Слайд 1СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ РИСКОВ
В ШКОЛЕ
Подготовили:
Педагог-психолог Шериязданова Ж.С
Социальный педагог: Шуляк Н.А
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств
среди детей и подростков
Наибольшая частота суицида наблюдается у детей и подростков в возрастном диапазоне 13-16 лет.
Слайд 3Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный
Генеральной Прокуратурой России, показывает
в 62% случаях самоубийство связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
За 2018г. 42 завершенных суицида и 9 попыток.
Слайд 4Ключевыми проблемами подростков в современном обществе являются:
• агрессивность и асоциальное
поведение;
• высокие риски формирования состояний зависимости от психоактивных веществ;
• аутоагрессивное поведение с суицидами;
• социальная инфантильность, эгоцентричность;
• слабо выраженная ориентированность позитивной личностной активности.
Слайд 5
Суицид –
умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)
Слайд 6Выделяют типы суицидального поведения подростков
Демонстративное суицидальное поведение. В его основе лежит
стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение - это суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции, это обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При таком типе суицидального поведения чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При данном типе поведения чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Слайд 7Факторы, причины,
мотивы, маркеры подросткового суицида
Одним из главных факторов суицидального поведения в
подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку. Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными исследовавшими проблему детского суицида.
Психологическая неадекватность в воспитании Следующий фактор раскрывает содержание внутрисемейного воспитания.
Подростковое одиночество В групповых социально-психологических исследованиях (например, социометрии) попадают в группу «отверженные», «Козлы отпущения» и т.д.
Трудно протекающий пубертат Это факт свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничность в развитии в сравнении со сверстниками
Личностная импульсивность как черта суицидента Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность.
Слайд 8Признаками эмоциональных нарушений являются:
потеря аппетита или импульсивное обжорство,
бессонница или повышенная
сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; - погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
депрессия является одной из причин приводящих подростка к суицидальному поведению.
Слайд 9Основные признаки депрессии у подростков
Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение
от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей.
Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться.
Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда)
Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочные боли.
Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость.
Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий).
Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное.
Избегание общения, тяга к одиночеству.
Употребление алкоголя, курения, наркотических веществ.
Слайд 10Причины депрессии подростка
Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму - добровольный
уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль.
Среди них наиболее популярные:
неуспеваемость в школе,
неразделенная любовь,
проблемы в семье,
постоянные неудачи в
различных делах,
булинг (травля) в школе.
Слайд 11Как понять, что ребенок решился на самоубийство:
1. Словесные признаки -высказывания о
нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться»;
2. Поведенческие признаки подготовка к совершению попытки -сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства;
-символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей;
– наличие порезов на руках и запястье;
3. Ситуационные признаки - ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
слишком критически относится к себе.
Слайд 12Функции учителя в профилактике суицидального поведения обучающихся
Создание благоприятного климата в классе
(укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
– Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;
– Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);
– Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты);
– Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).
Слайд 13
Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут
изменить ситуацию:
Установите доверительные взаимоотношения с подростком.
Внимательно выслушайте.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
Не спорьте.
Задавайте вопросы.
Уважайте ребёнка, его мнение.
Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни.
Придайте уверенности учащемуся.
Обратитесь за помощью к специалистам.
Слайд 14
Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка –
глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.
Слайд 15Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся является создание
благоприятной психолого-педагогической обстановки, комфортного климата для обучения в образовательной организации; выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактическую программу; снижение количества детей с суицидальным риском, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.
Заключение