Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
Тема урока:
«Живая и неживая
природа»
учитель начальных классов:
у КолмаковГалинаУСтаниславовна
Уч2013год
Слайд 2Тема урока: «Неживая и живая природа»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
создать условия по поиску и обработке информации с целью усвоения новых знаний;
формировать представления о неживой и живой природе.
Задачи:
образовательные:
- научить различать объекты неживой и живой природы , классифицировать их;
- раскрывать связь между неживой и живой природой на конкретных примерах;
- оценивать связь человека с природой и окружающим миром;
- оценивать собственное отношение к окружающему миру;
- делать выводы из изученного материала;
Слайд 3воспитательные:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе;
-
формировать положительную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
личностные УУД:
- формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре, использовать речь для регуляции своего действия;
познавательные УУД:
- осознавать высказывание в устной форме собственного отношения к окружающему миру. .
Слайд 4Результаты урока:
Предметные УУД:
различать понятия «неживая природа» и «живая природа»;
устанавливать связи между неживой и живой природой;
использовать эти знания в своей жизни.
Метапредметные УУД:
Уметь:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-организовывать учебную деятельность, планировать, ставить цели;
- уметь самоконтролировать и оценивать результаты своей деятельности. (Регулятивные УУД).
Уметь:
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать выводы из изученного материала;
- договариваться о правилах поведения и общения . (Коммуникативные УУД).
Уметь:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Уметь:
-проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)
Слайд 5
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
Ресурсы:
основные: учебник, рабочая тетрадь;
дополнительные: раздаточный
материал .
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование урока:
- интерактивная доска
- компьютер
- дидактические карточки
- тесты для учащихся
- цветные карандаши
- цветные фишки
- мяч
Слайд 6Структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности. -1 мин.
Актуализация опорных
знаний.
III. Целеполагание и мотивация.
IV. Изучение новой темы и первичное закрепление.
V. Практическое применение знаний.
Организация первичного контроля.
Систематизация знаний.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
IХ. Информация о домашнем задании .
Слайд 7Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Цель для учителя: проверить готовность к уроку;
мотивировать на повторение ранее изученного и на изучение нового материала.
Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.
Метод: объяснительный.
Учитель: Ребята, начинаем наш урок!
Тут загадки и кроссворды!
Игры, тесты, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу , в добрый час!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успехов на уроке.
(Предлагаю с помощью смайликов показать, какое настроение у вас перед уроком. Дети выбирают смайлики.)
Улыбающейся смайлик – хорошее настроение; плаксивый смайлик – плохое настроение; равнодушный смайлик).
Слайд 8Учитель: приведите примеры того, что создано руками человека.
Ребята: дома, книги, поезда,
самолеты и многое другое.
Учитель: что создано природой?
Ребята: реки, горы, леса, животные…
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».
Тест выполняется на отдельных листах.
Учитель: прочитайте, внимательно и скажите, какие слова в тесте требуют объяснения.
Проверка правильности выполнения теста идет на слайде № 10.
Итог работы : какие знания вам понадобятся при выполнении теста?
Слайд 9
Природа – это то, что нас окружает, но не создано
человеком.
Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это объекты природы.
Разнообразные вещи, автомобили, дома – это предметы рукотворного мира.
(гиперссылка 1)
Слайд 10III. Целеполагание и мотивация.
Цель для учителя: научить различать объекты
неживой
и живой природы, находить связи в природе.
Цель для учащихся: узнать какая бывает природа; научиться классифицировать объекты по существенным признакам.
Метод: объяснительный, практический, работа с учебником.
Познавательные УУД: выдвигать предположения о теме и целях урока
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Слайд 11Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Дети читают стихотворение, а
последнее слово в нем является темой нового раздела в учебнике. На странице 23 в учебнике узнают, что будут изучать в самом начале («Неживая и живая природа»).
Далее предлагается задание «Разгадать загадки».
Учитель: на какие две группы можно разделить наши отгадки?
Ребята: живые и неживые предметы.
Итог работы: с какой целью выполняли данные задания?
Ребята: 1.Определяли с помощью стихотворения тему изучаемого раздела и далее тему урока. 2. Разгадывали загадки и делили их на две группы.
Слайд 12IV. Изучение новой темы и первичное закрепление.
Познавательные УУД:
- анализировать содержание
поставленной задачи;
- формулировать новые понятия.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять мысли в устной форме;
- учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию.
Регулятивные УУД:
- высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Рассказ учителя.
- С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные- всё интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы:
неживую и живую природу.
Удивителен и велик окружающий нас мир. Сейчас мы посмотрим несколько фрагментов о красоте и богатстве живой и неживой природы (слайд 12, 13).
Слайд 13Учитель: сгруппируйте фотографии на живую и неживую природу (слайд 14).
Итог
работы: какие знания и умения отрабатывались при выполнении данного задания?
Ребята: знать новые понятия «неживая» и «живая» природа; уметь их различать,группировать.
Работа по созданию таблицы (слайд 15 «Живая природа»).
Формулировка проблемы: чем живые существа отличаются от объектов неживой природы?
Обсуждение проблемы. Выводы.
Учитель: проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Итог работы: с какой целью решали данную проблему?
Ребята: данную проблему решали для того, чтобы знать чем живая природа отличается от неживой природы.
Слайд 14Живая природа:
растет
умирает
питается
дышит
приносит потомство
(гиперссылка 2)
Слайд 15V.Практическое применение знаний
Познавательные УУД: работать в парах, проверять работы
друг друга; доказывать, аргументировать свою точку зрения.
КоммуникативныеУУД: принимать участие в обсуждении задачи; высказывать свои предположения ; обсуждать верность предложенных формулировок.
РегулятивныеУУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль.
ЛичностныеУУД: уметь проводить самооценку.
Работа по учебнику (стр.24 – 25).
Учитель: на какие две группы можно разделить все, что изображено на рисунках?
Ребята: на живую и неживую природу.
Условие задания: синие фишки положить на предметы неживой природы, а зеленые – на предметы живой природы.
Объясните свой выбор.
Слайд 16 Выполнение заданий в рабочей
тетради.
(применение нового знания в типовых заданиях)
№1 (с.17) 1 вариант подчеркивает объекты живой природы.
2 вариант – объекты неживой природы. Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах.
Учитель: чем живая природа отличается от неживой?
Вывод.
- Проверь свои выводы на страничке для самопроверки. (стр.140)
Физминутка.
- Сейчас мы отдохнём и поиграем.
- Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
- Полосатая пчела.
- А за нею шмель - хмелек (взмахи более редкие)
- И весёлый мотылёк (взмахи руками от плеча)
- Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
- Как фонарики глаза.
- Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
- От усталости упали (сели на корточки).
Слайд 17VI. Организация первичного контроля.
Цель для учителя:
обеспечить восприятие
для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; .
Цель для учащихся:
зафиксировать новые изученные на уроке знания, понятия «неживая природа», «живая природа», выявить, в ходе беседы, связи между неживой и живой природой и рукотворным миром.
Метод:
действенный.
Познавательные УУД:
- уметь различать предметы природы и классифицировать их;
Коммуникативные УУД:
- уметь строить понятные для собеседника высказывания;
Регулятивные УУД:
-уметь провести самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.
- Личностные УУД:
- само оценивать своих действия.
мир?
Слайд 18 Игра «Живая, неживая природа».
Дидактическая цель игры: уметь различать объекты природы
неживой, живой и рукотворного мира; объяснять свой выбор.
Условие игры.
Учитель: если объект относится к живой природе, хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы,
а создан человеком – поднимают руку).
Итог работы: какие умения отрабатывали?
Слайд 19VI. Систематизация знаний.
Цель для учителя:
- систематизировать знания учащихся, полученные на
уроке;
организовать взаимопроверку; учить работать в парах.
Цель для учащихся:
- систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.
Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.
ПознавательныеУУД:
- уметь: выделять существенную информацию; строить рассуждения; делать выводы.
КоммуникативныеУУД:
- уметь: оценивают роль каждого учащегося при работе в паре.
РегулятивныеУУД:
- уметь: достаточно полно и глубоко выражать свои мысли.
ЛичностныеУУД: формировать осознанное бережное отношение к окружающему миру.
Слайд 201.Работа в парах. Задание в рабочей тетради. №2 (с.7) Исправить ошибки
допущенные авторами. Взаимопроверка.
- Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на три большие группы. Как вы думаете, связаны между собой эти группы?
- Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?
2. Работа по учебнику. Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
Вывод:
Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.
Между собой связаны предметы неживой и живой природы.
Для человека природа имеет огромное значение. А что дает она человеку, вы сможете ответить когда разгадаете кроссворд.
Учитель демонстрирует дидактический материал, который поможет разгадать кроссворд.
Слайд 21 Слово учителя.
Человек –
часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».
Сегодня каждый человек, и взрослый и маленький, должен стать немного экологом. Ведь природу надо спасти!
Небрежное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
Слайд 22 Разгадайте кроссворд
1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо,
хлеб, сыр, рыба, молоко).
2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба).
5. Загадка:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
(Вода)
Слайд 23Игра с мячом: «Друг и недруг природы»
Дидактическая цель игры: уметь оценивать
собственное отношение к окружающему миру.
Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч и хлопают в ладоши, если нет - не ловят и топают ногами.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Сбор первоцветов.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Не ломать ветки.
- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
- Трогать яйца птиц.
- Не брать диких животных домой.
Умозаключение:
Какое отношение к природе можно назвать плохим?
Чем мы можем помочь природе?
Слайд 24VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для учителя: организовать рефлексию
и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.
Цель для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.
Метод: идеологический
- Какие выводы вы можете сделать в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вспомним цели, которые стояли перед нами вначале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чем испытываете затруднения?
- Ответьте на вопросы для самопроверки.
- Оцените свои достижения на уроке.
VIII. Информация о домашнем задании .
Задание в рабочей тетради, страница 18, № 4- 5.
Слайд 25 Самоанализ урока.
Автор УМК: А.А. Плешаков, «Школа России», 2 части, ФГОС,
2011г.
Урок по теме «Неживая и живая природа» был проведён во 2 классе.
Урок проводился в классе со средним уровнем способностей и хорошей мотивацией к обучению. В соответствии со способностями учащихся был выбран оптимальный темп ведения занятия, что обеспечило взаимосвязь всех этапов урока, выполнение заданий на каждом этапе. В течение урока шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся. Этому способствовали такие методы как: наглядный, практический, действенный, объяснительный, работа с учебником, идеологический.
Чаще у школьников бывает лучше развита зрительная память, а значит, зрительные образы надолго останутся в памяти, поэтому были использованы технические возможности и демонстрирование материал в виде презентации Power Point.
Урок был выстроен с учётом возрастных особенностей учащихся и степени сформированности у них общеучебный умений. При подготовке к уроку были учтены программные требования, формирование универсальных учебных действий на каждом этапе работы: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные .
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Урок является первым уроком в разделе «Природа».
На уроке были запланирована следующая цель:
Цель урока:
Создать условия для формирования у обучающихся представления о неживой и живой природе
Слайд 26Задачи:
образовательные:
- научить различать объекты неживой и живой природы , классифицировать
их;
- раскрывать связь между неживой и живой природой на конкретных примерах;
- оценивать связь человека с природой и окружающим миром;
- оценивать собственное отношение к окружающему миру;
делать выводы из изученного материала;
воспитательные:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе;
- формировать положительную мотивацию к изучаемому предмету;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Слайд 27развивающие:
Личностные УУД:
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре; использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД: осознанное высказывание в устной форме собственного отношения к окружающему миру, поиск и обработка информации с целью усвоения новых знаний.
Слайд 28На уроке были запланированы следующие результаты:
Предметные УУД: различать понятия «неживая
природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Метапредметные УУД:
Уметь:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, планирования, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. (Регулятивные УУД).
Уметь:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать выводы из изученного материала;
совместно договариваться о правилах поведения и общения . (Коммуникативные УУД).
Уметь:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Слайд 29Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.
Для проверки прочности и глубины усвоения пройденного материала
выбрала форму контроля, тест «Природа и рукотворный мир», где использовала слова, называющие предметы хантыйского быта (лабаз, облас, чум). Ребята смогут получить объяснения этих слов и увидеть их наглядно. Правильность выполнения теста проверяется на интерактивной доске. Происходит самоконтроль и самооценивание результата работы обучающихся.
В заключении повторения пройденного материала ребята формулируют вывод; учитель делает обобщение.
Целеполагание и мотивация.
Дидактическая задача: принять цели учебно-познавательной деятельности.
Метод – объяснительный, практический, работа с учебником.
Реальный результат: создан эмоциональный деловой настрой, привлечено внимание обучающихся, обеспечена необходимая мотивация, созданы условия для совместной деятельности учителя и обучающихся по определению темы и задач урока.
Слайд 30Для определения цели урока, использовала стихотворение. На слайде № 18 обозначена
тема нового раздела «Природа». Дети находят этот раздел в учебнике и знакомятся с тем, чему будут учиться. Создаю проблемную ситуацию: «Какая бывает природа? Отгадайте, загадки». Дети отгадывают загадки и делят их на две группы (живая и неживая природа). Уточняю, какие задачи перед нами стоят в дальнейшем.
Изучение новой темы и первичное закрепление.
Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание содержания урока.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: беседа, объяснительный, практический, действенный.
Реальный результат: самостоятельная познавательная деятельность; активность обучающихся; совершенствование универсальных учебных действий (умение вступать в учебный диалог, выделять главное, оценивать результаты своего труда).
Слайд 31 В начале данного этапа использовала фотографии с живой и неживой
природой, для того чтобы ребята почувствовали красоту и неповторимость окружающего мира.
Затем ребята выполняли практическое задание с изображениями на слайде № 24 , они должны были сгруппировать живые и неживые предметы. Определяли, чем отличия живых существ от объектов неживой природы. Сформулировали вывод: живая природа – растет, умирает, дышит, питается, приносит потомство. Продолжением урока стала работа с таблицей «Царство живой природы» и обобщение полученных знаний.
Практическое применение знаний.
Дидактическая задача: уметь применять полученные знания; обсуждать и доказывать свою точку зрения.
Содержание деятельности: работа по учебнику, работа в паре; выбор физминутки соответствует теме и цели урока.
Форма работы: самостоятельная работа.
На этапе практического применения знаний использовались учебник и рабочая тетрадь. Контроль осуществлялся в форме взаимопроверки в парах. Ребята обсуждали решение поставленной задачи и находили пути ее решения.
Слайд 32 Работа с таблицей дает возможность увидеть, что окружающий мир делится
на три группы. Дидактическая игра выявит пробелы в знаниях и поможет их устранить.
Кроссворд «Что дает природа человеку» покажет взаимосвязь природы и человека, ценностное отношение к окружающему миру утвердит игра «Друг и недруг природы».
При подготовке к уроку были использованы различные ресурсы интернет сети, а также технические средства обучения, как компьютер и мультмедийный проектор.
Цель применения ИКТ на уроке:
активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование коммуникативной компетенции;
формирование информационной культуры.
Оценивание учащихся проводится по результатам выполнения заданий по карточкам (тест), устной работы, оценкой товарищей , а также похвалой, словами. Объем и сложность учебного материала соответствовали образовательным стандартам по окружающему миру, учебным возможностям данного класса. Структура урока, вопросы и задания направлены на развитие активной познавательной деятельности, развитие самостоятельности, ценностному отношению к окружающему миру.
Слайд 33Различные виды и формы работ повлияли на формирование и учебных, и
общеучебных умений, так как на уроке четко просматривалось решение таких вопросов: какие знания и умения потребовались на уроке, какие умения отрабатывали.
Использовала на уроке следующие формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Работа в парах –
индивидуальная работа -
Фронтальная работа наиболее целесообразная с точки зрения психологического комфорта обучающихся на открытых уроках.
Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку вопросов, через оказание мер помощи. Учебный процесс базировался на принципе паритетности (работа в парах, навыки самоконтроля, взаимопомощи). Процесс обучения прошёл через познание самого ученика, так как дети были активны, рассуждали, анализировали, обобщали.