Слайд 1Природные зоны Земли
(тропический пояс)
Выполнила Важдаева А.В.,
учитель начальных классов РЦОд
Слайд 2Разминка
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас, в загадочный
мир,
Таинственный мир природы.
Мы продолжаем путешествие по природным зонам Земли. Вспомним, что мы уже знаем.
Ответь на мои вопросы:
- Что такое природная зона?
- От чего зависит расположение природных зон?
- Какие природные зоны Земли мы проходили?
- По каким признакам мы можем составить характеристику любой природной зоны?
Слайд 3
План описания природной зоны:
географическое положение, климат, животный и растительный мир, занятия
населения и экологические проблемы.
Слайд 4Цели урока:
Изучить неизвестные природные зоны.
Определить отличия одной зоны от других природных
зон, особенности растений и животных этой природной зоны, влияние человека на экологию.
Доказать необходимость приспособления растений и животных, человека к природным условиям.
Слайд 5Отгадай название природной зоны, решив ребус
Слайд 6ПУСТЫНЯ — природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью,
а местами лишенной ее. От какого слова образовалось это название? Что ты представляешь, когда слышишь слово «пустыня»?
Слайд 7Географическое положение. Пустыни занимают 20% поверхности Земли. Бывают пустыни песчаные (наиболее
известны Сахара, Гоби, Каракумы…), каменистые, расположенные на горных массивах, глинистые, солончаковые… Даже ледяные пустыни Антарктиды. В России пустыни и полупустыни распространены в Прикаспийской низменности (республика Калмыкия, Астраханская область).
Слайд 8Климат пустыни
Солнце - хозяин пустыни, потому что направляет на неё почти
прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, ведь там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. Ветры нередко переходят в пыльную бурю.
Пустыни возникают там, где количество атмосферных осадков очень мало и составляет менее 80 мм в год. Главные запасы воды находятся в грунтах на значительной глубине.
Лето жаркое со средними температурами до 30≈40° и с максимумом до 58°. Почва нагревается до +70°С. Зима с июня по август. Ночью случаются заморозки до -14°. А днём с восходом солнца температура воздуха быстро повышается до +20°.
Слайд 9В пустынях часто формируются дюны — накопление песка и пыли, принесённые
с ветрами. Особый вид дюн носит название барханов. Они достигают в высоту 99 метров (иногда и более). По форме (вид сверху) напоминают подкову или серп.
Места в пустыне, где есть водоём, называют оазисом. Они образуются благодаря подземным рекам или водоёмам, вода в которых достигает поверхности земли вследствие достаточного собственного давления или при помощи источников, организованных человеком. В оазисах растут пальмы, появляются заросли кустарников и трав, селятся люди. Оазисы могут различаться по величине и характеру, от небольших прудов, окаймлённых финиковыми пальмами, до целых городов с сельскохозяйственной деятельностью и промышленностью. Традиционной формой земледелия является оазисное хозяйство.
Слайд 10
Растительный покров пустыни
Растительность в пустыне бедная, неравномерно расположенная.Приспособления растений к засушливым
условиям жизни в пустыне:
листья малозаметные, недоразвитые, игловидные или шиловидные, чтобы испарять меньше влаги;
утолщенные стебли или листья для сохранения запасов воды в своих телах;
длинные корни, чтобы доставать до грунтовых вод и удерживаться в песках;
восковой налёт или густое опушение на листьях;
низкорослость даже деревьев;
сбрасывание листьев и молодых побегов с наступлением жары.
В пустынях растут саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка, джузгун, опунция, колосняк и др.
Слайд 11
Животный мир пустыни
В фауне пустыни преобладают травоядные: верблюды, антилопы джейран, сайгаки,
суслики, тушканчики, кенгуру (в Австралии). Много хищников: ящерицы (варан), змеи, шакалы, гиены, пустынные виды лис (корсак, фенек), кошек (каракал). Водятся птицы (африканский страус, беркут, птица-секретарь, сипухи, цесарки), черепахи, жуки-скарабеи, паукообразные (тарантулы, скорпионы).
Как приспособились животные к жизни в пустыне?
имеют защитный окрас под цвет песка (маскировка и отражение солнечного света), часто небольшие размеры;
мало пьют, проходят большие расстояния в поисках пищи и воды;
ведут ночной образ жизни, впадают в спячку в жару;
могут зарываться в песок в случае опасности и дневной жары;
имеют перепонки или опушенные лапы;
у рептилий чешуйчатое строение, препятствующее испарению влаги;
запас жира в горбе у верблюда...
Слайд 12Пройди по ссылке и отгадай загадки «Растительный и животный мир пустыни»:
https://learningapps.org/display?v=pgdv7f4nn19
Слайд 13Деятельность человека и экологические проблемы пустыни
Люди с давних пор осваивают полупустыни
и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Но освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам.
Основные проблемы:
Расширение опустынивания земель (как следствие: превращение людей в экологических беженцев, уменьшение количества кормов для скота, материальные убытки в сельском хозяйстве) из-за распашки земель в зонах, подверженных опустыниванию, дефицита воды.
Пылевые бури,
Неумеренное орошени (в почвах стало много солей),
Неумеренный выпас скота (стало больше подвижных песков),
Браконьерство.
Пути их решения:
Посадки растений и прекращение распашки земли,
Рациональное использование земли и водных ресурсов,
Лесозащитные полосы,
17 июня международный день борьбы с опустыниванием земель и засухой,
В 1990 году в Калмыкии создан заповедник «Чёрные Земли», символом которого является антилопа-сайгак.
Слайд 14Физкультминутка
(для шеи и рук)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз,
два, три — теперь назад (наклоны головой вперёд, назад)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад (наклоны головы в стороны)
Раз - подняться, потянуться, (потянулись)
Два - согнуться, разогнуться, (прогнули спинку)
Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)
Головою три кивка (движения головой)
На четыре - руки шире, (руки в стороны)
Пять - руками помахать, (махи руками.)
Шесть — в экран смотреть опять (повернулись).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
Слайд 15Реши ребус и отгадай название новой для нас природной зоны
Слайд 16САВАННА — тропическая лесостепь; природная зона, для которой характерна смена сухого
и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев.
Слайд 17Географическое расположение саванны
Саванна располагается между тропическими пустынями и зоной вечнозеленых тропических
лесов. Широко распространены саванны в Африке, Южной Америке и Австралии.
Слайд 18Климат саванны
Жаркий климат саванн характерен четким чередованием влажного (лето) и сухого
(зима) сезонов, от которых зависит ритм природных процессов. В сухое время года саванны Африки почти не отличаются от пустыни. Жара — до +50°, засуха. Реки мелеют, небольшие речки полностью высыхают. Во время сухих сезонов почва пересыхает, а во время влажных — заболачивается. Влажный сезон от 3 до 8 месяцев.
Слайд 19
Растительный покров саванны
Преобладают злаки, травы, достигающие 3≈4 метров высоты. Из деревьев
и кустарников типичны баобаб (до 25 м), пальмы (масличная, веерная), зонтичные акации, молочаи, мимозы. У растений развились приспособления к сухому сезону года: жесткие сильно опушенные листья, толстая кора, способность сбрасывать листву и копить влагу в стволе, мощная корневая система.
Слайд 20Пройди по ссылке и выполни задание по теме «Растительный мир саванн»:
https://learningapps.org/3385176
Слайд 21Животный мир саванны
Животный мир саванн чрезвычайно разнообразен. Саванны богаты растительной пищей,
поэтому там много крупных травоядных. Наиболее характерны копытные, хищные млекопитающие, бегающие и хищные птицы, пресмыкающиеся. Жизнь животных в саваннах имеет сезонный ритм, подчиненный чередованию сухого и влажного времени года.
Слайд 22Пройди по ссылке и реши кроссворд по теме «Животный мир саванн»:
https://learningapps.org/5794330
Слайд 23Деятельность человека и экологические проблемы саванны
Основные проблемы:
Перевыпас скота (продуктивность падает, потому
что из состава трав исчезают наиболее ценные кормовые виды, заменяются малосъедобными, многолетние — однолетними, распространяются колючие кустарники),
Распашка (подсечно-огневое земледелие), пожары,
Выдувание плодородного слоя почвы (близость пустыни так же ускоряет процесс выдувания, там часто бывают сильные ветры самум), ведет к опустыниванию саванн,
Браконьерство (в бюджете ряда стран большую роль играет торговля слоновой костью, кожей или шкурами животных).
Пути их решения:
Дикие животные оказываются под охраной в национальных парках (Пангола, Серенгети),
Водоёмы подлежат очистке для разведения в них рыбы,
Проводятся комплексные меры по восстановлению растительности.
Слайд 24Сказка «Сторож саванны» Луда
Электронная книга http://много-сказок.рф/Skazki/skazki-narodov-mira/luda_-_storoj_savanny/glava_1_19.html
Диафильм http://diafilmy.su/4130-storozh-savanny.html
Слайд 25Проверь себя: покажи расположение природных зон пустыни и саванны на карте
мира
Слайд 26Заключение
Попробуй сделать вывод из урока: с какими природными зонами Земли мы
познакомились сегодня?
Что узнали нового, а какой материал закрепили? Что мы делали на уроке?
Можно ли сказать, что мы достигли целей, поставленных в начале урока?
Какую оценку ты поставишь себе за урок?
Домашнее задание: прочитать сказку «Сторож саванны» и подготовить небольшой доклад по самому запомнившемуся тебе животному — жителю пустыни или саванны.