Презентация, доклад по окружающему миру на тему Природные зоны Земли - пустыня и саванна (4 класс)

Содержание

РазминкаСнова пришел долгожданный мигНам пора в дорогу,Он зовет нас, в загадочный мир,Таинственный мир природы. Мы продолжаем путешествие по природным зонам Земли. Вспомним, что мы уже знаем. Ответь на мои вопросы:- Что такое природная зона?- От чего

Слайд 1Природные зоны Земли

(тропический пояс)

Выполнила Важдаева А.В.,
учитель начальных классов РЦОд

Природные зоны Земли(тропический пояс)Выполнила Важдаева А.В., учитель начальных классов РЦОд

Слайд 2Разминка
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас, в загадочный

мир,
Таинственный мир природы.
Мы продолжаем путешествие по природным зонам Земли. Вспомним, что мы уже знаем.
Ответь на мои вопросы:
- Что такое природная зона?
- От чего зависит расположение природных зон?
- Какие природные зоны Земли мы проходили?
- По каким признакам мы можем составить характеристику любой природной зоны?
РазминкаСнова пришел долгожданный мигНам пора в дорогу,Он зовет нас, в загадочный мир,Таинственный мир природы. Мы продолжаем путешествие

Слайд 3
План описания природной зоны:
географическое положение, климат, животный и растительный мир, занятия

населения и экологические проблемы.
План описания природной зоны:географическое положение, климат, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы.

Слайд 4Цели урока:
Изучить неизвестные природные зоны.
Определить отличия одной зоны от других природных

зон, особенности растений и животных этой природной зоны, влияние человека на экологию.
Доказать необходимость приспособления растений и животных, человека к природным условиям.
Цели урока:Изучить неизвестные природные зоны.Определить отличия одной зоны от других природных зон, особенности растений и животных этой

Слайд 5Отгадай название природной зоны, решив ребус

Отгадай название природной зоны, решив ребус

Слайд 6ПУСТЫНЯ — природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью,

а местами лишенной ее. От какого слова образовалось это название? Что ты представляешь, когда слышишь слово «пустыня»?
ПУСТЫНЯ — природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью, а местами лишенной ее. От какого

Слайд 7Географическое положение. Пустыни занимают 20% поверхности Земли. Бывают пустыни песчаные (наиболее

известны Сахара, Гоби, Каракумы…), каменистые, расположенные на горных массивах, глинистые, солончаковые… Даже ледяные пустыни Антарктиды. В России пустыни и полупустыни распространены в Прикаспийской низменности (республика Калмыкия, Астраханская область).
Географическое положение. Пустыни занимают 20% поверхности Земли. Бывают пустыни песчаные (наиболее известны Сахара, Гоби, Каракумы…), каменистые, расположенные

Слайд 8Климат пустыни
Солнце - хозяин пустыни, потому что направляет на неё почти

прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, ведь там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. Ветры нередко переходят в пыльную бурю.

Пустыни возникают там, где количество атмосферных осадков очень мало и составляет менее 80 мм в год. Главные запасы воды находятся в грунтах на значительной глубине.

Лето жаркое со средними температурами до 30≈40° и с максимумом до 58°. Почва нагревается до +70°С. Зима с июня по август. Ночью случаются заморозки до -14°. А днём с восходом солнца температура воздуха быстро повышается до +20°.
Климат пустыни Солнце - хозяин пустыни, потому что направляет на неё почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко

Слайд 9В пустынях часто формируются дюны — накопление песка и пыли, принесённые

с ветрами. Особый вид дюн носит название барханов. Они достигают в высоту 99 метров (иногда и более). По форме (вид сверху) напоминают подкову или серп.

Места в пустыне, где есть водоём, называют оазисом. Они образуются благодаря подземным рекам или водоёмам, вода в которых достигает поверхности земли вследствие достаточного собственного давления или при помощи источников, организованных человеком. В оазисах растут пальмы, появляются заросли кустарников и трав, селятся люди. Оазисы могут различаться по величине и характеру, от небольших прудов, окаймлённых финиковыми пальмами, до целых городов с сельскохозяйственной деятельностью и промышленностью. Традиционной формой земледелия является оазисное хозяйство.

В пустынях часто формируются дюны — накопление песка и пыли, принесённые с ветрами. Особый вид дюн носит название

Слайд 10

Растительный покров пустыни
Растительность в пустыне бедная, неравномерно расположенная.Приспособления растений к засушливым

условиям жизни в пустыне:
листья малозаметные, недоразвитые, игловидные или шиловидные, чтобы испарять меньше влаги;
утолщенные стебли или листья для сохранения запасов воды в своих телах;
длинные корни, чтобы доставать до грунтовых вод и удерживаться в песках;
восковой налёт или густое опушение на листьях;
низкорослость даже деревьев;
сбрасывание листьев и молодых побегов с наступлением жары.
В пустынях растут саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка, джузгун, опунция, колосняк и др.
Растительный покров пустыниРастительность в пустыне бедная, неравномерно расположенная.Приспособления растений к засушливым условиям жизни в пустыне:листья малозаметные, недоразвитые,

Слайд 11

Животный мир пустыни
В фауне пустыни преобладают травоядные: верблюды, антилопы джейран, сайгаки,

суслики, тушканчики, кенгуру (в Австралии). Много хищников: ящерицы (варан), змеи, шакалы, гиены, пустынные виды лис (корсак, фенек), кошек (каракал). Водятся птицы (африканский страус, беркут, птица-секретарь, сипухи, цесарки), черепахи, жуки-скарабеи, паукообразные (тарантулы, скорпионы).
Как приспособились животные к жизни в пустыне?
имеют защитный окрас под цвет песка (маскировка и отражение солнечного света), часто небольшие размеры;
мало пьют, проходят большие расстояния в поисках пищи и воды;
ведут ночной образ жизни, впадают в спячку в жару;
могут зарываться в песок в случае опасности и дневной жары;
имеют перепонки или опушенные лапы;
у рептилий чешуйчатое строение, препятствующее испарению влаги;
запас жира в горбе у верблюда...
Животный мир пустыниВ фауне пустыни преобладают травоядные: верблюды, антилопы джейран, сайгаки, суслики, тушканчики, кенгуру (в Австралии). Много

Слайд 12Пройди по ссылке и отгадай загадки «Растительный и животный мир пустыни»:

https://learningapps.org/display?v=pgdv7f4nn19
Пройди по ссылке и отгадай загадки «Растительный и животный мир пустыни»: https://learningapps.org/display?v=pgdv7f4nn19

Слайд 13Деятельность человека и экологические проблемы пустыни
Люди с давних пор осваивают полупустыни

и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Но освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам.
Основные проблемы:
Расширение опустынивания земель (как следствие: превращение людей в экологических беженцев, уменьшение количества кормов для скота, материальные убытки в сельском хозяйстве) из-за распашки земель в зонах, подверженных опустыниванию, дефицита воды.
Пылевые бури,
Неумеренное орошени (в почвах стало много солей),
Неумеренный выпас скота (стало больше подвижных песков),
Браконьерство.
Пути их решения:
Посадки растений и прекращение распашки земли,
Рациональное использование земли и водных ресурсов,
Лесозащитные полосы,
17 июня международный день борьбы с опустыниванием земель и засухой,
В 1990 году в Калмыкии создан заповедник «Чёрные Земли», символом которого является антилопа-сайгак.
Деятельность человека и экологические проблемы пустыниЛюди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие

Слайд 14Физкультминутка (для шеи и рук)
Раз, два, три — вперёд наклон, Раз,

два, три — теперь назад (наклоны головой вперёд, назад) Головой качает слон — Он зарядку делать рад (наклоны головы в стороны) Раз - подняться, потянуться, (потянулись) Два - согнуться, разогнуться, (прогнули спинку) Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши) Головою три кивка (движения головой) На четыре - руки шире, (руки в стороны) Пять - руками помахать, (махи руками.) Шесть — в экран смотреть опять (повернулись).
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка!
Физкультминутка  (для шеи и рук)Раз, два, три — вперёд наклон,  Раз, два, три — теперь

Слайд 15Реши ребус и отгадай название новой для нас природной зоны

Реши ребус и отгадай название новой для нас природной зоны

Слайд 16САВАННА — тропическая лесостепь; природная зона, для которой характерна смена сухого

и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев.
САВАННА — тропическая лесостепь; природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, преобладает травянистый

Слайд 17Географическое расположение саванны
Саванна располагается между тропическими пустынями и зоной вечнозеленых тропических

лесов. Широко распространены саванны в Африке, Южной Америке и Австралии.
Географическое расположение саванныСаванна располагается между тропическими пустынями и зоной вечнозеленых тропических лесов. Широко распространены саванны в Африке,

Слайд 18Климат саванны
Жаркий климат саванн характерен четким чередованием влажного (лето) и сухого

(зима) сезонов, от которых зависит ритм природных процессов. В сухое время года саванны Африки почти не отличаются от пустыни. Жара — до +50°, засуха. Реки мелеют, небольшие речки полностью высыхают. Во время сухих сезонов почва пересыхает, а во время влажных — заболачивается. Влажный сезон от 3 до 8 месяцев.
Климат саванныЖаркий климат саванн характерен четким чередованием влажного (лето) и сухого (зима) сезонов, от которых зависит ритм

Слайд 19

Растительный покров саванны
Преобладают злаки, травы, достигающие 3≈4 метров высоты. Из деревьев

и кустарников типичны баобаб (до 25 м), пальмы (масличная, веерная), зонтичные акации, молочаи, мимозы. У растений развились приспособления к сухому сезону года: жесткие сильно опушенные листья, толстая кора, способность сбрасывать листву и копить влагу в стволе, мощная корневая система.
Растительный покров саванныПреобладают злаки, травы, достигающие 3≈4 метров высоты. Из деревьев и кустарников типичны баобаб (до 25

Слайд 20Пройди по ссылке и выполни задание по теме «Растительный мир саванн»:

https://learningapps.org/3385176
Пройди по ссылке и выполни задание по теме «Растительный мир саванн»: https://learningapps.org/3385176

Слайд 21Животный мир саванны
Животный мир саванн чрезвычайно разнообразен. Саванны богаты растительной пищей,

поэтому там много крупных травоядных. Наиболее характерны копытные, хищные млекопитающие, бегающие и хищные птицы, пресмыкающиеся. Жизнь животных в саваннах имеет сезонный ритм, подчиненный чередованию сухого и влажного времени года.
Животный мир саванныЖивотный мир саванн чрезвычайно разнообразен. Саванны богаты растительной пищей, поэтому там много крупных травоядных. Наиболее

Слайд 22Пройди по ссылке и реши кроссворд по теме «Животный мир саванн»:

https://learningapps.org/5794330
Пройди по ссылке и реши кроссворд по теме «Животный мир саванн»: https://learningapps.org/5794330

Слайд 23Деятельность человека и экологические проблемы саванны
Основные проблемы:
Перевыпас скота (продуктивность падает, потому

что из состава трав исчезают наиболее ценные кормовые виды, заменяются малосъедобными, многолетние — однолетними, распространяются колючие кустарники),
Распашка (подсечно-огневое земледелие), пожары,
Выдувание плодородного слоя почвы (близость пустыни так же ускоряет процесс выдувания, там часто бывают сильные ветры самум), ведет к опустыниванию саванн,
Браконьерство (в бюджете ряда стран большую роль играет торговля слоновой костью, кожей или шкурами животных).
Пути их решения:
Дикие животные оказываются под охраной в национальных парках (Пангола, Серенгети),
Водоёмы подлежат очистке для разведения в них рыбы,
Проводятся комплексные меры по восстановлению растительности.
Деятельность человека и экологические проблемы саванныОсновные проблемы: Перевыпас скота (продуктивность падает, потому что из состава трав исчезают наиболее ценные

Слайд 24Сказка «Сторож саванны» Луда
Электронная книга http://много-сказок.рф/Skazki/skazki-narodov-mira/luda_-_storoj_savanny/glava_1_19.html

Диафильм http://diafilmy.su/4130-storozh-savanny.html

Сказка «Сторож саванны» ЛудаЭлектронная книга http://много-сказок.рф/Skazki/skazki-narodov-mira/luda_-_storoj_savanny/glava_1_19.htmlДиафильм http://diafilmy.su/4130-storozh-savanny.html

Слайд 25Проверь себя: покажи расположение природных зон пустыни и саванны на карте

мира
Проверь себя: покажи расположение природных зон пустыни и саванны на карте мира

Слайд 26Заключение
Попробуй сделать вывод из урока: с какими природными зонами Земли мы

познакомились сегодня?
Что узнали нового, а какой материал закрепили? Что мы делали на уроке?
Можно ли сказать, что мы достигли целей, поставленных в начале урока?
Какую оценку ты поставишь себе за урок?
Домашнее задание: прочитать сказку «Сторож саванны» и подготовить небольшой доклад по самому запомнившемуся тебе животному — жителю пустыни или саванны.
ЗаключениеПопробуй сделать вывод из урока: с какими природными зонами Земли мы познакомились сегодня?Что узнали нового, а какой

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть