Слайд 1Анализ учебника по окружающему миру
Слайд 2Виды текстов
Основные тексты.
Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия и усвоения материала
учащимися 1 класса, в учебнике отсутствуют большие по объему тексты для чтения, что соответствует нормам стандарта начального общего образования. Большое внимание уделено иллюстративному материалу, который несет основную смысловую нагрузку. Информация, содержащаяся в рисунках, учит коммуникативному общению, оказывает целенаправленное действие на развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Слайд 3
Моя семья
Семья – это родственники, близкие люди, которые живут вместе.
Как ты
думаешь, на каком рисунке изображена семья, а на каком – незнакомые друг другу люди?
Слайд 4Дополнительные тексты
В учебнике выделены рубрики «Для любознательных».
Слайд 5
Жанры текстов-это рассказ о каком либо явлении или событии, приведём пример.
Слайд 6
Объём текстов
В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый.
Текст
параграфа «Наша страна» не перегружен материалом, доступным языком рассказывается детям о стране, о том как устроено наше государство, о правах и обязанностей граждан, о правах ребенка, о праве на гражданство, право на имя и т.д. В параграфе отсутствуют практические задания. Для закрепления каждой темы учеником есть только вопросы на которые он должен дать ответ.
В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой.
Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.
В учебнике имеются пояснительные тексты. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.
Слайд 7Интеграция, научность, доступность содержания.
Программа курса «Окружающий мир» исходит из того, что
данный предмет имеет особое значение для развития у детей целостного и системного представления о мире и места человека в нем.
При отборе содержания курса учитывались дидактические принципы научности, доступности, систематичности, последовательности и т.д.
Ведущим является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний, базирующийся на положении о диалектическом единстве системы «природа – человек – общество».
Принцип развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального роста ребенка, реализуется за счет создания условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей. Развитее мышления обеспечивается за счет включение в учебные пособие разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причино-следственных связей и зависимостей.
Слайд 8Содержание курса дает большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим
миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для выработки умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предлагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, дети учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Слайд 9Человек и природа
Природа.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество. Разнообразие веществ в окружающеммире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природныйгаз. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие прак-тические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Последовательность изложения природоведческого содержания
Слайд 10Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны,
их названия,расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентированиена местности. Компас.Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, об-лачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначениеравнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро,пруд), использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Слайд 11Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дико растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Слайд 12Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия,
необходимыедля жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
Слайд 13Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком зако-нов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма.
Слайд 14Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность
каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспо-обности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Слайд 15Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных —долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе,на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры,отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации вучебной среде и окружающей обстановке.
Слайд 16Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Слайд 17Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и
духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России.
Слайд 18Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика
отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Слайд 19Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство со странами с контрастными особенностями: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыхав режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Слайд 35Особенности учебников 1 класса
Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия и усвоения
материала учащимися 1 класса, в учебнике отсутствуют большие по объёму тексты для чтения, что соответствует нормам стандарта начального общего образования. Большое внимание уделено иллюстративному материалу, который несет основную смысловую нагрузку. Информация, содержащаяся в рисунках, учит коммуникативному общению, оказывает целенаправленное действие на развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Слайд 36Аппарат организации освоения, типы задания и примеры
Основная цель курса — дать
ученикам начальной школы интегрированные представления о научной картине мира, о человеке и его месте в природе и обществе, познакомить с культурным и историческим наследием России. На каждой ступени познания ребенок узнает новые сведения о себе, начинает более осознанно воспринимать мир вокруг, успешно решает проблемные задачи возрастающей сложности. Ученики знакомятся с научными методами изучения окружающего мира, самостоятельно проводят эксперименты, совершают «путешествия» по различным музеям. Особое внимание уделено подбору красочных иллюстраций.
Интегрированный курс «Окружающий мир» для 1—4 классов (линия УМК Саплиной) начальной школы создан по авторской программе. Он органично связывает между собой различные области знаний: о природе, человеке, обществе. Цель курса – дать детям начальное представление о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с культурно-историческими событиями своей страны, научить ориентироваться в исторической информации. Особое внимание уделено содержанию, которое будет развиваться вместе с учеником, сообщая ему на каждой ступеньке познания новое о нём самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, успешно им решаемые.
Слайд 371 класс — «Человек и природа». Это первая ступень в получении
интегрированных знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о ближайшем социальном окружении школьника. Знания, которые ученики уже имеют, структурируются в определённую систему, что связано с качественным переходом от дошкольного образования к школьному. На этом этапе происходит знакомство с понятиями «город», «страна», «государство», источниками информации. Школьники получают представление о правилах дорожного движения, знакомятся с различными видами растений и животных. Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия и усвоения материала учащимися 1 класса, в учебнике отсутствуют большие по объему тексты для чтения, что соответствует нормам стандарта начального общего образования. Большое внимание уделено иллюстративному материалу, который несет основную смысловую нагрузку. Информация, содержащаяся в рисунках, учит коммуникативному общению, оказывает целенаправленное действие на развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Слайд 38Аппарат ориентировки
Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения,
словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений.
В задачу аппарата ориентировки входит помощь учащимся наиболее полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать их. Элементы аппарата ориентировки учебника обеспечивают развитие у учеников интереса к предмету.
В предисловии автор раскрывает логику изучения предмета, выделяет его основные аспекты.
Аппарат ориентировки делает изучение предмета по этому учебнику комфортным и результативным; прививает интерес к данному предмету и стимулирует желание учащегося к самостоя¬тельному приобретению знаний в данной области.
Слайд 39Иллюстративный аппарат в учебнике представлен на должном уровне (рисунки, фотографии, карты).
Слайд 40Оглавление (содержание) в конце учебника, благодаря ему школьник быстро находит нужный
ему текст. Символы помогают ему ориентироваться в материале урока, выделения и знаки направляют внимание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т. д.
Слайд 41В учебнике часто встречаются помеченные звездочкой слова, значение которых можно узнать,
заглянув в словарь в конце учебника.
Слайд 42В заключение автор не проводит каких-то конкретных выводов данного учебника.
Он не
анализирует разделы, обобщая их, а просто дает напутствие.
Слайд 43Методика работы с учебником
Работа с книгой на уроках организовывается под непосредственным
контролем учителя. Помимо освоения учебного материала, ученик накапливает опыт работы с учебной литературой.
Программа выстроена на материале, предусматривающем переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа — общество»;
принцип историзма. Естественнонаучные и исторические факты и событии даются в соответствии со временем, местом и условиями их возникновения;
принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей;
принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребенка сознательным участником важнейших жизненных процессов.
В первую очередь учитель отбирает посильный для учащихся материал, т.е. не всякий материал из учебника учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика.
Любая тема учебника начинается с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала (иногда вопросы полезно записать на доске или вывесить в виде заранее подготовленной таблицы), поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.
В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.
Слайд 44
4. Работа с учебником должна не больше 10-15 мин. Ее нужно
сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности. Связка «усвоение - проверка» обязательна. Можно организовать работу с учебником циклами: усвоение одного фрагмента и проверка качества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и проверка качества его усвоения, далее работа над третьим фрагментом с соответствующей проверкой и т.д
5. Нецелесообразно заучивать прочитанное наизусть. При чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца, по возможности ее, конспектируя, составлять план прочитанного.
6. Широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка, установки; чтение и анализ графиков.
7. Следует целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в учебниках в конце статей.
8. Учитель должен давать точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф.
9. При работе с учебником на усмотрение учителя ученики конспектируют, составляют план темы.
10. Работа с учебником осуществляется как уроке под руководством педагога, так и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.
Слайд 45Особенности работы с учебником, выделенные автором
Интегрированный курс «Окружающий мир» связывает между
собой различные области знаний: о природе, о человеке и обществе, прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте.
Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка.
Учебно-методический комплекс для каждого класса состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя.
Каждый раздел учебника состоит из нескольких тем структура раздела отражена на маршрутах, с которых начинаются разделы учебника.
В учебнике все темы структурированы, названия выделены, что помогает детям не только ориентироваться в содержании разделов, но и осознавать своё продвижение в его освоении, устранять пробелы в знаниях и умениях на этапе повторения и обобщения.
Материал каждой темы разделен на основную и вариативную части. Статьи вариативной части предусматривают значительное расширение и углубление знаний учащихся. Большая часть заданий направлена на применение знаний в нестандартных ситуациях.
С первого по четвертый класс в учебниках прослеживается существенное увеличение доли текстового материала. Рисунки занимают меньше места, они дополняют текстовой материал.
В темах даются рисунки разных типов. Основное место среди них занимают инструктивные рисунки к опытам и практическим работам, а также рисунки схемы. Рисунки лишь помогают в работе с объектами природы, но не заменяют их.
Слайд 46Рабочие тетради структурированы в соответствии с учебником. В них представлены задания
на закрепление нового материала, формирование различных умений, применение полученных знаний. Они нацелены на развитие внимания и памяти, мышления и творческих способностей, умений
40работать в парах постоянного и сменного состава, пользоваться различными источниками информации. В тетрадях выделено место для фиксации результатов наблюдений, опытов и практических работ, страницы для работы над проектами.
Особое место занимают работа в паре, творческие работы, интеллектуальный марафон, поиск информации.
Для того чтобы учитель имел чёткую картину уровня освоения учащимися знаний и умений, в учебнике под рубрикой «Проверочная работа» имеются типовые задания для проверки подготовленности учащихся по каждому разделу.
Как было уже сказано, разделы учебника заканчиваются проектами. Учитель может выбрать любой из них, разработать свой или использовать проекты, предложенные детьми. Вначале на специальном развороте представлены темы проектов. Далее приведён план подготовки проекта. Участвуя в том или ином проекте, дети мастерят модели, проводят викторины, фестивали и исследования, изготавливают энциклопедии, оказывают помощь местным растениям и животным и т. п.