Слайд 1Экологическое воспитание младших
школьников
Экологический проект «Моё дерево»
Выполнила учитель начальных классов МАОУ СОШ д.Волок Григорьева Т.Ф
Слайд 2ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Формирование экологической грамотности учащихся начальных классов.
Формирование у учащихся способности работать
в группах.
Формирование самостоятельности в процессе обучения.
Создать условия для осознания осмысления важности сохранения окружающей среды. Учить детей работе с научной литературой.
проекта:
Важной задачей работы в рамках проекта – воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево – друг, ребёнок сам выбирает для него имя.
Воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных.
Учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Научить использовать информационные технологии для представления отчёта.
Выявить взаимосвязь между деревьями и человеком.
Оформить результаты исследования.
Слайд 4Проблемные вопросы:
Если не будет дерева?
С кем дружит дерево?
Что я могу сделать
для своего дерева?
Почему деревья плачут?
Болеют ли деревья?
Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда губим деревья?
Решению экологической проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологического проекта
Слайд 5Учебные предметы:
Окружающий мир.
Трудовое обучение.
Изобразительное искусство.
Русский язык.
Слайд 6Экологический проект «Моё дерево» стал семейным проектом.
Для этого я познакомила
родителей с целями и задачами работы по проекту, убедила их в необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей.
Попросила родителей д помочь ребёнку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления.
Слайд 7Этапы работы
Подготовительный этап
Объяснение целей и задач проекта; беседы, экскурсии.
Определяется объект исследований.
Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится.
Одно из условий - дерево должно находиться в доступном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребёнок мог приходить к нему сам.
Слайд 8
оформление альбома «Моё дерево» в который ученики заносят результаты своих
наблюдений по определённой схеме, не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков;
рисуют портрет своего дерева в разные времена года;
пишут сочинения, песенки, стихи про своё дерево;
рисуют портреты дерева с разными настроениями.
Подготовительный проект включает:
Слайд 9Исследовательский этап
Исследовательский этап состоит из ряда заданий:
-знакомство с деревом
-изучение:
- кроны,
листьев
- коры ствола
- плодов, семян
- животных, связанных с деревом
- снега
Каждое задание состоит из комплекса вопросов.
Слайд 10
Помимо чисто исследовательских заданий ребята выполняют ряд дополнительных работ, направленных на
развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе.
Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом (сажают рядом с ним другие деревья, чтобы « дереву не было скучно и одиноко»).
Слайд 11Изучение коры, ствола.
1.Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего?
2. Погладь
кору дерева. Какая она: тёплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая?
Есть на ней трещины? В каком месте их больше всего?
Может ли кто – нибудь жить в этих трещинах?
3. Понюхай кору дерева. Что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
4. Есть ли дупла на дереве? Может ли кто – нибудь в них жить?
Слайд 12Изучение коры, ствола.
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много
их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком.
8. Как вы думаете смогло ли дерево залечить эти раны.
Слайд 13Изучение снега.
1.Много ли снега около вашего дерева?
2. Какого цвета снег?
3. Есть
ли на снеге семена деревьев?
4. Раскопай лопаткой снег и найди травянистые растения. Какие они?
5. Какие животные прячутся под снегом? Почему?
6. Следы каких животных можно встретить на снегу около дерева?
7. Поставь веточку своего дерева в стакан.
И наблюдай за ней.
Слайд 14Изучение животных, связанных с деревом.
1. Каким птицам дерево даёт корм?
2. Какие
птицы прилетают к вашей кормушке? Нарисуй.
3. Каким животным даёт укрытие ваше дерево?
4. Пение какой птицы можно услышать?
5. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят лес?
6. Нарисуй знак охраны своего дерева.
Слайд 15Изучение кроны, листьев.
Нарисуй свою веточку, поставленную в стакан
Внимательно рассмотреть веточку на
своём дереве. Что изменилось?
Как изменилось настроения вашего дерева с приходом весны?
Приготовься к прилёту птиц. Смастери скворечник. Нарисуй домик для птиц.
Проследи за распусканием листьев.
Понюхай листочки. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?
Приклей первый листочек или нарисуй.
Слайд 16Третий этап – обобщение материалов
Этап – обобщение материалов включает:
написание детьми
сочинений,
сказок о дереве, проведения праздника «День дерева»,
составление рекламы своего дерева,
выполнение ряда рисунков,
проведение подвижных игр,
чтение литературы по теме,
работу с произведениями живописи,
составление математических задач.
Слайд 17Рекомендации
Что я смогу сделать для своего дерева?
Что я смогу сделать для
всех деревьев?
Что произойдёт, если мы укроем дерево от солнца?
Правильно ли поступит мальчик, запустив камнем в того, кто сломает его дерево?
А как вы поступите в таком случае?
Предложите свой вариант защиты дерева.
Слайд 18
Презентации учащихся.
Каждый ученик докладывает о результатах работы.
Обмен мнениями о ходе деятельности,
трудностях и путях их преодоления.
Результаты проекта
ВЫВОД: моя Звёздочка дружит с животными, человеком. Животным даёт пищу, крышу над головой, а человека радует своей красотой.
Моё дерево Беляночка.
У Беляночки много друзей среди животных и растений.
Мы с ней неразлучные подружки.
Слайд 19
Рефлексия.
Работа в рамках проекта получилась увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт
каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы Результаты исследований детей получили хорошую оценку и одобрение.
Слайд 20Плакат – памятка “Помощь природе”
* Не рви цветов, не ломай
ветки деревьев, не делай на коре надрезы
* Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей
* Не засоряй мусором водоемы
* Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений
* Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы
Слайд 21Словарь:
Окружающая среда – всё, что окружает живой организм.
Пищевая цепь – связь,
которая показывает, кто чем (кем) питается.
Экологическая катастрофа – бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.
Экологический прогноз – предсказание последствий вмешательства человека в законы природы.
Заказник – территория, где разводят какие – либо виды растений и животных по заказу государства с разрешением частичного сбора или охоты, а также занимаются акклиматизацией животных, завезённых из других стран или регионов нашей страны.
Слайд 22Заключение
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море лесной
ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!
Ты самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!
Слайд 23Список литературы:
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас.
А.А.Плешаков. Зелёные страницы
1. Журнал "Древо познания" №92
2004г.;№94 2004г.
2.А.А.Плешаков Экология для младших школьников. Москва: «Просвещение», 1995г.
4.И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль: "Академия развития", 1997г.
5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас". Москва: "Вако",2003г.
Г.И.Колесникова. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». Начальная школа №6, 1998 год