Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами.
Слайд 4Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг —
это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)
Слайд 5
Актуализация знаний
Игра «Узнай меня»
• Это очень ценный злак —
кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
• Он звонко поет.
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос.
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами
Слайд 6
Актуализация знаний
Игра «Узнай меня»
• Это очень ценный злак —
кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Он звонко поет. (Перепел.)
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
Слайд 7Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в)
кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка
Слайд 8Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в)
кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка
Слайд 9Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка
вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
О чём сегодня пойдёт речь?
Слайд 10Водоём
Посмотри вот сюда.
Тихо плещется вода
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка,
прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.
Слайд 11Типы пресных водоёмов
Водохранилище
Река
Озеро
Ручей
Пруд
Канал
Слайд 12
Почему мы будем говорить только о пресных водоёмах?
Какие пресные
водоёмы вы знаете?
пробное действие:
Слайд 13Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема;
ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Слайд 14Жизнь пресного водоёма
Тема урока
Слайд 15 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в
группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.
Слайд 16А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное
задание.
1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.
Слайд 17работа в группах
1. Какие растения растут в водоемах?
2. Выполним задание
2 на с. 178 учебника.
3. Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.
4.Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать?
5. Выполним задание 3 на с. 178 учебника.
Слайд 18работа в группах
Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
— Давайте поближе
познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.
— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые
Слайд 21 Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам
Шлёп-шлёп…
По плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 22Первичное закрепление
С. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую
информацию о природном сообществе пресных вод
— Что нового вы узнали?
— Как живут обитатели водоема?
— Как поэтому можно назвать водоем?
Слайд 23Первичное закрепление
С. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую
информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)
Слайд 24Ползает наоборот — Самостоятельная работа в парах
Задом наперед,
Все под
водой
Хватает клешней.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. …
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? …
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик….
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. …
Слайд 25Ползает наоборот —
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка.)
Слайд 26рабочей тетради Самостоятельная работа
— Выполните задание 4 на с. 83
—
Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой.
— Выполните задание 7 на с. 85
— Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке?
Слайд 27рабочей тетради
— Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в
тексте. Коллективная проверка.)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.
Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля —рыбой.)
(Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)
Слайд 28Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы
еще можете назвать?
Самостоятельная работа
Слайд 29 На низких берегах водоёмов почва очень
увлажнённая, так как во время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения
Растения
пресного водоёма
Слайд 30Растения водоёмов
рогоз, камыш,
тростник, лилии,
кувшинки, череда,
стрелолист,
горец земноводный,
сусак зонтичный,
водоросли
и многие другие растения
Давайте
узнаем, какие растения встречаются в пресных водоемах.
Слайд 31Растет рогоз по болотам, берегам рек, прудов, озер и водохранилищ.
Стебли
толстые, цилиндрические. Цветки собраны в цилиндрические черно-бурые бархатистые соцветия-початки.
Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, отепления домов. Из стеблей готовят силос, плетут ковры, циновки, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов.
Рогоз
Слайд 32Осока
Большинство осок растут на болотистых местах и вдоль водоемов. Очень изящное,
густодернистое растение высотой 70-150 см. Листья сизо-зеленые шириной 8-16 мм, плоские. Имеет 4-7 цилиндрических колосков длиной 5-15 см.
Слайд 33Камыш
Многолетние растения 100— 250 см высотой, с ползучим корневищем. Цветет в
конце весны—начале лета.
Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.
Слайд 34Кубышка
Кубышка является обитателем трех сред:
почвы — в ней на дне водоема укрепляются корни; воды — почти всё растение растет и развивается, окруженное водой, и воздуха. На поверхности воды лежат плавающие листья, снизу их омывает вода, сверху — окружает воздух. Цветки развиваются и цветут над водой.
Слайд 35Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на
поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют, купавами, водяными лилиями
Кувшинка
Слайд 36 Это самое маленькое цветковое растение
Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные
Слайд 37Рдест
Многолетнее травянистое водное растение. Нижние листья погружены в воду. Верхние плавают
у поверхности воды. Цветки мелкие собраны в колосовидные цилиндрические соцветия.
Слайд 38Элодея
Это растение, из-за своей способности очень быстро расти и создавать плотные
скопления, мешающие судоходству и рыболовству, также называют "водяная чума" или "водяная зараза".
Слайд 41Телорез
Жесткие листья легко ранят человека своими краями с колючими зубцами, отсюда
и название "телорез".
Слайд 42Самая крупная стрекоза, обитающая возле наших водоёмов - большое коромысло
Свою добычу- мелких насекомых- стрекоза схватывает и пожирает на лету
Стрекоза -
большое
коромысло
Слайд 43 Жук-плавунец - самый большой жук обитающий в пресных водоёмах
Длина его тела 3 см
Жук - плавунец
Слайд 44Водомерки, как ещё называют клопов – водомеров, скользят по поверхности водоёма
Эти насекомые очень проворны
Клоп -
водомер
Слайд 45 Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе
на дне под корягами или камнями норки и проводят весь день в них
К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи - малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток
Рак
Слайд 50однотонный окрас
пятнистый окрас
Обыкновенная щука
Слайд 51Звери пресного водоёма
Бобры
Ондатры
Нутрия
Выдра
Слайд 52Птицы пресного водоёма
Утки
Гуси
Аисты
Цапли
Слайд 54Вырабатывают кислород
Пища для животных
Дом для животных
Слайд 57Обитатели водоёмов
Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит в развалочку
-
Спотыкалочку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток..
Разгадаем загадки?
Работа в паре.
Слайд 58На дне где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Хвостом виляет,
Зубаста, а
не лает
У кого глаза на рогах,
А дом на спине?
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Слайд 59
Кто где живет?
Млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра
На поверхности воды
Кубышки, кувшинки,
рогоз (корни в воде), ряска
Жуки-плавунцы, клопы-водомерки
В толще воды
Головастики лягушек и жаб
Разные виды рыб
Водоросли
На дне
Моллюски (перловица, прудовик, катушка)
Речные раки
Связаны с водоемом
Утки, цапли
Самостоятельная работа
Слайд 60Мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы.
Послушаем
разговор некоторых из них…
– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
– От голода.
– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
– От голода.
– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?
– От голода!
Окунь и Щука
Слайд 61Мы узнали, что водоем – это природное сообщество. В нем все
взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.
Слайд 621. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 64Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 65Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
1. Прочитать текст на с. 178—186
учебника.
2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.