Презентация, доклад на тему Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром.

Содержание

Условия формирования исследовательских умений.

Слайд 1Выполнила: Кузина Мария Николаевна
Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их

ознакомления с окружающим миром.
Выполнила: Кузина Мария НиколаевнаРазвитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром.

Слайд 2Условия формирования исследовательских умений.

Условия формирования исследовательских умений.

Слайд 3 Видеть проблему
Задавать вопросы
Выдвигать гипотезы
Давать определение понятиям
Классифицировать
Наблюдать
Проводить эксперименты
Делать выводы и умозаключения
Структурировать

материал
Доказывать и защищать свои идеи

Исследовательские умения:

Видеть проблемуЗадавать вопросыВыдвигать гипотезыДавать определение понятиямКлассифицироватьНаблюдатьПроводить экспериментыДелать выводы и умозаключенияСтруктурировать материалДоказывать и защищать свои идеиИсследовательские умения:

Слайд 4Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенку, ставшему школьником, уже хочется

стать человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания, и прочее.

В качестве одного из новообразований в формировании личности младшего школьника выступают самостоятельность и сдержанность - относительно устойчивые формы поведения и деятельности. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в общении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артёмова)
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенку, ставшему школьником, уже хочется стать человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным

Слайд 5Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.

В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.
В учебной деятельности у ребенка формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания.

Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.

Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью

Слайд 6В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать игровая деятельность. Самостоятельность

обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе.

Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также в дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает 'как игровая задача самого ребенка.

Способы же ее решения являются учебными. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер.
Итак, в младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство формирования самостоятельности в учебной и трудовой деятельности детей.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать игровая деятельность. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании

Слайд 7Обучение на высоком уровне трудности, сложность содержания материала способствует развитию логического

мышления, но младшие школьники иногда только воспроизводят информацию, не понимая прочитанного, затрудняются ответить на вопросы, раскрыть связи в природе, подтвердить ответ примерами.

Причиной тому является недостаточное овладение учащимися такими учебными действиями, как классификация, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков в объектах.

Школьники могут назвать группы животных, растений, но затрудняются выделить признаки, по которым объединяли те или иные объекты окружающего мира. Это объясняется имеющимися у учащихся знаниями о многообразии живых организмов и недостаточным овладением таким приемом обучения как классификация.

В изучении курса «Мир вокруг» видами деятельности являются как учебная, так и проектная, читательская, контрольно-оценочная. Они определяют необходимость формирования у младших школьников способности к самостоятельным учебным действиям.
Обучение на высоком уровне трудности, сложность содержания материала способствует развитию логического мышления, но младшие школьники иногда только

Слайд 8Приёмы работы с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой, организация наблюдений за

объектами природы, практических работ способствуют формированию у учащихся знаний, познавательных, коммуникативных умений.

Выполнение заданий инвариантных (базовый уровень сложности) и вариативных (повышенный уровень сложности) позволяет не только закрепить изученный материал, выявить успешность усвоения его, но и способствует развитию контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников.

Планируемые образовательные результаты являются учебными достижениями учащихся, их необходимо связывать не только с универсальными учебными действиями, но и с учебными умениями.
Приёмы работы с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой, организация наблюдений за объектами природы, практических работ способствуют формированию

Слайд 9Деятельностный подход в изучении курса «Мир вокруг» несомненно, связан с самостоятельным

поиском младшими школьниками знаний, применением их в практической деятельности и новых учебных ситуациях.

Ведущая роль в этом принадлежит предметным и общим учебным умениям. Учебные действия являются основой умений, без которых не могут быть применены знания, умения в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия, такие как принятие и осознание учебной задачи, оценка своих учебных достижений учащимися по теме урока обеспечивают, в свою очередь, организацию разнообразных видов деятельности школьников на уроке.

Так, А.Г. Асмолов в своей книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» даёт определение: «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию»
Деятельностный подход в изучении курса «Мир вокруг» несомненно, связан с самостоятельным поиском младшими школьниками знаний, применением их

Слайд 10Наибольшая возможность в умственном развитии младших школьников возникает тогда, когда начинается

систематизация и обобщение знаний об окружающей действительности, ученики выполняют задания, включающие решение проблемных ситуаций, познавательных задач на доказательство, сравнение, классификацию, обобщение, раскрытие причинно – следственных связей.

Учителю необходимо организовать работу разной по степени сложности, методам, приемам обучения, при этом учитывая индивидуальные психологические особенности учащихся.
Универсальные учебные действия могут успешно формироваться на всех этапах урока, начиная от проверки домашнего задания до контроля знаний.
Наиболее эффективно УУД формируются на таких этапах урока как: актуализация знаний, изучение новых знаний, закрепление изученного.
Наибольшая возможность в умственном развитии младших школьников возникает тогда, когда начинается систематизация и обобщение знаний об окружающей

Слайд 11Также младшие школьники овладевают умениями работать с терминами, ключевыми словами, которые

выделены жирным шрифтом (температура, горизонт, линия горизонта и т. п.), находят главное в тексте с помощью вопросов, предложенных в учебнике (Как изменяется жизнь насекомых осенью по сравнению с летом? Каких птиц называют перелетными?
Почему птицы выводят птенцов летом?), рассуждают, доказывают свои предположения с опорой на наблюдение, рисунок и текст (Сравни погоду осенних месяцев. Какой месяц был более холодным?
В каком месяце было больше пасмурных дней, дней с осадками и ветром? и т. д.).
Учебно-методический комплекс обеспечивает обучение младших школьников созданию собственных учебно-научных текстов различных жанров: объяснение-пояснение (Для чего служит термометр?), ответ-анализ (назови части термометра, назови правила пользования термометром), ответ- обобщение (Сравни погоду осенних месяцев. Какой месяц был более холодным?
В каком месяце было больше пасмурных дней, дней с осадками и ветром?), объяснение-толкование (Как ты понимаешь, что такое горизонт? Что такое линия горизонта? Какая между ними разница?).
Также младшие школьники овладевают умениями работать с терминами, ключевыми словами, которые выделены жирным шрифтом (температура, горизонт, линия

Слайд 12При применении выше перечисленных методов и форм у школьников будут развиваться

следующие познавательные учебные действия:

умение извлекать информацию, представленную в разной форме и разных источников;
описание, сравнение, классифицирование природных и социальных объектов на основе их внешних признаков;
установка причинно-следственных связей и зависимостей между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;
умение использовать готовые модели для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания и т.д
При применении выше перечисленных методов и форм у школьников будут развиваться следующие познавательные учебные действия: умение извлекать

Слайд 13СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть