Слайд 2 Верстах в 80 -ти от Архангельска , приняв воды реки
Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор.
Слайд 3 Богат северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они
себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена).
Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
Слайд 5 Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие
морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след.
Слайд 6 Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали
его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которые сохранились на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению.
Слайд 8 В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван
с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Он преодолел весь путь за три недели с рыбным обозом.
Слайд 9"Грамматика" М. Смотрицкого.
"Арифметика" Л. Магницкого.
Слайд 10 Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносов в начале января
1731 года прибыл в Москву , где он никого не знал.
Московская славяно-греко-латинская академия.
Слайд 11 В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил
в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Образцы почерка Ломоносова 14-летнего и 19-летнего
М.В. Ломоносова.
Слайд 12Марбургский университет. Рисунок: А. Холодюк.
В начале
1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся и его первые поэтические и литературно - теоретические опыты.
Слайд 13 В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в
Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.
Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).
Слайд 14Санкт-Петербургская
Академия Наук.
Слайд 15 Первая русская химическая лаборатория, устроенная
М.В. Ломоносовым при Санкт-Петербургской
Академии наук в
1748 году .
Слайд 16 Исследования М.В. Ломоносова относятся к математике, физике, химии, наукам
о Земле, астрономии. Он изложил (1741-1750) основы своего атомно-корпускулярного учения; выдвинул (1744-1748) кинетическую теорию теплоты; обосновал (1747-1752) необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название «физическая химия». Разработал точные методы взвешивания, применял объемные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах показал (1756), что их вес после нагревания не изменяется и сформулировал (1760) закон сохранения масс. Создатель многих химических производств в России. Автор большого количества научных трудов. Создатель Московского университета(1755). Член ряда академий наук.
Слайд 17 В период обучения в Германии Ломоносов в течение двух лет систематически
упражнялся в рисовании, заложив тем самым основу дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Он создал ряд мозаичных портретов.
В течение многих лет Ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла, которое использовал для создания мозаик, в развитие искусства которых внес существенный вклад. (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику "Полтавская баталия". Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 своим членом.
Слайд 18Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления. Репродукция полотна А.Д. Кившенко.
1895 г.
Слайд 19 Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они
хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее. В 1752 году Ломоносов пишет своему покровителю "Письмо о пользе стекла...":
Не право о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтят ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нём, не меньше в нём краса...
Первая, пробная мозаика Ломоносова даже
очень декоративна и неловка. Это мозаика
"Нерукотворный Спас", которая довольно
проста по исполнению.
Мозаика М.В. Ломоносова "Нерукотворный Спас».
Слайд 20 Затем мозаики Ломоносова становятся более многокрасочней и богаче. Увеличение
палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" - яркое тому подтверждение.
Петр Великий. Мозаика работы
М. В. Ломоносова (1754 год).
Анна Петровна
Мозаика и её фрагмент. Усть-Рудицы. 1756 -1757 г.
Слайд 22 Г. Г. Орлов Мозаика и её фрагмент.
Ломоносовская мастерская.
Около 1764 г.
Слайд 23 Полтавская баталия 1762-1764 годы мозаика мастерской
М.В. Ломоносова в здании
научного центра академии наук РФ в
Санкт- Петербурге.
Слайд 24 Полтавская баталия 1762-1764 годы мозаика мастерской
М.В. Ломоносова в здании
академии наук РФ в Санкт Петербурге.
Слайд 25 Екатерина II. Мозаика Ломоносовской
мастерской. Государственный
Русский музей.
Слайд 26 12 декабря 1754 года на заседании Санкт-Петербургской академии наук великий
русский ученый Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата - прообраз современного вертолета. Предназначенная для изучения атмосферных явлений, модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Слайд 27 В 1752—1753 годах М.В. Ломоносов занимается изучением атмосферного электричества.
Слайд 28 Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул
производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин.
Слайд 29 Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была
“ночезрительная труба” (1756-58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Кроме того, задолго до В. Гершеля, Ломоносов сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп для дополнительного плоского зеркала. Ломоносова интересовали также астрономия и геофизика.
Слайд 30 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску
Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения.
Слайд 32 Современные системы молниезащиты позволяют нам надежно защитить себя и
свое жилище от опасностей, порожденных молниями. Но мало кто вспоминает сегодня, какой большой вклад в разработку мер безопасности при использовании электричества внесли русские ученые 18 века — в частности, великий Ломоносов. А его соратник и друг, физик Георг Рихман, даже заплатил за это знание жизнью.
Слайд 33 Научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию,
но были устремлены в будущее. Его передовые идеи в течение многих десятилетий способствовали прогрессу науки.
Он сделал смелую попытку дать материалистическую картину мира, основываясь на достижениях современного ему естествознания.
Слайд 34 В 1744 году русским ученым, горным инженером Дмитрием Виноградовым при
помощи великого русского ученого Михаила Ломоносова был открыт состав русского фарфора.
Слайд 35 В 1745 году была создана первая русская фарфоровая мануфактура
(или, как ее тогда называли, «порцелановая мануфактура») – Императорский фарфоровый завод. Продукция ИФЗ предназначалась для нужд двора, предметы расписывались учениками Петербургской академии художеств. Рисунки на первых изделиях утверждались лично императрицей Елизаветой Петровной.
Слайд 36 Важнейшей проблемой в эпоху Ломоносова было формирование русского национального языка,
языка отечественной культуры, науки, литературы, государственного строительства. Без богатого языка с его четко очерченными внутренними законами нет и не может быть развитого искусства, просвещения, науки.
М. В. Ломоносов выступает и как исследователь законов русского языка, и как страстный его защитник и реформатор, и как популяризатор, своими литературными произведениями и историческими сочинениями убедительно доказавший, на что способен русский язык.
М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764 г.
Слайд 37 Много сил отдавал Ломоносов созданию Московского университета; он сам
составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого.
Слайд 38 Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения
долготы и широты места. Он впервые внес предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути.
Слайд 39Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре.
Слайд 40 Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII
века.
Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России. Чтя память Ломоносова, Челищев побывал на его родине и не нашел ничего, что сохранилось бы от построек семьи Ломоносова, на месте которого был уже выстроен дом крестьянина Шубного. Стремясь отдать дань месту, где родился и провел детские годы его великий соотечественник, Челищев решил поставить на берегу реки Курополки, против Холмогор, им самим спроектированный памятник.
Слайд 41 4 сентября 1947г. Совет Министров СССР вынес решение об
установке памятника великому ученому на его родине в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Работа была поручена скульптору И.И. Козловскому и архитектору Л.М. Полякову.
Слайд 42 Памятник М. В. Ломоносову в
г. Архангельске у Поморского государственного
университета им М.В. Ломоносова.
Слайд 43Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске напротив здания Архангельского государственного
технического университета.
Памятник М. В. Ломоносову сооружен скульптором И. П. Мартосом в 1826 -1829 годах и является одним из наиболее поздних его произведений. Деньги на постройку памятника были собраны путем всероссийской подписки и составили 46 тысяч рублей.
Слайд 44 Памятник М. Ломоносову в Санкт- Петербурге. Скульпторы:
Б. А. Петров,
В. Д. Свешников, Б. А. Архитекторы: И. А. Шахов,
Э. А. Тяхт. 1986 г.
Слайд 45http://www.lomonosovo.ru/joom/content/category/1/1/1/ -сайт о Ломоносове
http://www.lomonosovo.ru/joom/content/view/65/1/#- мозаика
http://museum.lomic.ru/index.html
http://ru.wikipedia.org