Презентация, доклад на тему Преемственность в формировании естественнонаучной картины мира у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно

Слайд 1Преемственность в формировании естественнонаучной картины мира у детей младшего школьного возраста.
Выполнила:

Кузина Мария Николаевна
Преемственность в формировании естественнонаучной картины мира у детей младшего школьного возраста.Выполнила: Кузина Мария Николаевна

Слайд 3Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. В публикациях последних

лет экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Публикации высветили и другую сторону проблемы – невысокий уровень экологической культуры, экологический уровень у большей части людей. Несомненно, что это является следствием недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо задолго до того, как человек становится взрослым, т.е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, её позиции, мировоззрение.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В трудах К.Маркса, Ф.Энгельса неоднократно подчёркивается, что развитие идей естествознания оказывает позитивное влияние на человеческое мышление, развитие его диалектичности. Ф.Энгельс писал: “…Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития. Для всеобщих связей природы…”.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет экономическое неблагополучие в стране. Нарушение

Слайд 4Анализ сущности и содержания экологической культуры в младшем школьном возрасте особо

необходим, если учитывать, что ни в педагогической литературе, ни в программах и учебниках начальных классов нет достаточно полной характеристики понятия экологической культуры.

Обращаясь к анализу этого понятия, отметим, что его содержание происходит из самого основания понятия “культура”, его этимология – “культ”- “ур” – почитание Света: воспитание, развитие, устремлённость к индивидуальному совершенствованию. В современных условиях школа должна выполнять миссию по рождению, развитию и сохранению духовного мира ребёнка как источника и ядра его экологической культуры.

Духовность должна рассматриваться как проявление любви к жизни, к человеку, к миру окружающей нас природы.

В содержании экологической культуры находятся две органически взаимосвязанные и взаимопроникновенные стороны единого воспитательного процесса. Основная задача этого процесса- сделать достоянием каждого человека принципы и нормы общечеловеческой морали, превращение их в глубокие убеждения, поступки и реальное поведение. Такие качества складываются в процессе непосредственного практического участия человека в жизни общества.

Таким образом, важная задача экологического воспитания – сформировать экологическую культуру.
Анализ сущности и содержания экологической культуры в младшем школьном возрасте особо необходим, если учитывать, что ни в

Слайд 5По И.Д.Звереву, усвоение научных знаний, сформированности убеждений, эстетических, этических чувств, практической

деятельности – всё это характеризует определённый уровень экологической культуры, которая включает также систему взаимоотношений общества и природы, и проявляется в ценностных ориентациях, в практической деятельности, в поведении и отношении к природе.

Таким образом, экологическая культура – важнейшее слагаемое общей культуры современности человека, духовный элемент развития личности, которая характеризуется степенью глубины и основательности овладения человеком моральных норм и правил, системой экологических знаний, умений, навыков. Способностью применять их самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях и пропагандировать среди населения. И все компоненты экологической культуры должны основываться на взаимодействии человека с окружающей природной средой.

Раскрывая особенности процесса формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что у детей в этом возрасте складывается определённая система представлений о явлениях общественной жизни, формируется собственная позиция в вопросах экологического оздоровления родной природы. Формирование у детей необходимых для проявления этой культуры способов и норм поведения, есть ещё одна особенность исследовавшегося процесса экологического воспитания младших школьников.
По И.Д.Звереву, усвоение научных знаний, сформированности убеждений, эстетических, этических чувств, практической деятельности – всё это характеризует определённый

Слайд 6Важность экологического воспитания детей в современном мире переценить невозможно. Главная задача

его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики.

Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

В исследованиях психологов и педагогов не раз отмечалось, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, об экологических связях между живой и неживой природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне.

Для чего всё это надо изучать? Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.
К.Д.Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, воздействии составляющих природу компонентов.
Важность экологического воспитания детей в современном мире переценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в

Слайд 7Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев

формирования экологической культуры школьников, необходимым условием ответственного отношения к природе. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.

Для экологического воспитания нужно решить три задачи:
Доказать ученикам, что в природе всё взаимосвязано.
Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, ибо нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.
Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Общественная необходимость упорядочения природопользования и охраны природы выражается в морали в виде общепризнанных предписаний и оценок. К ним относятся правила, нормы, идеал.

Экологическое правило предписывает конкретный поступок по отношению к природе в достаточно определённой ситуации: “ Не ломай деревьев”, “Не разрушай муравейников” и т.п. Рассмотрим некоторые правила поведения школьников на природе и их отражение в содержании образования и воспитания. В настоящее время не существует официального кодекса экологических правил, хотя требования экологического содержания всё чаще предъявляются школьникам.

В Павлышской школе В.А.Сухомлинского с первого дня пребывания ребёнка приучали к выполнению следующих правил: если ты увидел иссохшую, растрескавшуюся почву вокруг розового куста или персикового дерева, вокруг недавно посаженной яблоньки иди куста винограда, разрыхли почву, а вечером полей дерево или куст, подними на дороге брошенный камень кем-то или утерянный кусок металла, принеси его на школьный двор, положи в специально отведённое для этой цели место…
Чтобы правила поведения в природе стали привычкой, необходимы соответствующие упражнения на экскурсиях, в походах, на прогулках, в практической деятельности по охране природы.
Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием

Слайд 8По степени обобщённости экологические правила неодинаковы. Наиболее обобщённые есть экологические нормы.

Нормы предопределяют уже не конкретный поступок, а тип поступка, образ поведения, жизненный принцип. Вопрос о становлении экологических норм остаётся пока открытым.

С большей или меньшей определённостью в настоящее время можно говорить о становлении нравственно – экологической нормы, выражающейся в требовании “Береги природу!”.
Для того, чтобы норма стала устоявшейся, всеобщей, необходима большая целенаправленная воспитательная работа.

Высшая степень экологической обобщённости достигается через понятие “идеал”. Идеал – это абстрактная личность, образец для поведения, высшая цель совершенствования. В нравственно –экологическом аспекте такой личности присущи: любовь к природе; поведение, соответствующе современным представлениям о гармоничном взаимоотношении человека и природы.

Для младших школьников понятия “идеал” как такового не существует. Для них есть лишь конкретные примеры для подражания. В экологическом плане это, прежде всего, люди – защитники животных.

Таким образом, результатом “экологической воспитанности” является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.
По степени обобщённости экологические правила неодинаковы. Наиболее обобщённые есть экологические нормы. Нормы предопределяют уже не конкретный поступок,

Слайд 9” В одном из залов Беловежского центра Польши можно

прочитать слова: “Человек, оторванный от природы – это всё равно, что ребёнок, лишённый груди матери.”

Любовь к природе усиливает у человека чувство преданности своей Родине, формирует у него стремление сделать природу своей страны ещё более прекрасной, богатой, щедрой.

Любовь к природе – великое жизнелюбивое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Бесспорно, что любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её.

А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства.
”   В одном из залов Беловежского центра Польши можно прочитать слова: “Человек, оторванный от природы

Слайд 10Нередко считается само собой разумеющимся, что уже посещение ребёнком учебного заведения,

будь то детский сад, школа, училище, институт, в основном решает проблемы воспитания и обучения в области окружающей среды. Но никто не отдаёт себе отчёта в том, что за последние десятилетия процесс взросления и развития потерпел значительные изменения в глобальном масштабе, между тем этот факт установлен исследователями и вполне подтверждается даже поверхностными наблюдениями и элементарным здравым смыслом.

Следовало бы гораздо чаще подвергать систематическому пересмотру и практическому анализу ту роль, которую играет семья, место работы и школа в приобретении молодым поколением основных знаний, необходимых для приобщения к проблемам окружающей среды.

Это , однако, не означает, что учителя не понимают того, какую большую роль в воспитании ребёнка в этой области играют его общения с родителями, сверстниками, само общество и средства информации. Речь идёт об отсутствии систематического анализа того, на какое звено в цепи обучения и воспитания приходится сегодня тот или иной вид ознакомительной работы и какое звено призвано сыграть эту роль завтра.

Ребёнок приходит в школу, имея свой накопленный жизненный опыт, и задача школы заключается в развитии уже заложенных в ребёнке знаний, умений и навыков, и это ещё раз доказывает, что школа не единственное место формирования у ребёнка поведенческих реакций и ценностных ориентаций.
Нередко считается само собой разумеющимся, что уже посещение ребёнком учебного заведения, будь то детский сад, школа, училище,

Слайд 11Сами родители играют большую роль в воспитании у детей гуманного отношения

к животным и растениям. И дети весьма восприимчивы к такому целенаправленному воздействию.

Во многих случаях ребёнок просто не знает, как надо поступить с животными. Мы своим примером показываем ему это. Но иногда этот пример бывает далеко не положительным. Часто взрослые люди дают детям уроки жестокости.

Пример:

«Мать и ребёнок идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг, на тропинку выскакивает лягушка. Ребёнок, не видевший ни разу, пугается. Мать утешает его, ногой отшвыривает лягушку и приговаривает: “Какая гадкая лягушка, она испугала Вовочку.” Ситуация закрепляется в памяти. Делается вывод: всё, что мешает, всё, что непонятно, должно быть уничтожено. А могло бы быть всё по-другому. Мать могла бы спокойно подвести ребёнка к той же лягушке, сказать ему, что она не кусается и ловит злых комаров, что после дождя лягушки любят гулять, что их надо беречь. Тогда и малыш повёл бы себя иначе. Он осторожно обходил бы лягушку стороной и ещё рассказывал бы о них своим товарищам».
Сами родители играют большую роль в воспитании у детей гуманного отношения к животным и растениям. И дети

Слайд 12Ребёнок не жесток по своей природе. Присмотритесь, как жадно он тянется

ко всякому живому существу, как радостно блестят его глаза, когда он видит котёнка. Он ему нравится, вызывает приятные ощущения: мягкий, пушистый, тёплый.

И долго потом малыш, вспоминая встречу с таким милым существом, называет и бабушкин пуховый платок, и мамин меховой воротник, и мохеровую шапочку сестрёнки одним общим словом “мяу” или “киса”. Часто, не зная, как надо общаться с этим живым существом, ребёнок берёт котёнка за лапу, за хвост и с восторгом тащит к родителям. Детей надо упражнять в человечности.

Поэтому шаг за шагом вводить их в мир великодушного и бережного отношения к животным. Родители обязаны научить ребят быть добрыми, воспитывать в них разумную любовь к животным, ибо это – составная часть очень “ёмкого и обширного понятия - гуманизм”.
Ребёнок не жесток по своей природе. Присмотритесь, как жадно он тянется ко всякому живому существу, как радостно

Слайд 13Воспитывая гуманное отношение к природе, родители всячески должны поощрять интерес ребёнка

к жизни растений и животных. Можно посоветовать ребёнку записаться в одну из секций станции юных натуралистов, помочь подобрать в библиотеке или книжном магазине литературу о жизни растений, прочитать, помочь понять, рассмотреть иллюстрации в журналах , книгах, обратить внимание ребёнка на описание природы. Накапливаемые знания о природе заставят ребёнка относиться к ней с большим уважением.
Основной целью экологического воспитания является формирование культуры поведения и социальной ответственности детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через её многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живёт человек, рождает в нём чувство любви к Родине, дому своему, матери, людям.

“…Я никогда не поверю, - говорил К.Д.Паустовский, - что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи для глаз, слуха, воображения, человеческой мысли. Только…исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже к родному попискиванию родной пичуги”.
Воспитывая гуманное отношение к природе, родители всячески должны поощрять интерес ребёнка к жизни растений и животных. Можно

Слайд 14Воспитание детей, в том числе и экологическое, осуществляется жизнедеятельностью семьи.

Обращаясь с

ребёнком необходимо помнить, что культура вашего поведения будет во многом зависеть и определять культуру вашего ребёнка. Ваше отношение к природе будет, как в зеркале, отражаться в поведении вашего сына или дочери. В экологическом воспитании детей большое место отводится игровой деятельности. Первые знания об окружающем мире ребёнок приобретает в игре, используя игрушки и другой игровой материал. По своему значению игрушка для детей, это всё равно, что учебник для школьников.

Игрушечные животные, складные картинки и кубики, лото развивают мышление, память, воображение детей, а также наблюдательность, настойчивость, трудолюбие. Но особое значение имеют игрушки – самоделки. Ребёнок, создавая свою игрушку, переживает первые радости творческого труда, у него воспитываются потребности в созидании и доброте.

Необыкновенный простор для фантазии даёт природный материал: шишки, причудливые ветки, корни, коряги, солома, орехи, жёлуди, тополиный пух, косточки абрикосов, кора, камушки, ракушки, листочки, мхи, лишайники. Но этот материал нужно собрать и правильно обработать.


Воспитание детей, в том числе и экологическое, осуществляется жизнедеятельностью семьи.	Обращаясь с ребёнком необходимо помнить, что культура вашего

Слайд 15 С чего же начать? Во время листопада золотой осени отправляйтесь

всей семьёй на прогулку в парк или лес собирать разноцветные листья и различные семена. У клёна семена плоские, ребята называют их “носиками”, у липы – шарообразные, у ольхи – маленькие коричневые шишечки.

А если вы рассмотрите фигурку листьев, то обратите внимание, что она различна: ребристая, шероховатая, гладкая. Для работы понадобятся не только листья, семена, но и лепестки цветов и злаковые растения.

Всё, что вы собирали во время прогулки, нужно подготовить к работе: очистить от мусора; листья, лепестки цветов и растения высушить; соломку перед началом работы вымочить в течение двух часов в воде, тогда она будет податлива, после этого стебель разрезать и разгладить на бумаге горячим утюгом, получая блестящую соломенную ленту.

Лепестки цветов можно иногда подкрасить акварелью, стараясь не нарушать природную форму растений, семян, лепестков цветов. Когда всё будет готово, приступайте к работе.

Труд всегда увенчается успехом. Из-под ваших умелых рук возникнет сказочный мир фантастических картин с лесными человечками, невиданными зверюшками, удивительными жар – птицами. Создавая игрушки из природного материала, вы научите детей видеть красоту природы.
С чего же начать? Во время листопада золотой осени отправляйтесь всей семьёй на прогулку в парк

Слайд 16Система совместной работы школы и семьи по охране природы в начальных

классах
 
Проанализировав дополнительную литературу, дающую практическую информацию для учителя начальных классов, как классного руководителя, по проблеме совместной работы школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников, мы увидели, что в различных источниках имеется большое количество отдельных приёмов и методов, помогающих учителю в решении данной проблемы. И для облегчения планирования и проведения совместных занятий с детьми и родителями мы предлагаем пример возможной системы совместной работы школы и семьи по охране природы в начальных классах.
Эта система возникла в результате творческого поиска, в ней отражены основные темы, содержание, ценностные ориентации предлагаемых мероприятий, а также виды практической деятельности и возможные формы их проведения.
Система совместной работы школы и семьи по охране природы в начальных классах Проанализировав дополнительную литературу, дающую практическую информацию

Слайд 19Таким образом, изучение теоретической литературы, обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, наблюдения за

динамикой формирования экологической культуры у учащихся младших классов позволили выявить условия эффективности экологического воспитания в семье:
Воспитание должно опираться на прежний опыт детей, на полученные уже знания;
Воспитание должно строиться на основе взаимодействия трёх факторов: познавательного, чувственного, деятельного.
Проведение этих трёх факторов в процессе воспитания должно протекать в неразрывном единстве;
Экологическое воспитание должно носить целенаправленный и разносторонний характер;
Главным условием экологического воспитания необходимо считать личное участие родителей и детей в мероприятиях по охране природы.
Экспериментальная работа показала, что младшие школьники имеют все основания целенаправленного осуществления процесса по формированию экологической культуры у него, при активном соблюдении путей и условий эффективности экологического воспитания.
Но, несмотря на проведённое исследование, можно сказать, что это не решает всех проблем экологического воспитания и формирования экологической культуры у младших школьников. Дальнейшие вопросы возникают по проблемам преемственности, взаимодействия в этом процессе не только школы и семьи, но и общественности.
Таким образом, изучение теоретической литературы, обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, наблюдения за динамикой формирования экологической культуры у учащихся

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть