Слайд 1Летопись родного села
Коробкино
Конышевского района
Курской области
Слайд 2Надо
любить
свой край,
где ты родился и вырос. А для
этого его надо знать.
Слайд 3Легенды, природные и исторические памятники с. Коробкино.
Курский край славится
и своими природными богатствами, и замечательными трудолюбивыми людьми, и скромной красотой природы и славным историческим прошлым. При чём за интересными сведениями о нём, как говорится, не надо ходить далеко, потому что почти каждое селение связано с овеянными дымкою легенд какими-либо историческими событиями, с седой стариной.
Вот и у нас в селе Коробкино до сих пор передаётся из уст в уста легенда о княгине, которая бежала от преследовавших её татар.
Рассказывают, что за княгиней гнались татары. Видя, что её догоняют, она бросила им серебряные монеты. Кочевники начали между собой драться из-за серебра, только один не стал подбирать монет, а гнался за ней. Почувствовав, что он её догонит, она сказала : «Расступись, мать сырая земля!» земля расступилась и княгиня исчезла под землёй, а на этом месте образовался родник, который назвали родником княгини, а ближайший хутор назвали Серебряным.
Известный археолог, историк Александров-Липкинг пишет: «Учёные высказывают предположение, что старинный город Ольгов (Льгов – название от имени княгини Ольги) был ещё до нашествия монголов. Но, возможно, находился ниже современного Льгова, там, где сейчас село Коробкино и Коробкинское городище. На Коробкинском городище обнаружили мощный культурный слой эпохи Киевской Руси и следы древнего храма.
Слайд 4 Кроме того, близь с. Коробкино находится большая группа курганов.
Очень любопытно, что самый большой из курганов называют «княжим» и местное население связывает его с княгиней Ольгой.
Ни городище, ни курганы у села Коробкино детально не разведывались. Поэтому пока сказать что-либо о них определённого не возможно». А в 3-4-х километрах от с. Коробкино, там, где впадает Свапа в Сейм по преданиям стоял славный Леванидов крест, мимо которого проезжал славный богатырь Илья Муромец. Археологи утверждают, что крест этот был на самом деле. Это один из древне-русских путевых крестов, игравших роль дорожных указателей, как знак перекрестья дорог. Сейчас крест, вероятно хранится либо на дне реки, либо под вековыми наносами земли, а может быть, где-нибудь и совсем близко от поверхности земли.
У самого устья Свапы стоит село под названием Чёрная грязь. Село Берёза тоже упоминается. Недалеко от сюда и Соловейня роща, и поселение, где обитал тот самый Соловей- разбойник ( так называли, вероятно, какого-нибудь татарского князя, который собирал дань с русского населения ещё в XII веке). Короче говоря, в основу былины об Илье Муромце и Соловье –разбойнике легли исторические события, происходившие именно территории Конышевского и Льговского районов. Кто знает, может Илья Муромец проезжал и через наше село на своём богатырском коне. Направляясь «прямоезжею дорогою в стольный Киев – град»:
Слайд 5« … Мимо той ли то
Грязи чёрной,
Мимо той ли то
Берёзы покляпыя,
Да
у той ли у речки Смородины,
Да у того ли креста Леванидова…»
Каждую весну ребята находят возле хутора Барабана кремнёвые ножи, рубила, наконечники копий и стрел из кремния. Это свидетельствует о том, что здесь находились стоянки первобытных людей каменного века, то есть люди жили здесь, на территории села Коробкино и двадцать тысяч лет назад. Есть и стародавние курганы рядом с селом, которые ожидают своих исследователей.
недалеко от нашего села есть болота, которое раньше, лет сто назад, было озером и называлось Чистым озером из-за своей чистой, прозрачной воды. В этом озере гнездились утки, чайки, гуси, и даже летовали пары лебедей. Со временем озеро мелело. В 70-х годах проводилась мелиорация земель, в результате чего озеро превратилось в болото, которое в жаркое лето пересыхает.
за селом в красивом месте можно увидеть ряд зданий бывшего монастыря. Некоторые из них построены ещё в начале нашего века на средства местной помещицы. Монастырь функционировал до 1918 года, но после там был организован детский дом.
Слайд 6 Очень много легенд ходят об этом монастыре, о том,
что там есть подземный ход, который ведёт далеко в лес. Но обнаружить его пока никому не удалось.
Существует предание о постройке церкви на территории села. На высоком берегу реки в центре села стояло дерево берест. Однажды, люди увидели
в ветвях этого дерева икону Николая Угодника. Поскольку церкви тогда ещё в селе не было, люди отвезли её в ближайшую церковь, но через некоторое время икона вновь появилась на прежнем месте. И сельский сход решил, что это знак для того, чтобы начать строительство храма именно здесь. Так появилась в селе каменная церковь Николая Угодника.
рядом с храмом жил священослужитель . В начале 30-х годов храм был закрыт, а в доме священника открыли начальную школу. В начале 50-х годов здание храма было разрушено. В 1963 году была открыта Коробкинская восьмилетняя школа. А начальная школа была закрыта, но в доме священика долго жил учитель Коробкинской 8-летней школы Клюев М.В.
1900 – 1920 гг.
В это время в селе Коробкино было 40 дворов. Помещиков было два: Арсеньев и Слесарев. Поместье Арсеньева было там, где сейчас школа и сад, а поместье помещика Слесарева находилось недалеко от монастыря.
У Арсеньева земли было 150 га, обрабатывали её крестьяне лошадьми. Труд оплачивался так: кто хорошо работал – тому платили больше, а кто хуже – тому меньше. Помещики так же имели в хозяйстве коров, свиней, овец. Были у них и слуги. Крестьянам землю давали на души по указанию барина.
Слайд 71920 1930г.г.
Империалистическая и трёхлетняя гражданская войны разорили Курский край
и наше село, которое называлось в 20-30-е годы так же как и ныне – Коробкино. В тяжёлом положении находилось сельское хозяйство. Резко сократилось производство зерна, картофеля, подсолнечника и сахарной свеклы. Но менее чем за пять лет хозяйство было восстановлено. Увеличились в селе посевные площади, повысилась урожайность зерновых и технических культур. Однако, не смотря на это, урожайность зерновых с каждого гектара была очень низкая. Поля обрабатывались старыми методами, половины из них вспахивали сохами. При отсутствии техники, урожаи собирали малые – 6-7 ц зерновых с гектара.
в начале 30-х годов в селе шёл процесс дробления крестьянских хозяйств. Особенно большие изменения произошли в колхозе с осени 1929 года, когда в колхозы стали вступать серядняки, что придало коллективизации массовый характер. Вместе с ростом коллективизации усиливалось сопротивление классового врага. Кулаки вели злобную агитацию против колхоза, организовывали поджёги, убои скота. Большую помощь нашему колхозу и всему Курскому округу оказало советское правительство сельскохозяйственными машинами и тракторами. В 1929 году были созданы машино-тракторные станции. В дальнейшем и в наше село поступил трактор. Крестьяне убедились, что при механизированной обработке земли, урожая стали получать больше.
Слайд 81930-1940г.г.
В 1930 году колхоз назывался «8-е марта». С 1929
по 1930 год председателем колхоза был дроздов Виктор Фёдорович. В колхозе состояло 15 хозяйств. В конце 1930 г Барабан объединился с Коробкино и председателем избрали Терещенко Петра Александровича, а колхоз назвали «имени Ленина». В 1932 году избрали председателем Прокопова Павла Константиновича. В 1933 году образовалась МТФ из 10 коров и ОТФ из 15 голов. К 1940 году коров было уже 30 голов и овец около 40 голов. Урожаи были 7-10 ц с гектара. К 1940 году коллективизацией не было охвачено около 12 хозяйств.
1941 – 1970 г.г.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Из нашего села ушли на фронт 57 человек. Сражались они на разных фронтах, но немногие дожили до победы. Отдали свои жизни, сражаясь за Родину, 31 человек наших односельчан. Село Коробкино было окупировано с октября 1941 года. Оккупационные войска на территории села не располагались. Время от времени оккупанты появлялись в селе, чтобы забрать продукты и скот. В этот период на территории Конышевского района был организован партизанский отряд. В отряде был и житель села Коробкино Ветров М. В 1943 г, в феврале, немецкие войска, отступая, проходили через наше село и находились здесь несколько дней. 21 февраля рано утром предупредили местное население, чтобы никто не выходил из домов – будет бой. И действительно, в это утро за селом с северо-восточной стороны послышались крики: «Ура! За Родину!»
Слайд 9 Это была группа разведки наших регулярных войск, но разведчиков
было мало, они погибли. В этот же день наши войска выбили захватчиков из села, а погибшие воины были похоронены в братской могиле.
Уроженка села Коробкино Литвинова Вера Акимовна сочинила стихотворение, посвящённое памяти погибших:
«Мы ждали тех, кто нёс свободу
Своей жизни не щадя.
Они пришли двадцать второго
Раздалось русское «Ура!»
Их было горстка – разведгруппа,
А немцев больше во много раз.
Они погибли как герои, отдавшие жизнь во имя нас.
В саду мы выбрали им место
И провожали их в последний раз.
Здесь были дети, матеря и жёны,
Катились слёзы из наших глаз».
В 1960 г на месте захоронения был поставлен скромный памятник. Жители села чтят память погибших воинов и каждый год 9-го мая приходят к нему, чтобы возложить венки к подножию памятника и помянуть тех, кто отдал свою жизнь за освобождение Родины. Ученики Коробкинской 8-летней школы вели поисковые работы и разыскали некоторых родственников погибших солдат, которые приезжают каждый год на могилу. В настоящее время работа продолжается учениками Кашарской СОШ.
Слайд 11 Литвинова Вера Акимовна – простая крестьянка, тонко чувствующая красоту
природы близко к сердцу принимающая всё происходящее в жизни страны, в жизни своих односельчан. Она прожила нелёгкую жизнь, но поэтическое мировосприятие помогло ей сохранить оптимизм, веру в человека. Свои мысли и чувства Вера Акимовна выражает в стихотворной форме. Свои стихотворения она не записывает, а просто держит в памяти. Вот некоторые из них, записанные с её слов:
«В февральский день, год сорок третий
Голь-Наголь прибыл к нам
(Так был назван жестокий немец),
Чтоб хлеб, скотину у граждан брал.
Голь-Наголь приказал явиться
На сходку в крестьянский двор.
Сошлись крестьяне неохотно, послушать, что прикажет он.
Голь-Наголь говорил немецкой речью,
а переводчик переводил:
«Хлеб нужен для солдат немецких.
Центнер с двора отдайте как один.
А кто не отдаст – отправим в лагерь,
Попробуй, каково житьё.
Там нет свободы, кормят плохо,
Работа, голод – вот и всё.»
Дослушав гитлера крестьяне
Слайд 12Их было горстка – разведгруппа,
А немцев больше во много раз.
Они
погибли как герои, отдавшие жизнь во имя нас.
В саду мы выбрали им место
И провожали их в последний раз.
Здесь были дети, матеря и жёны,
Катились слёзы из наших глаз».
Нас много над могилой поклялись
За смерть солдат фашистам отомстить,
И мстить проклятым кто чем может
Беспощадно мстить и мстить.
Мы мстили им трудом упорным,
Работой неугомонных рук,
И всё для фронта всё для победы,
И крепка наша армия вокруг.
Разбили их – проклятых фрицев,
Совместно фронт и тыл.
Живи, ребёнок, счастье береги
Той кровью окраплёный.
Люби страну, как тот солдат любил.»
Слайд 13***
Дуют ветры, шумят вербы,
Что я посадила.
Где же вы , детки,
Где же
вы, родные,
Что я спородила.
Всего в доме было вдоволь,
Я учила, я их кормила,
Замуж отдала.
Всего вдоволь было в доме,
Внуков я качала.
Обжилися, разлетелись, что дела до мамы?
Отведают раз в полгода,
Да и т о письмами.
Даже это случается –
Позабудут маму.
А как деньги нужны станут –
Дадут телеграмму.
Тут пенсия и телятки
Летят переводом, а гусятки, поросятки
Скачут по вагонам.
«У детей – золото, машины»,-
матеря говорят.
Слайд 14Как поедут к ним пожить
Места не находят.
Хоть рабочий, хоть начальник,
Как не
раз бывало,
Для старого родителя
У них места мало.
Плачьте, очи, плачьте, кари,
Такова ваша доля.
Старым одним доживать,
Детям дана воля.
Дуют ветры, шумят вербы,
Что мы посадили.
Где же вы, детки?
Где же вы, родные, одной жить нет силы.
Слайд 16 В Курской области много живописных мест. Одно из них
– окрестности с. Коробкино, расположенного на Ю-З Конышёвского района.
И по холмам, и по низинам,
Меж полосами светлой ржи
Бегут, сбегаются к овинам
Тёмно-зелёные межи.
Белеет церковь над рекою,
Такою нежною красою
Сияет русская земля…
А. Блок.
Слайд 17Лес
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр –
Ещё
стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц убор.
И. Бунин.
Лес – наша радость, наше счастье. Лес далеко не вечен, если люди относятся к нему потребительски, забывая о законе: «Получил – верни долги сразу». Он щедро отдаёт свои блага людям, а от них ждёт уважения, такой же любви, какая достаётся на долю близких и родных.
Урочище Левшино
Слайд 18У реки Сейм
Доярки на отдыхе
Летний лагерь в селе Коробкино
Аисты на башне.
Село Коробкино
Слайд 19Братские могилы с. Платава и с. Коробкино