ВЗРОСЛЫХ:
создание эмоционально спокойной, атмосферы (для тревожных детей);
создание
ситуации успеха (для неуверенных детей);
снижение значимости экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если обучающийся очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых);
повышение значимости экзамена (для гиперактивных детей, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации)
Слайд 14Желаем уверенности
в успехе на экзаменах!