Слайд 1Открытый урок окружающего мира
в 4 классе
по теме : «Водные богатства
нашего края»
Учитель: Поликарпова Татьяна Викторовна
МБОУ СКНШДС№71 «Аист»
Слайд 2Тема урока: «Водоёмы нашего края»
Цели:
- сформировать представления учащихся о водоемах
родного края, бережного отношения к родной природе;
- учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, со значением водоемов и их охраной;
формировать умения рассуждать, анализировать ,работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку;
сформировать умение работать с картой, со схемой реки;
развивать познавательный интерес к культуре и истории родного края;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты водоёмов родного края.
-
Слайд 3Тест:соедините стрелками предложение со словом, подходящим по смыслу
1. Горы, созданные руками
человека из отходов - пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.
1. балка 2. овраг 3. терриконы
2.Возвышенность, высота которой более 1000м
1. холм 2. гора 3. равнина
3.Нижняя часть горы, холма
1. склон 2. подошва 3. вершина
4.Большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность
1. холм 2. овраг 3. равнина
5. Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.
1.балка 2. овраг 3.карьер
Слайд 4Оцените свои знания
1-3 терриконы
2-2 гора
3-2 подошва
4-3 равнина
5-2
овраг
Слайд 5Самоопределение к деятельности
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока
узнать,
Кроссворд нам нужно разгадать.
Разгадаем кроссворд и, определив его ключевое слово, узнаем тему урока
Слайд 6Вопросы к кроссворду
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
2. Место, где
река берет свое начало.
З. Нижняя часть горы, холма.
4. Есть у оврага, холма, горы.
5. Самое теплое море России.
6. Форма земной поверхности.
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
Слайд 7Ответы к кроссворду
1.Овраг. 2. Исток З. Подошва. 4.Склон. 5. Черное море.
6. Холм. 7. Зоны.
Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах нашего края.
Слайд 8Задачи урока
Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о
водных богатствах?
1. Что составляет водные богатства?
2. Как обозначаются на карте?
3. Строение реки.
4. Водные богатства нашего края.
Слайд 9IV. Работа над новой темой
Что же такое «водоем»?
(Место скопления или хранения
воды).
Слайд 11-На какие 2 группы по их происхождению можно разделить водоемы? (Водоёмы,
созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
Выполните это задание в тетрадях с. 49 №1.
Слайд 14Природа Подмосковья
В восточной части Подмосковья в междуречье Клязьмы,
Вори и Шерны расположился один из наиболее крупных районов области — Ногинский. Природа Ногинского района богата и разнообразна: чистые реки, зеркальные озера, почти всю территорию района занимают великолепные заповедные леса, есть даже реликтовые дубравы. Природными памятниками считаются озера Боровое, Луковое и Бисеровское, а река Шерна — самая чистая река Московской области.
Живописная природа области, большие лесные массивы, обилие водоемов благоприятны для проведения климатотерапии. На территории района имеются минеральные источники.
В районе создан уникальный участок по воспроизводству дикой фауны — завезены и выпущены на волю исчезнувшие было кабаны, приносят потомство пятнистые олени.
Слайд 15Клязьма
Кля́зьма — река в Европейской части России, протекающая по территории города Москва,
Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей, левый приток Оки.
На левом берегу между Ковровом и устьем Тезы расположен Государственный природный заказник «Клязьминский»
Прибрежная растительность представлена различными видами ив и осоки, частухой, тростником, рогозом, крапивой двудомной, геранью лесной, чередой трёхраздельной, водная растительность — ряской, кувшинкой, кубышкой, элодеей канадской, роголистником, различными видами рдеста.
Слайд 16Воря
Во́ря — река в Европейской части России, протекающая по территории Московской
области, левый приток Клязьмы.
Река представляет интерес для сплава на байдарках; по берегам — популярные места массового отдыха.
В верхнем течении находится исторический музей-усадьба Абрамцево, в Абрамцево любили бывать многие знаменитые русские писатели и художники.
На левом берегу в селе Авдотьино, находится действующий православный монастырь — Николо-Берлюковская пустынь
Слайд 17Шерна
Шерна́ — река во Владимирской и Московской областях, левый приток Клязьмы
На
5 км выше по течению реки от посёлка Караваево и по её берегам отведена территория природно-ландшафтного комплекса. На выделенной земле и по реке запрещено ведение хозяйственной деятельности, промышленное рыболовство и любое рыбоводство, распашка земель, строительство, организация садов и огородов, выезд на автотранспорте.
Слайд 18Боровое
Озеро Боровое находится в Ногинском районе, относится к бассейну реки Шерна.
Озеро Боровое - ледникового происхождения.
Боровое имеет округлую форму, площадь 0,12 кв.км , глубина до 20 м. Отличается чистейшей светлой (а не коричневой, как большинстве озер Мещеры) водой и воронкообразной формой дна, напоминающего карстовую воронку. Озеро окружает сосновый и хвойно-лиственный лес. В озерах водится рыба, по берегам гнездятся водоплавающие птицы.
На берегу расположена турбаза Министерства обороны "Боровое", вокруг много дач.
Слайд 19Бисерово
Би́серово (иногда Бисеровское, иногда с двумя с) — озеро в Московской
области, в 500 метрах к северу от станции Купавна.
Бисерово — самое близкое реликтовое озеро к Москве. Памятник природы областного значения.
К северу от озера, на месте выработанных торфяников, крупное рыборазводное водохранилище Бисеровского рыбокомбината.
На северо-западном берегу — село Бисерово с населением около 300 человек, с крупным сельским храмом Богоявления.
Слайд 20Черноголовский пруд
Черноголо́вский пруд — небольшое водохранилище в северной части города Ногинска
Московской области, на речке Черноголовке.
Берега водоёма — излюбленное место отдыха населения северо-восточной части города. Зимой на пруду расчищаются катки, в окружающем лесу и по пруду катаются на лыжах. Летом катаются на лодках и катамаранах, по берегам местные жители устраивают пикники и праздники. Популярен водоём и для отдыха рыбалкой.
Слайд 21Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим
скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Слайд 22Значение водоёмов
Водоёмы-земли украшение,
работают «водной дорогой»,
дают воду для питья и производства,
место отдыха.
Водоём- это дом для растений и животных.
Слайд 23«Клад» на дне реки».
Однажды ученые исследовали дно реки. На участке длиной
5 км они обнаружили:
14 железобетонных плит,
34 куска рельсов,
112 санок,
108 котелков, чайников и кастрюль,
36 сковородок,
2486 разбитых стеклянных банок,
2214 консервных банок.
Выводы из этого исследования сделайте самостоятельно.
Слайд 24VI.Творческая работа.(работа в группах)(под музыкальное сопровождение)
-Нарисовать схематически и записать памятку «Правила
поведения у водоёма».
Не бросай мусор в воду
Не оставляй мусор на берегу
Не мой велосипед и другие средства в водоёмах
В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения, ядохимикаты
Слайд 25Итог урока
- Назовите естественные водоемы, расположенные на территории нашего края.
(Река Клязьма, Шерна, Бисерово озеро, озеро Боровое)
- Перечислите искусственные водоемы нашего края.
(Черноголовский пруд, ….
Определите значение водоемов нашего края.
Слайд 26Игра «Что лишнее?»
Надо определить, что лишнее:
- Клязьма, Волга, Шерна, Воря.
-
Бисерово, Боровое, Ладожское.
Слайд 27VIII.Рефлексия
-Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?
-Какие возникли трудности?
-Что показалось
наиболее интересным?
-Оцените свою работу в группе.