Слайд 1 «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»
в 3 классе по учебнику
Н.Ф.Виноградовой Г.С.Калиновой.
Программа: «Начальная школа XXI века».
Екатеринбург, 2017 год
БМАОУ СОШ №11
Учитель начальных классов
Завалишина Эльвира Николаевна
Слайд 2
Методика изучения курса «Окружающий мир».
3 класс
Автор программы:
Н.Ф.Виноградова.
Целевые установки
и ценностные ориентации:
– формирование социального опыта школьника,
- осознание элементарного взаимодействия в системе
«человек – природа – общество»,
- воспитание правильного отношения к среде обитания и
правил поведения в ней;
- понимание своей индивидуальности, способностей и
возможностей.
Слайд 3- соблюдение техники безопасности в школе, дома, в общественных местах,
- понимание важности здорового образа жизни;
осознание сущности нравственно-эстетических
установок;
- получение начальных навыков экологической культуры;
осознание, что любое событие происходит во времени и
пространстве,
принятие ребёнком гуманистических норм
существования в среде обитания,
- систематизирование и обобщение полученных знаний,
Слайд 4 Задачи:
1) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке
в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
2) развивающая –осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;
3) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного
взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических
чувств.
Слайд 5 Требования к уровню подготовки младших школьников:
Знать:
- права человека и
ребёнка в РФ;
- названия народов, населяющих Россию;
- основных правителей российского государства;
- тела живой и неживой природы ;
- планеты Солнечной системы ;
- свойство воздуха, воды ; состав почвы;
- древние города и их достопримечательности ;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей , просветителей Руси и России ( в соответствии с программой),
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ.
Слайд 6Уметь: различать (соотносить ) :
- год,
век, арабские и римские цифры;
- название русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) ;
- животные различных групп ( одноклеточные-многоклеточные, беспозвоночные-позвоночные );
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида , строения животного в - понятия « земледелие» , « ремесло» , « торговля» , « деньги»;
зависимости от среды обитания;
Уметь: решать задачи в учебных и бытовых ситуациях :
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле ;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к
окружающей среде;
Слайд 7 - характеризовать условия жизни на Земле
; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных ;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека ;
- составлять описательный рассказ о животных ( растениях) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе ; участвовать в работе в уголке природы , на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства ( объединение славян,
принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов) ;
- рассказывать об особенностях жизни в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом ( в соответствии с заданиями рабочей тетради).
Уметь: решать задачи в учебных и бытовых ситуациях :
Программное содержание: 68 ч
Человек как биологическое существо:
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля – наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и географическая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта Росси.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условное изображение карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновении карты.
Человек и мир природы:
Растительным мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждения отравлений ими.
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и не съедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (живые организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Человек и другие люди:
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Слайд 11 Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в
разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных. Горожан и крестьян представители разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили далекие славяне. Принятие христианства в Руси.
Человек и общество. История родной страны:
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовства и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Слайд 12 Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение
космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения.
Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Слайд 13 Данная программа составлена на основе авторской
программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2008 года.
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учиться), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Основные идеи содержания:
Слайд 14 В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции —
соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностно го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
Слайд 15 Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»),
расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Интегрированный курс
«Окружающий мир»
Авторский коллектив: Н.Ф. Виноградова,
Г.С. Калинова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат
Курс способствует развитию личности школьника,
учит взаимодействовать с природой, сверстниками, взрослыми, познавать себя.
Комплекты для 3 классов включают:
• учебник (в двух частях)
• рабочие тетради № 1, 2
• рабочие тетради «Думаем и фантазируем»,
«Наблюдаем и трудимся»
• методику обучения
Дополнительные пособия
«Окружающий мир в произведениях живописи»
Дидактические материалы и методическое пособие
для 1–4 классов
Автор Н.Ф. Виноградова
Слайд 16Технология изучения содержательных линий.
Содержательные линии:
Разделы:
Человек и мир природы.
Человек и другие люди.
Человек и общество.
История родной страны.
«Земля – наш общий дом».
«Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)».
«Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)».
Человек как биологическое существо
Слайд 17
Н.Ф. Виноградова обращает внимание на оформление страницы, которая предваряет изучение каждой
большой темы. Авторы предлагают рассматриванию и чтению этой страницы (шмуцтитула)
посвятить несколько минут на уроке. Дело в том, что эта
работа дает возможность сформировать познавательный
мотив изучения. Очень хорошо, если учитель вернется к
странице еще раз после прохождения темы.
1). Знания о природе, человеке и обществе составляют
постепенно раскрывающуюся линию развития
взаимоотношений человека с природой, другими людьми,
обществом и самим собой.
2). Изучение обществоведческих тем. Авторский подход
к изучению младшими школьниками истории нашего
государства отличается от общепринятого.
Н.Ф. Виноградова не знакомит детей с историческими эпохами (все, что происходило
в Древней Руси, в России средних веков, в новое и новейшее время),
а последовательно раскрывает во времени и пространстве развитие конкретного общественного явления.
Методические особенности изучения темы.
Слайд 18
Изучение первой исторической темы позволяет детям представить те изменения, которые происходили
с самим человеком (его внешний вид, характер, быт, отношение к явлениям окружающей жизни др.) от древности до наших дней.
Вторая тема связана с развитием трудовой деятельности людей (дети узнают, как возникли и развивались земледелие, промышленность, как строились города и появлялись разные профессии). Изучение этих тем заканчивается уроками обобщения («Древняя Русь», «Московская Русь», «Россия»).
В соответствии с программой в третьем классе изучаются две темы, формирующие обществоведческие и исторические представления: «Человек в разные исторические времена» и «Труд людей в разные исторические времена», и три природоведческие темы: «Земля – наш общий дом», «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли».
Слайд 19Рекомендуемые темы уроков с кратким содержанием(по программе):
Как трудились люди в разные
времена
(исторические эпохи) (20 ч).
Слайд 22Экскурсии и учебные прогулки.
Экскурсии в природные сообщества (с учетом местных условий), на
водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Целевые прогулки: на обрывистый берег реки (оврага) –верхний слой земли; почва;
Разнообразие растений (сбор материала для гербария); старинные улицы (здания) нашего города, посёлка.
Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.
Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке.
Слайд 23
В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная
работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсий.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.
В конце каждой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать
45 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.
Экскурсии: «Труд людей родного края».
1.Экскурсия в г.Сысерть, на фабрику по изготовлению фарфора.
Задачи экскурсии:
1). Познакомить учащихся с историей создания предприятия.
2). Показать различные виды выпускаемой продукции.
3). Познакомить с ведущими профессиями основного производства, с оборудованием отдельных цехов, спецификой работы специалистов, типами основных орудий, с производственными операциями и обязанностями, с санитарно-гигиеническими условиями, организацией и режимом труда.
Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка экскурсии, ее проведение,
обработка материалов экскурсии и использование их на последующих уроках.
Слайд 24План экскурсии:
1. Повторение правил поведения на экскурсии.
2. Вступительная беседа о технике
безопасности при нахождении в некоторых цехах.
3. Характеристика каждого цеха, его коллектива, наиболее распространенные профессии.
4. Наблюдения за работой передовиков производства на их рабочем месте, т.к. это производит на учащихся сильное впечатление.
5. Вопросы учащихся к работникам предприятия.
6. Самостоятельная работа каждого ученика по оформлению фарфоровой посуды.
( «Мастер-класс» с ребятами проводит главный художник по росписи фарфора на данном предприятии).
7. Подведение итогов экскурсии. Заключительная беседа. Систематизация знаний.
Цеха по изготовлению
гипсовых форм для фарфоровых изделий.
Слайд 25
Подготовка к самостоятельной работе по оформлению посуды из фарфора. Инструктаж проводит
художник-оформитель данного предприятия.
Все ребята радуются результатам своего труда.
Фарфор Сысерти ценится
жителями Урала.
Слайд 26При подведении итогов данной экскурсии, необходимо обратить внимание детей на то,
что в некоторых цехах фарфоровой фабрики до сих пор преобладает ручной труд. Это не потому, что не хватает машин, а связано с тем, что изготовление изделий требует большого мастерства, терпения. Особенно трудно расписывать фарфоровую посуду вручную.
Слайд 272. Экскурсия на страусиную ферму.
(Челябинская область).
Задачи экскурсии:
1.Формирование у младших школьников ценностного
отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
2.Формирование позитивного отношения к работникам сельского хозяйства.
3.Познакомить с профессией фермера.
План экскурсии:
1.Повторение правил поведения на экскурсии.
2.Знакомство с хозяевами фермы.
3.Показ страусиных яиц и возможность взять их в руки.
4.Наблюдение за тем, как кормят страусов, ухаживают за их жилищем.
5.Самостоятельная работа учащихся (кормление страусов).Инструктаж перед кормлением, для соблюдения техники безопасности.
6.Омлет из страусиных яиц (кто хочет пробует, предварительно помыв руки).
7.Вопросы к работникам фермы.
8.Подведение итогов экскурсии. Заключительная беседа.
9.Фотографии на память.
Слайд 28Страусы живут в Челябинской области.
Страусиное яйцо, из которого будет сделан вкусный
омлет.
Ребята самостоятельно кормят страусов капустой.
Слайд 29Методы обучения окружающему миру.
Существует несколько подходов к классификации методов обучения. Рассмотрим
те из них, которые наиболее актуальны в начальной школе.
Характеристика методов по источникам знаний:
словесные (рассказ, беседа, дискуссия, размышления, обсуждения)
наглядные (иллюстративный, демонстрационный)
практические (наблюдения, опыт, проектирование, эксперимент, упражнение, практическая и лабораторная работы)
игровые (дидактическая игра; имитационная, ролевая, театрализованная игры)
Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный частично-поисковый (эвристический),исследовательский.
3. Классификация методов по дидактической цели:
методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний методы контроля знаний, умений.
4. Классификация методов по месту в структуре деятельности:
методы организации и осуществления деятельности
методы стимулирования и мотивации
методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
Слайд 30Методы и приёмы формирования знаний.
Практические методы и приёмы изучения окружающего мира.
Наблюдения
над природой и трудовой деятельностью человека - один из ведущих методов изучения природы в начальной школе.
Для успешного формирования целостности восприятия окружающего мира младшими школьниками в учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» в помощь учителю были разработаны правила организации процесса наблюдения за объектом.
Первое правило. Четко формулируйте перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Например, дети рассматривают живые объекты (щенка, рыбу, птицу).
Второе правило.
Создавайте условия для более результативного наблюдения. Заранее продумайте место проведения наблюдения, расположение объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то предварительно посетите это место, определите, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещен и т.п.
Третье правило.
Предварительно наметьте план и способы наблюдения, продумайте вопросы, которые можно задать детям. Постарайтесь предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть
у них во время наблюдения.
Слайд 31Четвёртое правило. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного
восприятия, продумайте использование других анализаторов – слуха, вкуса, обоняния.
Использование разных ощущений позволит ученику дать
более полную характеристику объекта. Разные анализаторы можно использовать в самых неожиданных ситуациях. Так, во время экскурсии по городу (селу) дети отвечают на вопросы: «Какие звуки города (села) вы слышите?», «Одинаковы ли запахи, которые мы почувствовали в лесу и на автомагистрали?»
Сенсорное воспитание на уроке окружающего мира неотделимо от
содержания учебного материала.
Например, свойства вещества (растворяется, растворяет, лепится, рассыпается и др.), форма предмета (плоский, круглый и др.), условия обитания (климат, растительность
и др.) изучаются с учетом чувственного опыта детей.
Словесные методы и приёмы на уроках окружающего мира.
Важная особенность восприятия – ее зависимость от речи. Осознанным (или осмысленным) восприятие становится в случае опосредования речью. Именно речь дает возможность обобщать, сравнивать, классифицировать и производить другие действия с объектами. Для того чтобы идея равноправного продуктивного общения учеников и учителя на уроке не звучала лишь как теоретическое положение,
авторами комплекта «Начальная школа XXI века» выдвигается и реализуется в средствах обучения идея включения в урок речевой разминки как обязательного структурного элемента урока.
Слайд 32Речевая разминка:
– Спросите меня о чем-нибудь...
– О чем? – удивляются дети.
–
Спросите: какое у меня настроение?
– Какое у вас настроение?
– Плохое... (нужно ответить в первый раз только так).
Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие
вопросы: «Почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда
пройдет плохое настроение? Что для этого нужно сделать?»
Вызывая учеников на общение, учитель незаметно для детей учит
их задавать вопросы, используя вопросительные слова и вопроси-
тельную интонацию. Это упражнение, которое занимает 2–3 минуты урока, может повторяться в разных вариантах: «Спросите друг у друга о том, как прошел вчерашний вечер», «Как найти дорогу к кинотеатру (аптеке, библиотеке)?» Постепенно речевые разминки становятся более содержательными: «Задай вопросы о профессиях, о своём крае».
Задай вопрос о ..., на который ты не знаешь ответа».
Речевая разминка может быть представлена и в виде диалога.
Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и
дочка, дедушка и внук – спрашивают о здоровье, поздравляют и т.д.).
Слайд 33Наглядные методы и приёмы на уроках окружающего мира.
Уроки, как правило, строятся
на внешне ярких, эмоционально привлека-тельных наглядных средствах, а не на содержании, которое само по себе
вызывает познавательный интерес школьника. С целью активизации учеб-
ного труда учеников, создания положительной мотивации учения им пред-
лагается (в обсуждаемых средствах обучения) рубрика «Этот удивительный мир».Она позволяет развивать эрудицию, создавать интеллектуальный фон
обучения.
3 класс. «Открытия которые совершил человек в 19-20 веке».
Слайд 34Познавательный интерес возникает, как считают психологи, прежде всего в том случае,
если у детей «смутные», «неясные знания». При правильной организации обучения у школьников возникает потребность устранить свое незнание и превратить «неясные» знания в четкие и определенные. С этой целью в учебнике «Окружающий мир» был разработан специальный прием – работа с рубрикой «Выскажи предположение».
Рубрика решает еще одну важную познавательную задачу. Знания, по-
лученные в готовом виде, представляют для ученика значительно меньшую ценность, чем те, которые
он добывал самостоятельно или в
«открытии» которых участвовал.
Умение рассуждать, формулировать
свое мнение по проблеме позволяет
школьнику переносить свои знания в
практические ситуации и наоборот,
обобщать увиденное и уже известное.
3 класс «Как трудились наши предки».
Слайд 35Одним из важных средств развития у младших школьников интереса к окружающему
миру в УМК «Начальная школа XXI века»
является альбом «Окружающий мир в произведениях живописи»
с подборками репродукций картин художников-классиков по трем
темам: «Родная природа – радость, любовь, вдохновение», «Русь,
Россия – Родина моя», «Жизнь людей нашей страны в разные эпохи».
Рассматривание произведений живописи, описание их, составление
повествовательных рассказов, рассказов-этюдов помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает
стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой
продуктивной деятельности.
3 класс «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)».
Слайд 36Методы и приёмы формирования умений.
Использование художественной литературы и научно-познавательной книги на
уроках окружающего мира.
1.Чтение дополнительных текстов используется как индивидуальные задания для
сильных учащихся. ( В то время как учитель во время урока работает с основным
составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания:
«Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».
2. Раз в две недели учитель устраивает на уроке познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны.
3. Часть урока отводится знакомству со справочной литературой и работе с ней.
( использование словаря, который находится в конце учебника для 3-4 класса).
Необходимо приучать ученика обращать внимание на непонятные слова в тексте учебника. Обучать умению пользоваться справочной литературой
Игровые методы и приёмы формирования знаний и умений при изучении окружающего мира.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности –умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.
Слайд 37При отборе игры или её создании обратите внимание на наличие и
чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель(задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить.
Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами «если, то…» и отличают данную игру от другой, а также игру от дидактического упражнения.
Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует время выполнения действий.
На уроках окружающего мира необходимо развивать умения отвечать на вопрос и строить собственный вопрос.
С каждым учебным годом вопросы усложняются. Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире.
Можно устроить на уроке конкурс вопросов и ответов. Ученики с удовольствием соревнуются между собой: кто больше вопросов сочинит об одном предмете или объекте.
Формирование умений и навыков участия в диалоге.
1. Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги.
2. Диалоги животных и растений.
3. Диалоги неодушевлённых (оживших предметов).
Методические приёмы: Спросить ответ «на ушко» (если не уверены в правильном ответе ребёнка). Создать ситуацию успеха (говорить вместе с учеником).
Слайд 38На уроках окружающего мира необходимо развивать умения понимать жесты, мимику и
воспроизводить их.
Очень важно научить ребёнка общаться при помощи мимики и жестов. Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках – те, которые решают задачу
ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами,
элементами пантомимы. Для этого целесообразно использовать иллюстративный материал: рисунки разных выражений лиц (удивление, радость, печаль, восторг, страх и т.д.), графическое изображение поз и жестов. От класса к классу задания усложняются. В 3 классе можно показать детям, какие жесты приятны для собеседника, а какие вызывают у него неприятные чувства.
1.Эти жесты говорят об открытости собеседников.
2. Угрожающий жест.
3. Этот жест неприятен для собеседника.
4. Вести разговор и держать руки в карманах некультурно.
5. Раскрытая ладонь свидетельствует о доброжелательности собеседника.
6. Неприятный для собеседника жест.
Слайд 39На уроках окружающего мира необходимо развивать умения решать логические задачи.
Что такое
логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов. Проблема может быть «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания. Большой интерес вызывают «философские» задачи. Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты. Очень нравятся детям графические логические задачи:
Логическая задача в виде рисунка-загадки, рисунка-ошибки, ребуса и т.д.
Логическая задача в вербальной форме, а ответ на неё должен быть дан в рисунке.
При решении логических задач необходимо помнить о правилах:
Предлагать ученикам выдвигать различные гипотезы.
Учиться выбирать доказательства гипотез.
При выборе доказательств выдвинутого решения логической задачи, необходимо обязательно обращать внимание на их существенность.
Можно часто использовать логические задачи, но на их решение не должна уходить большая часть урока.
Много логических задач есть в рабочих тетрадях. Они могут быть выполнены учащимися как домашнее задание.
Слайд 40Творческие задания на уроках окружающего мира.
Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую
индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.
Творческое рассказывание на уроках окружающего мира.
Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.
Виды рассказов об окружающем мире:
Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия природы, труда людей, явлений общественной жизни ( «Как мы дежурили», «Что мы видели на фабрике» и т. д.).
Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как Москва строилась», «Слушаем музыку» и т. д.).
Описательный рассказ, построенный на сравнении разных явлений природы и социальной жизни ( «Письмо другу(в разные века)» и др.).
Рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета(явления) окружающей действительности, основанное на непосредственном восприятии или чувственных образах.
Рассказ-сочинение – это повествовательный(или описательный ) рассказ о каком –либо событии, которого не происходило в реальности (фантазии).
Слайд 41Методы и приёмы формирования ценностных ориентаций.
Среди целей изучения окружающего мира одна
из важнейших – развитие
общественно значимых качеств личности, ценностных представлений
о природе, людях, обществе.
На ее достижение направлены как содержание курса, так и все компоненты методики ознакомления с природой, обществом, людьми. Почему так изменились за последние годы наши дети? У них формируются другие социальные ценности.
Например, если раньше они мечтали стать космонавтами, летчиками,
моряками, офицерами, то теперь многие хотят быть банкирами. Причина ясна: растущая личность находится под сильным влиянием тех изменений, которые происходят на ее глазах в обществе.
А разобраться в сущности происходящих явлений, «отделить зерна от
плевел» младший школьник еще не научился.
Очень важна для ребенка и минисреда – семья, класс, школа.
С приходом в школу новая социальная среда начинает занимать доминирующее
место в системе отношений ребенка с окружающим миром.
Строя процесс учебного общения с младшим школьником, учитель должен помнить, что его влияние может быть и положительным, и отрицательным.
Слайд 42Для младшего школьника учитель – человек весьма авторитетный, он всегда выступает
примером для подражания, поэтому задача создания комфортного микроклимата в классе, ситуаций взаимопонимания – одна из важнейших в начальном образовании.
Уроки окружающего мира могут внести в решение этой задачи существенный вклад. Можно выделить несколько условий организации
учебного общения при изучении этого предмета, которое положительно будет влиять на воспитание личности школьника.
1. Деятельность ребенка должна быть успешной.
2. Предоставляйте каждому ребёнку возможность высказать свое мнение.
3. Старайтесь приводить положительные примеры из жизни детей.
4. Не торопитесь на уроках окружающего мира ставить отметки.
В образовательном процессе две главные фигуры – ученик и учитель. От их правильного взаимодействия будет зависеть не только конкретный результат обучения, но и воспитательный эффект развития личности школьника.
Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности
– сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни. Младший школьник в своих высказываниях, комментариях к своим рисункам и иллюстрациям учебника, в сочинениях, рассказах-этюдах отражает свое собственное понимание событий страны, учится сравнивать свои эмоциональ-ные состояния с отношениями, которые высказывают в своих произведениях авторы художественных полотен, литературных произведений, скульптурных композиций и др.
Слайд 43 Предмет «Окружающий мир» культурологический, формирующий культуру и
эрудицию ребенка. Изучение
природы, общества и человека способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя, управлять своим поведением.
Важной стороной личности растущего ребенка является воспитание экологической культуры. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного, рачительного и разумного отношения к природной среде. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственной, так и в естественной среде обитания.
В основе эстетического воспитания младших школьников лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоцио-нальным и познавательным становится условием развития эстетических чувств.
Слайд 44
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических
работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами, диаграммами.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.
Многие задания предусматривают деятельность учащихся в парах, в группах. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
Практическая деятельность детей на уроках.
Работа учащихся на уроке окружающего
мира по группам.
Работа с
природным
материалом.
Урок творчества.
«Почему человек
творит?».
Слайд 45Умеем ли мы трудиться?
«Собери картошку».
Работа с контурными картами.
В школьном музее. Ребята
познакомились
с предметами быта, которыми пользовались люди в нашем краю. (19-20 век).
Слайд 46Краеведческие исследования.
«Работа – она штука долговекая:
человек умрет, а дело его останется.
Вот
ты и смекай , как жить-то…»
(П.П.Бажов)
Исполнители: ученики
3 класса БМ БОУ СОШ №11
Руководитель: Завалишина Э.Н.
2011-2012 год
«Живинка в деле»
Ученики 3 класса
провели краеведческие исследования в своём посёлке Ключевск.
Тема – «Труд людей родного края».
«Народные мастера».
Презентация данной
работы находится
в приложении к контрольной работе.
«Заготовка леса».
Резьба по дереву.
Слайд 47Работа с наглядными средствами обучения.
Применение наглядных средств способствует формированию у учащихся
материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные средства должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.
Наглядные средства очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования.
Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные средства, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные средства, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.
По способам изображения различают: образные наглядные средства, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематические условные наглядные средства, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).
Слайд 48Особую роль наглядные средства играют в обучении детей младшего школьного возраста,
так как соответствуют особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядные обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядные средства содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Наглядные средства повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядных средств.
Естественные наглядные средства (растения, животные, полезные ископаемые);
Экспериментальные наглядные средства (явления испарения, таяния льда);
Картинные и картинно-динамические наглядные средства (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино);
Объемные наглядные средства (макеты, муляжи, геометрические фигуры).
Слайд 49Звуковые наглядные средства (грамзаписи, магнитофонные записи, радио);
Символические и графические наглядные
средства (чертежи, схемы,
карты, таблицы);
Смешанные наглядные средства - учебный звуковой кинофильм.
Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядных средств, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Достоинства учебных картин –
их большая информационная емкость,
достигаемая художественностью
изображения изучаемого объекта.
Н.В.Неврев. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из
недавнего прошлого».
Слайд 50Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют
художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой.
Роль карты в обучении «Окружающему миру» в начальных классах очень велика, она выполняет различные образовательные и воспитательные функции. Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальных классах школы, так как карта помогает выяснению и показу местоположений различных объектов, способствует раскрытию связей, явлений и причин, обуславливающих особенности изучаемых территорий.
Карта в школе служит наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний, дающим возможность, опираясь на знания элементов картографического метода, способствовать более успешному обучению.
Слайд 51Работа с учебником, тетрадью.
При построении учебника и рабочих тетрадей по
курсу «Окружающий мир» для 3-го класса коллектив под руководством Н.Ф. Виноградовой учитывали те изменения, которые произошли в учебной деятельности школьников за два года обучения в начальной школе. Виноградова Н.Ф. обращает внимание на то, что третьеклассники не только стали на два года старше, но и научились учиться: они могут поставить перед собой учебную задачу, найти целесообразные средства для ее решения, проконтролировать свои действия и оценить их.
Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или учебной литературой. Сущность этого метода (и в той и в другой форме) заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом, в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.
Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной ее организации. Исходя из характера предстоящей на уроке работы, учитель обязан еще до урока определить, в каком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и развивающие задачи. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе - больше 15 мин.
Слайд 52
Говоря об особенностях обобщений детей 9 лет, можно выделить три способа
выполнения предложенных им заданий на обобщение:
наглядно-речевой, образно-речевой, понятийно-речевой. При наглядно-речевом способе, обобщение идет путем сенсорного выделения одного или нескольких сходных признаков и с помощью речевого действия. Образно-речевой способ характеризуется тем, что обобщение осуществляется на основе установления общности представленных признаков и с помощью слова. Понятийно-речевое обобщение основывается на абстрагировании детьми не воспринимаемых непосредственно, а мыслимых с помощью речи признаков предметов.
Третьеклассники могут самостоятельно пользоваться понятийно-речевым способом. Это говорит о том, что школьникам 3 класса можно предлагать более сложные задания на обобщение.
Работа с форзацами учебника и работа
в группах, парами, по иллюстрациям
данной книги.
При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Следует добиваться, чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного, аргументировать наиболее важные положения, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации.
Слайд 53В учебнике представлен не только материал для обязательного усвоения уча- щимися,
но и дополнительный, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников, повышению их общей культуры. Это научно-популярные статьи и очерки о различных природных объектах, истории возник- новения нравственных норм, творчестве человека и др. Учитель может по собственному усмотрению увеличить объем дополнительного материала, не требуя его обязательного усвоения. Наличие таких знаний очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для развития познавательных интересов школьников.
Условные обозначения
помогают ученикам
правильно работать с учебником.
В книге очень много
рубрик, есть толковый
словарик.
Появилась новая рубрика- «Знакомься: наша Родина».
Слайд 54Программа и учебник для третьего класса продолжают еще одну важную содержательную
линию предмета «Окружающий мир», начатую авторами в первом-втором классах. Она обеспечивает повышение общей культуры и эрудиции младшего школьника. Именно поэтому в учебнике большое внимание уделяется общекультурным сведениям (в частности о научных открытиях, произведениях искусства и их авторах). Эти знания сосредоточены в рубриках «Этот удивительный мир…» ,«Жил на свете человек...». Н.Ф. Виноградова подчеркивает, что этот материал дополнительный, не нужно требовать от школьников его точного запоминания и воспроизведения. Цель знакомства с ним другая - повысить интерес детей к различным фактам из жизни природы и общества, сформировать желание самостоятельно обогащать свои знания, показать, как постепенно человек открывал законы окружающего мира и пробовал его изменить.
Слайд 55Н.Ф. Виноградова раскрывает значение еще одной рубрики — «Картинная галерея». С
этой рубрикой ученики уже встречались во втором классе. Хорошо известно, что в процессе обучения учащиеся получают научные сведения об объектах окружающего мира, т.е. узнают точку зрения ученых. Но есть и другое восприятие природы, вещей и людей. Так, одно и то же явление природы ученый, поэт, художник, композитор видят по-своему. Именно поэтому так важно установить взаимосвязь разных способов познания мира.
«Картинная галерея» формирует у школьников умение эмоционально воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику.
Слайд 56В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации,
углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закрепление их. Кроме того, работа с тетрадью включается в домашнее задание. Школьники выполняют в тетрадях практические работы, ведут записи наблюдений. Следует отметить еще один немаловажный момент: при работе с тетрадью повышается скорость выполнения заданий.
В комплект вместе с учебником входят две рабочие тетради. Одна содержит задания по каждой теме с учетом дифференцированного подхода к обучению, другая предназначена для работы с картами.
Условные обозначения необходимы при выполнении
различных заданий.
Слайд 57Условные обозначения помогают ученикам быстро и правильно выполнить задания. Например, на
стр.21, пользуясь подсказкой,(«нарисованная рука»),ребята самостоятельно определяют ремёсла в России(17-18)
веков,(башмачное, ювелирное, строительное, гончарное, обработка шерсти, обработка льна).
«Нарисованные часы» - выполнение домашнего задания.
Задания повышенной трудности выделяются звёздочкой(*).
В тетради № 2 очень много карт, которые соответствуют теме – «Как трудились люди
в разные времена (исторические эпохи)».
Школьники должны понимать карту – усвоить главные свойства, читать карту – уметь распознавать географическую действительность по её изображению, знать карту – помнить и знать расположение и примерный размер, форму географического объекта.
Ученики 3 класса
должны уметь работать с контурными картами.
Слайд 58Игры, тренинги, проекты.
Дидактические игры природоведческого содержания.
Важным средством активизации познавательной деятельности младших
школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.
Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.
а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.
Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.
При проведении словесных игр дети стоят полукругом, учитель напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч.
Слайд 59б) Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из
них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана).
в) Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.
Подвижные игры.
Современная практика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста располагает довольно разнообразным игровым материалом, заполняющим досуг детей и направленным на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому. Однако учителя ощущают нехватку методического материала по подвижным играм. Проведение подвижных речевых игр не требует специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке.
а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов.
б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги есть в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые.
Слайд 60Игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий,
решающих экологические проблемы.
Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Деловые игры.
Часто в урок природоведения вводят деловую игру.
Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.
Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
Тренинги: «Создание радостного настроения» (чувства «радость» и «интерес»).
Цель -расширять представление детей об эмоции «радость» и «интерес».
« Где живет Обида?»
Цель- дать понятие, что человека можно обидеть не только кулаками, но и словами.
«Я король своих чувств»
Цель -через тренинг дать понятие, что каждый человек является королем своих чувств.
Слайд 61Проекты:
1. «Жалобная книга» природы,(влияет ли труд людей на природу?)».
Цель: записать в книгу
жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих в ближайшем окружении детей (в парке, сквере, на пришкольном участке).
Такую книгу можно иллюстрировать детскими рисунками. На втором этапе желательно обсудить поступившие жалобы и подумать, как можно исправить положение,( с помощью практических дел).
2.Коллекция увиденных животных.(Труд людей и животные).
Цель: составить коллекцию увиденных животных.
В ходе проекта развивается наблюдательность и активность.
Дети сами определяют, в какой форме представят свою коллекцию (рисунки, фотографии, книжки-малышки, сочинение стихов, загадок и т.д.)
3.Птичья «столовая». Как человек помогает птицам?
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его - в создании и организации на территории школы птичьей «столовой». Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки и для каких птиц предусмотреть. Поочередно ведется дежурство и наблюдение.
4. «Чтобы книжки дольше жили». (Бережёшь книгу, бережёшь лес).
Проект бережливых. На первом этапе детей знакомят с состоянием книжек в библиотеке. Ребята узнают, как книги были изданы, какие книги списываются из фонда. На втором этапе осуществляется помощь библиотеке в ремонте книг. При этом помним: сохраняя книжки, мы сохраняем леса.
Слайд 62Проблемные вопросы для обсуждения(осмысления).
Цель: узнать о том, что такое труд, каким
он бывает, какую роль он играет в жизни человека.
Необходимо учиться уважительному отношению к людям труда, узнать о разных профессиях,
Зачем и как надо отдыхать человеку.
Обучающиеся самостоятельно получают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач. Ребята учатся работать в группе, приобретая коммуникативные умения, учатся выполнять различные роли, уважать мнение окружающих, слушать одноклассников, выступать самим. В процессе работы они развивают
исследовательские умения, делают самостоятельные логические выводы; начинается формирование ключевых, общепредметных и предметных компетенций учащихся.
Проблемные вопросы:
1.Без труда нет добра?
2. Как труд помогает человеку?
3. Все работы хороши?
4. Отдыхать - не трудиться?
Учебные вопросы: Что такое труд? Какие пословицы о труде придумали люди?
Какие сказки о труде существуют? Какие профессии бывают?
Какая профессия самая важная? Как выбрать профессию? Сколько времени человек может работать? Как отдыхает моя семья? Зачем нужно спать?
Слайд 63Задания для самостоятельной работы.
В 3 классе многие ученики уже знают, что
им интересно, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы. Тема – «Труд людей нашего посёлка».
- Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Как трудятся жители нашего посёлка?
- Знаешь ли ты народных мастеров нашего посёлка?
- О ком хотелось бы узнать как можно больше?
Кем я мог бы гордиться?
-Хочу ли я быть похожим на своих предков?
Ответив на эти вопросы, ученик может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной, изобретательской, теоретической.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедией, так как дети в лучшем случае читают только учебники. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся, стимулировать их.
Слайд 64Оборудование.
"Москва - столица России" (слайд-комплект)
Глобус физический 320 мм
Глобус представляет собой модель
земного шара с физической картой.
АРМ педагога – автоматизированное рабочее место педагога.
Уголок природы. Живой уголок- морская свинка.
Приборы для опытов. Лупа.
Карта. Промышленная модернизация Урала 18 век.
Слайд 65Муляжи овощей и фруктов.
Гербарий.
Коллекция полезных ископаемых.
Коллекции тканей
ниток и изделий из них.
Коллекции
строительных
материалов.
Слайд 66Плакаты. Труд людей нашей страны.
Репродукции картин.
«Труд людей родного края 18
-19 века.
Таблицы для окружающего мира 3 класс.
Слайд 67Список использованной литературы и интернет источников.
1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Программа для 1–4
классов // В сб.: «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф,
2008 год.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1–4 классы. Методика обучения. –
М.:Вентана-Граф, 2008 год.
3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. 3 класс:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. –
2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011год.
4. Виноградова Н.Ф. Какому учебнику быть в начальной школе
XXI века // Начальное образование. – 2006. – № 3.
5. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2007.
6. Менчинская Е.А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей // Начальное образование. 2006. № 5.
7. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование, 2006, № 6. 2007, № 1.
8. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника. // Начальное образование. 2003, № 2.
9.www.zavuch.info proshkolu.rv