Слайд 1Цели урока: познакомить учащихся с понятием
« исторический центр», способствовать развитию наглядно- образного, логического мышления, воображения. Задачи : воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.
Тема урока: «Как возникали и строились города»
Слайд 2
Работы учеников 4-Б класса ЧОУ СОШ
« Исток» г.о. Красногорска учитель Смирнова Наталья Григорьевна
«Кремлевские» города Соборы Московского Кремля
Слайд 4Так выглядит Успенский собор сейчас. А как же всё начиналось?
Слайд 5История Успенского собора началась в 12 веке. Первый храм был в
Древнерусской традиции- деревянный. Но нет ничего вечного. Храм обветшал.
Первый каменный собор был заложен Иваном Калитой в 1326 году. Особую роль в его основании сыграл митрополит Петр (Святитеть Петр), который почитается как покровитель Москвы и всей земли Русской.
Он перенёс патриарший престол из Владимира в Москву, что поспособствовало возвеличиванию города надо всей Русью.
Старый Успенский собор
Слайд 6Нет, к сожалению он не дошёл до наших дней. Тот собор,
который мы видим сегодня построен по повелению великого князя Ивана III.
В 1472 году он повелел начать строить новый собор. Но не правильный расчёт привёл к разрушению почти достроенного собора.
В связи с этим князь повелел пригласить из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством и был в 1475-1479 году построен собор.
Так сохранился ли собор, построенный Калитой?
Слайд 7Новый собор украшали росписи внутри и снаружи
Слайд 9Он предназначался для царских процессий. Над вратами образ Владимирской Богоматери
Главный вход
в собор
Слайд 10В соборе проводили парадные церемонии и обряды, имевшие государственное значение
Слайд 11С1990 года в соборе вновь по большим Церковным праздникам проводятся службы
Слайд 12Икона Богородицы Владимирской 11-12 веков
Собор украшают ценнейшие иконы и фрески
Успение. Ок.1479года
Слайд 13Святой Георгий 11-12 века
Полюбоваться собором приезжают туристы со всего мира.
Похвала Богородицы.
Кисти Дионисия 1481год
Слайд 14Успенский собор в Кремле занимает одно из главных мест в череде
памятников Русскому Православию, являясь ярким архитектурным шедевром.
Он так же уникален тем, что одновременно является музеем и Православным храмом (перед каждым Богослужением его вновь освящают).
Значение Успенского Собора
Слайд 15
Благовещенский собор Московского кремля
Слайд 16Благовещенский собор – великокняжеский дворцовый храм во имя Благовещения в
Московском Кремле. Начал возводиться по повелению великого князя Московского Ивана III Васильевича. Строился храм с
1484 года по 1489 год.
Слайд 17.
В 1484 году состоялась закладка каменного здания Благовещенского собора.
Слайд 18.
Его строительство вели псковские мастера, создавшие глубоко
русскую по духу
постройку!
Великий
князь Иван III лично
контролировал
постройку храма.
Слайд 19.
Собор имеет 3 предела: во имя Пресвятой Богородицы, Входа
в Иерусалим и Архангела Гавриила.
Слайд 20.
Входы в храм украшены белокаменными резными позолоченными порталами. В порталах
медные двери.
Слайд 21.
В иконостасе собора
иконы 14 - 16 веков,
в том числе
Андрея Рублева,
Феофана Грека
и других.
Слайд 22.
Благовещенский собор не велик, так как был
предназначен прежде всего для семьи великого князя.
Слайд 23.
В России много прекрасных храмов! И наша обязанность
сохранить историю нашей страны.
Слайд 24Собор Василия Блаженного в Москве
Слайд 26Версия о создании Собора Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного был построен
в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским .
Предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Слайд 27В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для
устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.
В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Как указывал улицы; в 1834 году, после прокладки Масляного переулка — с южной стороны храма)
Слайд 28В. Хавский, в книге 1722 года в храме значилось 18 церквей
(престолов): Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Параскевы-Пятницы, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Киприана и Иустинии, Григория Армянского, Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного), Василия Великого, Девы Феодосии, Александра Свирского, Сергия Радонежского, Марии Египетской, Богоявления, Всех Святых и Трёх Патриархов.
В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду (вначале вдоль Москворецкой ой стороны храма).
Слайд 29До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также
приносили сюда своё имущество.
В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена.
В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.
Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».
Слайд 30Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением
св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича.
Слайд 35Родословная благородного гиганта составляет четыре с лишним века, начинается на рубеже 16-17 веков. Первый
царь-колокол был отлит по приказу Бориса Годунова и назван Успенским. Он висел в деревянной колокольне, а чтобы раскачать его язык, нужно было 24 человека. Во время одного из пожаров колокольня загорелась, и 40-тонный колокол упал и разбился. Далее в 1652 году царь Алексей Михайлович приказал перелить «царь-колокол» и сделать его ещё большего размера и веса. На этот раз вес составлял более 130 тонн, а отливал его мастер Данила Данилов с сыном Емельяном.
Колокол подняли на деревянную звонницу, сооружённую рядом с колокольней Ивана Великого, но он просуществовал чуть более года и в 1654 году был разбит во время Рождественских звонов, а летом умер мастер, создавший его.
Слайд 36
В следующем 1655 году Царь-колокол вновь перелили, и он ещё прибавил
в весе. Новый Царь весил около 10 000 пудов (более 160 т.). Через 3 года его подняли в специально построенную звонницу на Соборной площади. И опять судьбу Царь-колокола решил пожар. В пожаре 19 июня 1701 г. сгорело большинство деревянных построек Кремля . Царь-колокол снова упал и разбился
Слайд 37Царь-колокол
В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать
проект нового колокола 200-тонный колокол был отлит 25 ноября 1735 года и оставлен в литейной яме, для выполнения чеканных работ. А в мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город.
Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся.
От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме.
Слайд 38После этого пожара колокол более ста лет пролежал в яме.
В
те времена люди, которые убирали территорию площади, хранили в этом колоколе соль. А соль очень вредна для металла. Колокол покрывался все новыми трещинами.
Вспомнили о нём уже в мирное время. Модному тогда архитектору Монферрану, был поручен подъём и установка колокола на постамент.
16 августа 1836 года в Кремле у колокольни Ивана Великого Царь-колокол был установлен на постамент
Слайд 39Новые боевые страницы в истории колокола были вписаны во время Великой
Отечественной войны. Под его куполом бойцы прятались от авианалётов.
А в первый год, когда немцы подступали к Москве под колоколом находился запасной пункт связи
Обожженный огнём, не покорившийся французам и уцелевший при авианалётах фашистов Царь-колокол не сдался. Возможно, именно за сильный дух и мощь так любят Царь-колокол
Царь-пушка в наши дни
Сейчас Царь-пушку мы можем увидеть на Ивановской площади Кремля у собора Двенадцати Апостолов