Слайд 1
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр
развития для несовершеннолетних»
Оказание психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию
Педагог-психолог: Т. Г. Величко
г. Ейск, 2018 год
Слайд 2
Трудная жизненная ситуация
это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с
его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им, как «сложная».
Ситуация невозможности, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей (мотивов, стремлений, ценностей и др.).
Слайд 3Дети, находящиеся в ТЖС
(статья 1 ФЗ от 24.07.98г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ОВЗ, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети с отклонениями в поведении;
дети вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети – жертвы насилия;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети, жизнедеятельность которых объективна нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
Слайд 4
Жизненная стойкость – совокупность индивидуально-психологических свойств личности, обуславливающих конструктивный тип
поведения в трудных жизненных ситуациях и позволяющих преодолеть их, сохраняя физическое и психическое здоровье, личностную целостность.
Слайд 5
Главный фактор, нарушающий условия нормальной жизнедеятельности ребенка, -
это
отсутствие
заботы о нем со стороны взрослого человека
Слайд 6
Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся
в дезадаптивном и деструктивном поведении
Слайд 7
Признаки того, что подросток(ребенок) попал в трудную жизненную ситуацию
Несвойственное данному
подростку(ребенку) пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
Увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;
Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
Погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;
Отсутствие планов на будущее;
Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Слайд 8
Жизненная стойкость – совокупность индивидуально-психологических свойств личности, обуславливающих конструктивный тип
поведения в трудных жизненных ситуациях и позволяющих преодолеть их, сохраняя физическое и психическое здоровье, личностную целостность.
Слайд 9
Трудная жизненная ситуация
всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек
хочет (сделать, достичь), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него возможностями.
Слайд 10
Способы поведения в ТЖС
Конструктивные: изменение условий ситуации, либо активизация и
развитие собственных способностей и ресурсов. Действия активные, целенаправленные, сознательные.
Неконструктивные: избегание решения проблемы, нежелание определения причин, дезорганизация деятельности. Действия пассивные, хаотичные.
Слайд 11
Факторы, влияющие на формирование жизненной стойкости
Поисковая
активность
Совладающее
поведение
Самооценка,
самоуважение
Слайд 12
Поисковая активность – компонент поведения, определяющий устойчивость организма к разнообразным
вредным воздействиям.
Совладающее поведение – форма поведения, отражающая готовность решать жизненные проблемы.
Самооценка – оценка самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и статуса среди других людей.
Самоуважение – устойчивая личностная черта (регулятор поведения и деятельности)
Слайд 13
Модель адаптации к трудной жизненной ситуации
Социальные изменения
Трудная жизненная ситуация
Поведение в
трудной жизненной ситуации
Успешное/неуспешное преодоление жизненных трудностей
Стабилизация жизненной ситуации
Слайд 14
Направления по обеспечению социально-психологической поддержки подросткам в трудной жизненной ситуации
Выявление
запросов, потребностей детей и подростков; разработка мер поддержки отдельных воспитанников с привлечением специалистов из смежных организаций.
Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем ТЖС, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий.
Индивидуальное консультирование детей, родителей, специалистов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стрессовых ситуаций, воспитанию детей в семье.
Индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности.
Консультирование детей, членов семьи по социально-правовым вопросам.
Слайд 15
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром
оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметили…Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.