Презентация, доклад по окружающему миру на тему Жизнь пресного водоёма(4 класс)

Содержание

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья нового.Я спешу сказать вам – «Радости!»Удач, успехов и везения! –Чтоб пожелать всем в этом классеПрекраснейшего настроения.

Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.

Подготовила учитель начальных классов Демочкина С. М. 2019-2020 уч. г.

Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать

вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.


Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья

Слайд 3Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами.

Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами.

Слайд 4Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг —

это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, ра­стения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)
Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения,

Слайд 5

Актуализация знаний
Игра «Узнай меня»
• Это очень ценный злак —

кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
• Он звонко поет.
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос.
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок за­капывает в землю мертвых животных.
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами
Актуализация знаний Игра «Узнай меня»•  Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и

Слайд 6

Актуализация знаний
Игра «Узнай меня»
• Это очень ценный злак —

кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Он звонко поет. (Перепел.)
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок за­капывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
Актуализация знаний Игра «Узнай меня»•  Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и

Слайд 7Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в)

кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка
Тест1. На лугу растут:а) только травянистые растения б) мхи и лишайникив) кустарники и травянистые растения2. На лугу

Слайд 8Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в)

кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка
Тест1. На лугу растут:а) только травянистые растения б) мхи и лишайникив) кустарники и травянистые растения2. На лугу

Слайд 9Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка

вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
О чём сегодня пойдёт речь?



Тихо плещется вода,Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник.Есть беззубка, прудовик,Водомерка вот бежит.Всюду бурно жизнь кипит.О чём

Слайд 10Водоём
Посмотри вот сюда.
Тихо плещется вода
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка,

прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.

ВодоёмПосмотри вот сюда.Тихо плещется водаРяска, лилии, рогоз,И кубышка, и тростник.Есть беззубка, прудовик,Водомерка вот бежит.Всюду бурно жизнь кипит.Это

Слайд 11Типы пресных водоёмов
Водохранилище
Река
Озеро
Ручей
Пруд
Канал

Типы пресных водоёмовВодохранилищеРекаОзероРучейПрудКанал

Слайд 12
Почему мы будем говорить только о пресных водоёмах?
Какие пресные

водоёмы вы знаете?

пробное действие:

Почему мы будем говорить только о пресных водоёмах? Какие пресные водоёмы вы знаете?пробное действие:

Слайд 13Цель урока: Мы должны сегодня узнать…

сформировать представления учащихся о жизни пресно­водного водоема;

ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Цель урока: Мы должны сегодня узнать…сформировать представления учащихся о жизни пресно­водного водоема; ознакомить с растительным и животным

Слайд 14Жизнь пресного водоёма
Тема урока

Жизнь пресного водоёмаТема урока

Слайд 15 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в

группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.



План Рассмотреть карточку с заданием;Проанализировать, обсудить в группе, распределив работу между членами группы; Сделать

Слайд 16А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное

задание.

1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.

А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.И выполнить очень важное задание.1) прочитайте текст в учебнике; 2)

Слайд 17работа в группах
1. Какие растения растут в водоемах?
2. Вы­полним задание

2 на с. 178 учебника.
3. Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.
4.Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать?
5. Выполним задание 3 на с. 178 учебника.
работа в группах1. Какие растения растут в водоемах? 2. Вы­полним задание 2 на с. 178 учебника. 3.

Слайд 18работа в группах
Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
— Давайте поближе

познакомимся с этими растениями. Вы­полним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшин­ку в народе называют белой водяной лилией, она нуждает­ся в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кув­шинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекар­ственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.
— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые
работа в группахКакие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Вы­полним задание

Слайд 21   Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам

Шлёп-шлёп…
По плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
   Вы наверное устали?Ну, тогда все дружно встали.Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...По коленкам Шлёп-шлёп…По плечам теперь похлопай..По бокам себя

Слайд 22Первичное закрепление
С. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую

информацию о природном сообществе пресных вод
— Что нового вы узнали?
— Как живут обитатели водоема?
— Как поэтому можно назвать водоем?
Первичное закреплениеС. 178-182— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод—

Слайд 23Первичное закрепление
С. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую

информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообще­ство.)
Первичное закреплениеС. 178-182— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики

Слайд 24Ползает наоборот — Самостоятельная работа в парах
Задом наперед,
Все под

водой
Хватает клешней.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. …
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? …
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик….
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. …
Ползает наоборот — Самостоятельная работа в парах Задом наперед, Все под водой Хватает клешней. У родителей и

Слайд 25Ползает наоборот —
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)


У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка.)
Ползает наоборот — Задом наперед, Все под водой Хватает клешней. (Рак.) У родителей и детокВся одежда из

Слайд 26рабочей тетради Самостоятельная работа
— Выполните задание 4 на с. 83

Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой.
— Выполните задание 7 на с. 85
— Какое собственное правило вы сформулировали и отобра­зили в рисунке?

рабочей тетради Самостоятельная работа — Выполните задание 4 на с. 83— Выполните задание 6 на с. 84.

Слайд 27рабочей тетради
— Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в

тексте. Коллективная про­верка.)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жел­тые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают раститель­ноядные улитки — прудовики и катушки.


На­пример, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, ко­торым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насе­комых, а цапля —рыбой.)

(Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-филь­тров, не губить головастиков и лягушек — будет много кома­ров и мошек.)

рабочей тетради— Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная про­верка.)Как красиво и интересно

Слайд 28Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие при­меры вы

еще можете назвать?

Самостоятельная работа

Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие при­меры вы еще можете назвать?Самостоятельная работа

Слайд 29 На низких берегах водоёмов почва очень

увлажнённая, так как во время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения

Растения пресного водоёма

На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во время дождей

Слайд 30Растения водоёмов
рогоз, камыш,
тростник, лилии,
кувшинки, череда,
стрелолист,
горец земноводный,
сусак зонтичный,
водоросли
и многие другие растения
Давайте

узнаем, какие растения встречаются в пресных водоемах.
Растения водоёмоврогоз, камыш,тростник, лилии,кувшинки, череда,стрелолист,горец земноводный, сусак зонтичный,водорослии многие другие растенияДавайте узнаем, какие растения встречаются в пресных

Слайд 31Растет рогоз по болотам, берегам рек, прудов, озер и водохранилищ.
Стебли

толстые, цилиндрические. Цветки собраны в цилиндрические черно-бурые бархатистые соцветия-початки. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, отепления домов. Из стеблей готовят силос, плетут ковры, циновки, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов.

Рогоз

Растет рогоз по болотам, берегам рек, прудов, озер и водохранилищ. Стебли толстые, цилиндрические. Цветки собраны в цилиндрические

Слайд 32Осока
Большинство осок растут на болотистых местах и вдоль водоемов. Очень изящное,

густодернистое растение высотой 70-150 см. Листья сизо-зеленые шириной 8-16 мм, плоские. Имеет 4-7 цилиндрических колосков длиной 5-15 см.
ОсокаБольшинство осок растут на болотистых местах и вдоль водоемов. Очень изящное, густодернистое растение высотой 70-150 см. Листья

Слайд 33Камыш
Многолетние растения 100— 250 см высотой, с ползучим корневищем. Цветет в

конце весны—начале лета.
Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.
КамышМноголетние растения 100— 250 см высотой, с ползучим корневищем. Цветет в конце весны—начале лета. Камыш используют для

Слайд 34Кубышка
Кубышка является обитателем трех сред:

почвы — в ней на дне водоема укрепляются корни; воды — почти всё растение растет и развивается, окруженное водой, и воздуха. На поверхности воды лежат плавающие листья, снизу их омывает вода, сверху — окружает воздух. Цветки развиваются и цветут над водой.
КубышкаКубышка является обитателем трех сред:       почвы — в ней на дне

Слайд 35Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на

поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют, купавами, водяными лилиями

Кувшинка

Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё

Слайд 36 Это самое маленькое цветковое растение
Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные

листочки ряски

Ряска

Это самое маленькое цветковое растениеСреди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряскиРяска

Слайд 37Рдест
Многолетнее травянистое водное растение. Нижние листья погружены в воду. Верхние плавают

у поверхности воды. Цветки мелкие собраны в колосовидные цилиндрические соцветия.
РдестМноголетнее травянистое водное растение. Нижние листья погружены в воду. Верхние плавают у поверхности воды. Цветки мелкие собраны

Слайд 38Элодея
Это растение, из-за своей способности очень быстро расти и создавать плотные

скопления, мешающие судоходству и рыболовству, также называют "водяная чума" или "водяная зараза".
ЭлодеяЭто растение, из-за своей способности очень быстро расти и создавать плотные скопления, мешающие судоходству и рыболовству, также

Слайд 39Животный мир пресного водоёма

Животный мир пресного водоёма

Слайд 40Животный мир пресного водоёма

Животный мир пресного водоёма

Слайд 41Телорез
Жесткие  листья легко ранят человека своими краями с колючими зубцами, отсюда

и название "телорез".
ТелорезЖесткие  листья легко ранят человека своими краями с колючими зубцами, отсюда и название

Слайд 42Самая крупная стрекоза, обитающая возле наших водоёмов - большое коромысло

Свою добычу- мелких насекомых- стрекоза схватывает и пожирает на лету

Стрекоза - большое коромысло

Самая крупная стрекоза, обитающая возле наших водоёмов - большое коромысло   Свою добычу- мелких насекомых- стрекоза

Слайд 43 Жук-плавунец - самый большой жук обитающий в пресных водоёмах


Длина его тела 3 см

Жук - плавунец

Жук-плавунец - самый большой жук обитающий в пресных водоёмах Длина его тела 3 см Жук

Слайд 44Водомерки, как ещё называют клопов – водомеров, скользят по поверхности водоёма

Эти насекомые очень проворны

Клоп - водомер

Водомерки, как ещё называют клопов – водомеров, скользят по поверхности водоёма  Эти насекомые очень проворныКлоп -

Слайд 45 Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе

на дне под корягами или камнями норки и проводят весь день в них

К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи - малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток

Рак

Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями

Слайд 46Лягушки

Лягушки

Слайд 47Улитка - прудовик

Улитка - прудовик

Слайд 48Золотой карась
Серебряный карась

Золотой карасьСеребряный карась

Слайд 49Окунь

Окунь

Слайд 50однотонный окрас
пятнистый окрас
Обыкновенная щука

однотонный окраспятнистый окрасОбыкновенная щука

Слайд 51Звери пресного водоёма
Бобры
Ондатры
Нутрия
Выдра

Звери пресного водоёмаБобрыОндатрыНутрияВыдра

Слайд 52Птицы пресного водоёма
Утки
Гуси
Аисты
Цапли

Птицы пресного водоёмаУткиГусиАистыЦапли

Слайд 53Зимородок

Зимородок

Слайд 54Вырабатывают кислород
Пища для животных
Дом для животных

Вырабатывают кислородПища для животныхДом для животных

Слайд 55Пресный водоём и человек

Пресный водоём и человек

Слайд 57Обитатели водоёмов
Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит в развалочку

-
Спотыкалочку.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток..

Разгадаем загадки?

Работа в паре.

Обитатели водоёмовПолзает наоборот,Задом наперёд,Всё под водойХватает клешнёй.Пёстрая крякушкаЛовит лягушекХодит в развалочку -Спотыкалочку.У родителей и детокВся одежда из

Слайд 58На дне где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Хвостом виляет,
Зубаста, а

не лает

У кого глаза на рогах,
А дом на спине?

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

На дне где тихо и темно,Лежит усатое бревно.Хвостом виляет, Зубаста, а не лаетУ кого глаза на рогах,А

Слайд 59
Кто где живет?
Млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра

На поверхности воды





Кубышки, кувшинки,

рогоз (корни в воде), ряска






Жуки-плавунцы, клопы-водомерки

В толще воды

Головастики лягушек и жаб

Разные виды рыб

Водоросли

На дне

Моллюски (перловица, прудовик, катушка)

Речные раки

Связаны с водоемом

Утки, цапли



Самостоятельная работа

Кто где живет?Млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдраНа поверхности водыКубышки, кувшинки, рогоз (корни в воде), ряскаЖуки-плавунцы, клопы-водомерки

Слайд 60Мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем

разговор некоторых из них…

– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? – От голода. – А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? – От голода. – Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? – От голода!

Окунь и Щука

Мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы.  Послушаем разговор некоторых из них…– Отчего это,

Слайд 61Мы узнали, что водоем – это природное сообщество. В нем все

взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Мы узнали, что водоем – это природное сообщество. В нем все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мертвые

Слайд 621. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь

я могу…
6. После урока мне захотелось…

Дополни фразы:

Ну вот наш урок и подходит к концу!

1. Сегодня я узнал…2. Я понял, для чего…3. Было интересно…4. Было трудно…5. Теперь я могу… 6. После урока мне

Слайд 63++++ «5»
+++

«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.

Оцени себя!





++++         «5»+++

Слайд 64Рефлексия



– отличное


– удовлетворительное


– плохое
Рефлексия   – отличное         – удовлетворительное  –

Слайд 65Задания для домашней работы.


Учебник стр. р.т.с.


1. Прочитать текст на с. 178—186

учебника.
2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.
Задания для домашней работы.Учебник стр. р.т.с.1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.2. Выполнить задания 2, 3, 5,

Слайд 66Спасибо за урок!
Перемена!!!

Спасибо за урок! Перемена!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть