Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3
Актуализация знаний
Тест
1. Характерные почвы нашего края:
а) черноземы
в) тундровые
б) подзолистые г) серые лесные
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре в) в степях
б) в лесной зоне г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) глины
б) перегноя г) солей '
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода в) камни
б) воздух г) соли
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок в) перегной
б) глина г) ил
Слайд 46. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
б) вода,
воздух, песок, глина, гумус, соли
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух г) камни, удобрения, грязь
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения
г) прекратить сельскохозяйственную деятельность
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 100-150 лет в) 250-300лет б) 5—10 лет г) 1—2 года
9. Какие из высказываний верны?
а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.
б) Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.
в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии.
Слайд 5
Актуализация знаний
Тест
1. Характерные почвы нашего края:
а) черноземы
в) тундровые
б) подзолистые г) серые лесные
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре в) в степях
б) в лесной зоне г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) глины
б) перегноя г) солей '
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода в) камни
б) воздух г) соли
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок в) перегной
б) глина г) ил
Слайд 66. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
б) вода,
воздух, песок, глина, гумус, соли
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух
г) камни, удобрения, грязь
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения
г) прекратить сельскохозяйственную деятельность
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 100-150 лет в) 250-300лет
б) 5—10 лет г) 1—2 года
9. Какие из высказываний верны?
а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.
б) Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.
в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром. г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии.
Слайд 7— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли.
Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Слайд 8— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли.
Существует мало( 1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Черноземная почва. 4. Серая лесная почва. 5. Луговая почва. 6. Болотная почва) типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Слайд 9Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.
• Органическая масса, получаемая из
остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы
• Вещество, хорошо удерживающее воду.
• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.
• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
• Вещество, помогающее корням растений дышать.
• Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.
Слайд 10Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.
• Органическая масса, получаемая из
остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)
• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)
• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)
• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
• Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
• Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)
• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)
Слайд 11
Самоопределение к деятельности-
О чем идет речь в загадке? Город этот
непростой, Он дремучий и густой.
— Почему он назван городом?
Слайд 12
Самоопределение к деятельности-
О чем идет речь в загадке? Город этот
непростой, Он дремучий и густой. (Лес.)
— Почему он назван городом? (Предположения детей.)
Слайд 13
Самоопределение к деятельности-
Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой
Лес густой стоит.
И. Никитин
Слайд 14пробное действие:
О чем будем говорить на уроке? Какая цель урока
может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Слайд 15Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
: сформировать представления учащихся о лесе как
природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Слайд 17 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в
группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.
Слайд 18А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное
задание.
1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.
Слайд 19работа в группах
Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учебника. Результаты
работы записывают на с. 76 рабочей тетради
Слайд 22«Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной
повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась,
потянулась,
Вся встряхнулась, вся
встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась»
Физкультминутка
Слайд 23Первичное закрепление
задание 2 на с. 164 учебника.) 172
Родной край - часть
большой страны
- Расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
— Что такое лес? Дайте определение.
— Проверим ваши ответы по тексту учебника.
Слайд 24Работа в паре.
по учебнику С. 164-165
— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы
к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу можно задавать в виде игры «Ты — мне, я — тебе».) Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.
Слайд 25Самостоятельная работа р.т.с. №
по учебнику С. 168
(Ученики читают текст и
составляют рассказ об экологических связях в сообществе леса.)
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
— Вред или пользу приносят короеды лесу?
Слайд 26Самостоятельная работа р.т.с. №
по учебнику С. 168
(Ученики читают текст и
составляют рассказ об экологических связях в сообществе леса.)
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых — нет.)
Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
Слайд 27Самостоятельная работа
— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану
на с. 165 учебника.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Золотое правило грибника: «Не знаешь — ……»
Слайд 28Самостоятельная работа р.т.с.38№ 2
— Составим рассказ о лесном сообществе по
предложенному плану на с. 165 учебника.
(Заслушать 2—3 рассказа.)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
(Дети рассматривают муляжи грибов, называют их, вспоминают правила сбора грибов.)
Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»
Слайд 29
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь
листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Слайд 31ЯРУСЫ ЛЕСА
Дом со всех сторон открыт,
Заходя в зеленый дом-
Чудеса увидишь в
нем.
Слайд 33
ЛЕС
ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
ГРИБЫ
МИКРОБЫ
Слайд 34
Лес – это природное сообщество
Все растения и животные тесно связаны между
собой
ДЕРЕВЬЯ
ТРАВЫ
МХИ
ПТИЦЫ
ЗВЕРИ
НАСЕКОМЫЕ
Слайд 35Лесные почвы
В разных лесах почвы не
одинаковы. Например, в смешанных лесах
и тайге – подзолистые почвы,
в лиственных лесах
распространены серые лесные.
Слайд 36папоротник
пижма
Растительность леса
Сибирская сосна
земляника
Ель обыкновенная
Слайд 37Еж обыкновенный
Заяц-беляк
Волк
Лось
белка
Бурый медведь
Животный мир
Слайд 39Проблемный вопрос:
«Нужны ли лесу грибы?»
Слайд 40белый гриб
лисички
подосиновик
опята
сморчки
Значение грибов
Слайд 41В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли
очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.
Слайд 42
Грибами питаются многие животные, живущие в лесу.
Грибы способствуют
разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
Вывод:
Грибы очень нужны лесу.
Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями .
Слайд 45КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ
Не рубить живые деревья!
Не разводить костры под
деревьями!
Не оставлять банки и бумагу!
Не рвать цветы!
Не разорять гнезда!
Не брать детенышей зверей домой!
Слайд 47
Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем
распадётся на составные компоненты.
Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.
Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.
Над этим стоит задуматься
Слайд 48 Надо уважать все существа:
от ползающих муравьёв
до парящих в
небе орлов.
Помните!
Всё что видишь вокруг, находится
в очень хрупком равновесии
Слайд 49На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не
ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Лес не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
Слайд 50Кто из зверей запасает себе еду на зиму?
Кто из птиц в
сильные морозы прилетает к человеку?
Кто из птиц выводит птенцов в лютые морозы?
Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное жало. Его полёт сопровождается звенящим звуком.
белка, барсук, мышь, крот, бурундук
синица, воробей, поползень
клёст, кедровка
комар
Слайд 51Детёныши каких животных питаются молоком
чужой матери?
Маленькие нелетающие чёрные или
рыжие насекомые, живущие большими группами, жильё которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
муравьи
Что является лучшим лакомством для лосей, оленей,
косуль?
соль
Какое насекомое носит « чин» морского офицера?
бабочка- адмирал
зайчата
Слайд 52Кто из птиц не высиживает сам птенцов?
Животное, которое строит себе
дом на реке,
сооружает плотины?
бобр
Сосёт ли медведь лапу зимой? Почему так говорят?
нет
Каких животных спасут люди, если будут охранять
сосны и ели?
клеста, белку, дятла
кукушка
Слайд 53Самостоятельная работа р.т.с. №
Игра «Да — нет»
(Учитель задает вопрос, дети
отвечают «да» или «нет».)
— Грибы — это растения?
— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы?
— Рыжик, лисичка - съедобные грибы?
— Может ли гриб вырасти на дереве?
— Животные едят несъедобные грибы?
— Может ли гриб дерево съесть?
— Самый ядовитый гриб — мухомор?
— Съедобен ли дождевик?
— За грибами следует отправляться днем?
Слайд 54Самостоятельная работа р.т.с. №
Игра «Да — нет»
(Учитель задает вопрос, дети
отвечают «да» или «нет».)
— Грибы — это растения? (Нет.)
— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)
— Рыжик, лисичка - съедобные грибы? (Да.)
— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)
— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)
— Может ли гриб дерево съесть? Да.)
— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)
— Съедобен ли дождевик? (Да.)
— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)
Слайд 551. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 57Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 58Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
1. Прочитать текст на с. 164—169
учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 76—77 рабочей тетради.