Слайд 1Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Учитель начальных
классов:
Роговастова Марина Викторовна
Слайд 2
ФГОС начального общего образования ориентирован на достижение
3 групп результатов:
- Личностные
-
Метопредметные
- Предметные
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Универсальные учебные действия
УУД — это прежде всего обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд 4
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные действия можно разделить на
3 группы в
соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
- Взаимодействие – учёт позиции партнёра
- Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей
- Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами
Слайд 5Коммуникативные действия
Планирование учебного сотруднечества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотруднечество в поиске и сборе информации.
Слайд 6Действие — умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 7Действие: планирование учебного сотруднечества с учителем и сверстниками.
Например: групповая работа, работа
в паре
Слайд 8Действие: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Например:
При изучении в 1 классе темы «Бытовые предметы».
Задание:
1. Рассмотрете рисунки: холодильник, телевизор, фен, электромиксер , стиральная машина, утюг, магнитофон, пылесос.
2. Прочитайте слова: слушать, хранить, гладить, стирать, чистить, смешивать, смотреть, слушать.
3. Задайте к каждому рисунку вопрос так, чтобы ответом на него было одно из перечисленных слов.
4. Найдите ответы на вопросы, соедини стрелками рисунки с соответствующими им словами.
Слайд 9Формирование коммуникативныхъ универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Групповая работа
Умение слушать
и слышать
Сотруднечество
Слайд 10Групповая работа
Например: 3 класс, Проект «Экономика ЕАО».
Задание: Используя рабочую тетрадь и
текст учебника, интернет ресурсы, дополнительную литературу выполните задание:
1 учащийся: Изучить промышленные отрасли Еврейской автономной области .
2 учащийся: Собрать данные о промышленных отраслях.
Эффект от выполнения упражнения:
1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе
2. Развитие умения работать с различными источниками знаний
3. Обмен результатами мыследеятельности
Слайд 11Умение слушать и слышать
1. Предъявление задания (четкая формулировка задания, вопроса или
прочтение его детьми).
2. Пауза.
3. Слово «слабозамотивированному» или имеющему трудности в обучении ребенку.
ДОГОВОРЕННОСТИ с классом:
• говорим четко и громко ( не нужно повторение учителем ответа ребенка);
• не повторяем ответы и мысли друг друга ( распространяется и на педагога);
• нет диалога через учителя (находим глазами отвечающего).
4. Слово для уточнения, пояснения другому ребенку (в зависимости от ситуации одному или двум)
Слайд 12Сотрудничество
Например: 2 класс, тема «Ты и твои друзья»
1. ОБСУДИ с друзьями.
Только ли люди бывают друзьями?
2. СОВПАЛИ ли ваши точки зрения?
3. ПОДУМАЙ. Почему говорят: «Собака ― друг человека»?
4. ПОДБЕРИ и ЗАПИШИ слова-действия.
Собака ― друг человека потому, что __________________________________
Человек ― друг собаки потому, что ___________________________________
Фиксация позиций: «Согласен», «Не согласен», «Я считаю так же. Я тоже», «Я думаю иначе. Я не так», «Сомневаюсь»
Прояснение позиций, порядок обсуждения: «Понятно ли я говорю?», «Непонятно, поясни, пожалуйста», «Хочу задать вопрос», «Хочу ответить», «Говорим по очереди», «А ты как думаешь?»
Столкновение мнений, ситуация несогласия: «С чем мы все согласны?», «В чём расходимся?», «Как это можно проверить?», «Как докажешь?»
Выработка общего решения: «Какой план действий?», «Каким способом будем действовать?», «С чего начнём?» и др.
Слайд 13Заключение
Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего
мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.