Слайд 2Крымские болгары-лица болгарской национальности, переселившиеся в Крым , и их потомки,
родившиеся на полуострове.
Слайд 3В этногенезе болгар прияли участие фракийцы, предки которых бытовали на п-ове
со II в. до н.э.; славяне, другие народы, а также протоболгары (праболгары) - народность тюркского происхождения, представители которой появились в значительном числе в VI - VII в.в. и стали массово оседать в степной и предгорной зонах п-ова. Здесь они были ассимилированы греками, аланами, местными племенами и пришлыми тюркам.
Слайд 4Болгары-селяне
Перые болгары появились в Крыму довольно рано. Летом 1802 г. на полуострове появились 63 семьи
первых болгарских переселенцев, которые создали Старокрымскую колонию болгар. Затем последовали вторая и третья волны переселения болгар в Крым. По данным описи 1865 года в Крыму проживало 3,2 тыс. болгар, из них почти 3 тыс. в Феодосийском уезде. В 1828 болгары-переселенцы скупили земли Кишлавской котловины за четыре тысячи рублей. Со временем колония разрослась и из неё выделился целый ряд дочерних поселений (Чая или ныне Желябовка, Марфовка, Кабурчак или ныне Мичуринское, Калпак или ныне Хлебное). Население увеличилось настолько что здесь появилась Кишлавская волость. Согласно «Статистическому справочнику Таврической губернии» (1915 г.), Кишлавская волость появилась на карте Феодосийского уезда. Она включала селение Кишлав, а также деревни Калпак и Османчик (Холодовка). Болгары долгое время отмечали национальные праздники: 21 мая — День Константина и Елены,1 марта — «Баба Марта» и «Сурва» — Новый год. За Белогорском выросло крупнейшее болгарское село Крыма — Курское (Кишлав), до сих пор сохраняющее болгарский колорит в архитектуре.
Слайд 5Болгары-горожане
В г. Старый Крым появился и квартал болгарских горожан, заняв сцою нишу
в жизни этого древнего города. Западнее 2-й Болгарской улицы (13 Апреля 1944 г.) находилась Старокрымская болгарская колония (Болгарщина) с живописными, типичными для болгар, домами, церковью, школой и пятью постоянно изливающимися фонтанами для водоснабжения. Рядом с церковью находилась площадь для ярмарок. Кладбище размещалось на некотором удалении к северо-востоку от колонии. Дома двух-трёхкомнатные, сложены из калыба и покрыты черепицей — «татаркой». Вход в дом через открытую террасу. Справа от террасы устроен вход в подвал для хранения продуктов. К дому примыкал сарай и хлев для скота.
Слайд 6Дома болгар, побеленные снаружи и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из
глины с хворостом или из кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом.
Слайд 7Мебель обычно состояла из дивана с деревянной спинкой, иногда сделанного из
земли, обитого яркой тканью и покрытого ковром, нескольких крашеных столов и стульев.
Стены украшались коврами, рушниками, в красном углу висели иконы. У зажиточных болгар в комнатах были развешаны зеркала.
Основным занятием крымских болгар были хлебопашество, скотоводство, виноделие и особенно – огородничество.
Слайд 8Тягловым скотом были лошади и волы.
Слайд 9Ремеслом занимались главным образом женщины: на «стане» ткали сукно, красили его
отварами из зеленой ореховой кожуры с добавлением купороса или из листьев матрача. Из сукна шили пальто, костюмы, штаны, ткали цветные ковры («писану»), полосатые дорожки, из белой грубой шерсти ткали одеяла («халиштя»).
Слайд 10Одним из элементов мужчин была шерстяная черная барашковая шапка, повседневной обувью
были постолы («цервули») и белые обмотки («навуя»).
Слайд 11У женщин одежда была из шерстяной ткани, за исключением льняной рубахи,
которая внизу выглядывала кружевами из-под сарафана, впереди носили «перестелку» (тканый разноцветный передник). Пожилые женщины покрывали головы черными шерстяными платками, часто- поверх шапочки, молодые- цветными платками, иногда вышитыми по углам узорами.
Слайд 12Пищу крымских болгар составляли овощные, молочные и мясные блюда. Широко употреблялся
сладкий перец в разных видах: вареный, печеный, соленый, толченый с солью .
Слайд 13Обычной едой были брынза из овечьего молока, катык («мляку») и язма
(полужидкий перекисший катык) из коровьего.
Слайд 14
По праздникам пекли «кубетэ», «зельники» из щавеля со взбитыми яйцами и
мятой, «тыквенники», «виены питы» - витые лепешки с брынзой и жареным луком. Пили квас из ржаной муки, водку («ракию») и сухое виноградное вино, которое иногда подогревали с красным перцем. Рыба употреблялась редко, пиво не делали.
Слайд 16
Грамотность среди болгар была невысокой, но все-таки выше, чем среди украинцев, татар
и русских. В 1915 г. среди мужчин она составляла 40,7%, а среди женщин -9,6%.
Болгары были религиозны. В каждом их селении действовала православная каменная церковь. Служители культа пользовались среди переселенцев значительным влиянием. Низкий уровень образования и религиозность накладывали свой отпечаток на быт болгар.
Слайд 17 КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КРЫМСКИХ БОЛГАР
Первые болгарские поселенцы в конце XVIII - начале XIX
века, стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.
Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.
Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека.
Слайд 18Наиболее почитаемые зимние праздники:
6 декабря - день Св.Николая;
20 декабря - Игнат
день;
25 декабря - Коляда;
1 января - Новый год;
6 января - Богоявление;
7 января - Иванов день;
8 января - Бабин день;
18 января - Тарасов день;
2 февраля - Трифонов день;
Масляничная неделя
Весенние праздники болгар:
1 марта - Баба Марта;
40 мучеников;
Благовещение;
Лазарев день - суббота перед Вербным воскресеньем;
Вербное воскресенье;
Пасха - Велик день;
Спасов день;
23 апреля - Георгиев день;
день Кирилла и Мефодия;
Святая Троица;
Святой Николай;
Пеперуда ляда.
Летние праздники:
24 июня - Иванов день;
29 июня - Петров день;
Ильин день;
1 августа - Макавей;
6 августа - Преображение Господне;
15 августа - Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).
Наиболее почитаемые осенние праздники:
8 сентября - Рождество Св.Богородицы (Малка Бугуродица);
14 сентября - Крастов день;
26 октября - Димитров день;
8 ноября - Архангелов день.
Слайд 19Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба
Жарта женщины разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички - скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний скот.
Многие церковные праздники теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, накладываясь по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл. Особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными. Это весенний Егорий - 23 апреля, весенний Николай - 9 мая, Иванов день - 24 июня, Петров день - 29 июня, Ильин день - 20 июля. Некоторые церковные праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день - в народном понимании праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков, которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.
Слайд 20В июне 1944 г. из Крыма было депортировано 12075 крымских болгар.
В результате полной реабилитации часть их возвращается на Крымский п-ов.
По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2186 болгар. В настоящее время болгарское население рассматривается как диаспора, которая постоянно пополняется людьми из стран СНГ. По данным Главного управления статистики Крыма, на 1994 г. в Крыму проживало 2000 болгар. В настоящее время болгары составляют 0,07% населения Крыма. Места компактного проживания - Симферополь, Керчь, Коктебель.
Слайд 21В марте 1994 г. было образовано областное общество
болгар, позднее переименованное
в болгарское культурно-просветительское общество «Возрождение». Основные направления деятельности общества: возрождение культуры, изучение языка, возвращение депортированных болгар. Ведётся строительство в Кировском и Нижнегорском р-нах.
В Крыму создан культурно-этнографический центр «Извор», работают вечерние школы, еженедельно ведутся телевизионные передачи. «Болгарские встречи», проводимые ежегодно в осенние дни, привлекают в Коктебель и Желябовку не только болгар, живущих в Крыму и на Украине, но и гостей других национальностей.