Слайд 1Практическая направленность уроков «Мир вокруг»
Подготовила: Кузина М.Н
Слайд 2Преемственность в обучении «Мир вокруг» учащихся младших и старших классов
Преемственность в
образовании - – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Слайд 3Основание преемственности
предоставление широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений
детских объединений по интересам;
возможность свободного самоопределения и самореализации детей;
привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов;
использование специализированной материально-технической базы учреждений дополнительного образования;
практико-ориентированная и деятельностная основа образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Слайд 4Основные принципы взаимодействия
Обеспечение индивидуального подхода к
обучающимся;
Коллективный характер внеурочной деятельности;
Непрерывность внеурочной деятельности;
Повышение
условий для сотрудничества;
Духовно – нравственная направленность
внеурочной деятельности;
Открытость и преемственность внеурочной
деятельности;
Комплексный подход.
Слайд 5ЗАДАЧИ:
Создание условий для полного удовлетворения
интересов детей и укрепления
их здоровья.
Личностно-нравственное развитие и
профессиональное самоопределение обучающихся.
Обеспечение социальной защиты, поддержки
и адаптации детей к жизни в обществе.
Формирования общей культуры школьников
Воспитание у детей гражданственности,
уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе и семье
Слайд 6В условиях модернизации современного образования (в том числе естественнонаучного) появляется необходимость
определения направлений преемственности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.
Важнейшим условием решения проблем преемственности в основном звене школы является сохранение идеи оптимального общего развития ученика.
Это реализуется и достигается в курсе предмета благодаря богатству содержания, построенного на основе интегрирования ценностей и основных положений современных естественных наук (физической географии, биологии, физики, химии, астрономии).
Слайд 7Задача учителя – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых
форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается в первую очередь через осознание самого процесса учения, формирования научных основ естественных дисциплин.
Учащиеся имеют качественную предметную подготовку по основным содержательным линиям: развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих); история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества; сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.
Это предусматривает не только углубление и введение научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации.
Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий. Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса «Мир вокруг" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплин "География" и "Биология".
Учебный материал курса продолжает формирование общих умственных действий, прежде всего действия классификации (группировки): основные виды полезных ископаемых, царства живой природы, виды условных знаков картографических источников и т.п. При этом используется формирование соответствующих операций классификации: рассмотрение ряда объектов по одному признаку (например, формы рельефа по высоте), рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения; осуществление вывода и обобщения (внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа, и т.п.)
Слайд 8Построение курса «Мир вокруг:
- показать отличительные особенности живой и неживой природы
планеты Земля;
- начать формировать понимание протекания длительных процессов и явлений на планете на планетарном, региональном, локальном уровнях;
- выработать представление о целостности, единстве явлений и процессов, происходящих в пределах географической оболочки;
- развивать чувство уважения и любви к своей Родине, через активное познание и сохранение родной природы, истории и культуры;
- объяснить различные связи и отношения между объектами и явлениями (природа – общество – человек);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Ключевой идеей содержания курса является изучение взаимодействия живой и неживой природы. На планете Земля (как единицы Солнечной системы) существует уникальное образование – географическая оболочка.
Ее состав и строение, закономерности и особенности,
а также проблемы сохранения жизни рассматриваются
в 5 классе. Большое внимание уделяется средам обитания
живых организмов.
В курсе "Природоведение" 5 и 6 классов знания и умения,
полученные учащимися в рамках данной образовательной области,
формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу,
ответственное отношение к окружающему миру.
Слайд 9В программе большое внимание уделяется умению работать с картой. Картографический материал
присутствует в разных ее частях. Получив вначале (или вспомнив из начальной школы) необходимый минимум картографических знаний, школьники овладевают остальными знаниями постепенно, постоянно работая с картой и на уроках, и дома.
От урока к уроку расширяется количество географических объектов, вводятся новые термины и понятия, материал сравнивается, обобщается и закрепляется.
Постепенно складывается целостное представление о мире.
Преемственность и непрерывность биологического и экологического образования в нашем лицее состоит в том, что педагоги начальной школы формируют первоначальную понятийную базу в области биологии и экологии, у детей происходит первичное осмысление важнейших экологических связей и норм поведения в окружающей среде. Продолжается углубление знаний необходимых для формирования целостной картины окружающей среды.
Проблема преемственности между учебниками начальной, основной и старшей школы конечно существует, особенно на этапе перехода от одного звена к другому. Поэтому необходим синтетический подход к обучению школьников на разных этапах образования, как школьного, так и дошкольного и вузовского.
Слайд 10Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой
родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. Большое внимание уделяется проведению практических работ.
Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно – эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения (Лихачев, 1999).
Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться красотой.
Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания
Слайд 11Цель воспитательной и образовательной работы – в развитии экологического сознания детей, начиная
с младшего школьного возраста, как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; в готовности к активной природоохранной деятельности.
Система реализуется на уроках природоведения, курса «Окружающий мир» в начальной школе и биологии, географии, экологии, химии, физики – в средних и старших классах.
В начальной школе такая система образования дает возможность удовлетворить изначальный интерес к окружающему миру, потому что интерес к живой и неживой природе проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать и если возможно попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, важно помнить о воспитании бережного отношения к природе (Тарабарина, 2003).
В средних и старших классах школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают друг для друга благоприятные условия существования. Познание этих связей убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства, узнают о принципах и устройствах, о возможностях организации безотходных производств.
Слайд 12В формирование экологического состояния детей вносят и предметы гуманитарного цикла, которые
одушевляют природу, роднят человека с ней, дают возможность осознать себя ее неотъемлемой частью.
Экологическое воспитание в средней школе отличается преемственностью. Учителя естественно-биологического цикла ежегодно проводят мероприятия, смотры знаний, конкурсы, игры для младших школьников.
Формирование экологического сознания в школе идет по следующим направлениям:
1. Просветительное. Подрастающему человеку, в процессе обучения, внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного необратимого нарушения экологического равновесия.
2. Развивающее направление реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. В этом плане проводятся экологические исследовательские работы («Экологическая карта »), экологические опыты на пришкольном участке, экскурсии на водоем, луг, лес, поле и др, акции «Подрост», «Ель», «Первоцвет», «Муравей» и др.
3. Воспитательное - проявляется в формировании у учащихся нравственного, эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности ограничено сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности и воспитывает чувство патриотизма. В школе проводятся мероприятия «Чистое село – чистая планета» и др.
4. Организующее направление состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся. Например, во время летнего экологического лагеря, дети собирают лекарственные травы, одновременно, изучая их назначение; старшие школьники постигают азы экологического законотворчества – «Экология и закон». Весной и осенью школьники всех классов помогают в уборке территории от мусора, участвуют в посадке лесополос и уборке урожая и пр.
5. Прогностическое – заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе. Данное направление школа старается пронести через все ступени образования и в каждый этап учебно-развивающего процесса.
Слайд 13Основными показателями экологической воспитанности, является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание
ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, наслаждаться и любоваться ею.
Очень важно любить природу и эту любовь стараться привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением и иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы постичь все тайны природы и сохранить ее будущим поколениям.
Природа – великий учитель!
Слайд 14Проблема преемственности между учебниками начальной, основной и старшей школы конечно существует,
особенно на этапе перехода от одного звена к другому.
. В системе биологического и экологического образования важнейшая роль принадлежит начальной школе. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе.
У детей происходит первичное осмысление важнейших экологических связей и норм поведения в окружающей среде. Продолжается углубление знаний необходимых для формирования целостной картины окружающей среды.