Слайд 1Пока не поздно…
Родительский всеобуч
МБОУ Комаровская СОШ
ЗАТО Комаровский
Слайд 2Работа с подростками
по профилактике
алкогольной и наркотической
зависимости
Подготовлено
социальным педагогом МБОУ
КСОШ
Щербина Е.Р.
Слайд 3Формирование ЗОЖ у подростков в общеобразовательных учреждениях
Проблема алкогольной и
наркотической зависимости подростков в настоящее время выходит на одно из важнейших мест. Социологические исследования показали, что большое количество подростков хотя бы раз в жизни сталкивались с этой проблемой: пробовали пить пиво или спиртные напитки, курили травку, имеют друзей принимающих наркотики
Слайд 4Характерной чертой подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам является:
Повышенная внушаемость
Склонность к
группированию
Склонность к подражательным действиям
Слайд 5Причины первых проб наркотиков
(по результатам анкетирования)
Из любопытства – 66.7 %
За компанию
– 66,7 %
Отвлечься от неприятностей – 27.8 %
Новые ощущения – 65.6 %
От нечего делать – 12.2 %
Модно, круто – 31 %
Под давлением со стороны – 16,6 %
Другие причины
Досадить близким
Взяли на «слабо»
Заставили обманом
Из-за любви
Слайд 6Основными моментами в профилактической работе среди подростков являются:
Обучение подростков умению противостоять
жизненным трудностям и конфликтным ситуациям
Формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и последствием их потребления
Привитие привычек здорового образа жизни
Слайд 7Программа профилактики ПАВ
(табакокурение, алкоголизм, наркомания)
«Линия жизни»
Цели данной программы:
создание и укрепление
у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от психоактивных веществ.
Задачи:
развивать у старшеклассников компетентности в отношении здоровья и здорового образа жизни;
оказать помощь подростку в сложных жизненных ситуациях в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения;
формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям.
Слайд 8Личность и индивидуальность.
Самоуважение.
Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения.
Чувства и эмоции
Стресс
Принятие
решений.
Права личности и уважение прав других.
Построение отношений с близкими людьми.
Сопротивление давлению социального окружения.
Как отказаться от предложенных наркотиков.
Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ.
Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.
Последствия употребления наркотиков.
Законы распространения наркомании
Слайд 9Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:
• возрастной адекватности – предъявляемый
материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;
• научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;
• практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
• позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.
Слайд 10Формы работы
Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были
усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт. Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:
поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);
обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);
организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).
Слайд 11формы работы с учащимися:
Анкетирование
Беседы
Родительские собрания
Ролевые игры
Игровые упражнения
Круглые столы
Выпуск буклетов, бюллетеней
Проектная
деятельность по профилактике ПАВ
Агитбригады
Тематические классные часы
Волонтёрское движение школьников
Участие в территориальных и областных акциях, конкурсах
Программа предполагает формирование навыков ассертивного поведения, обладая которыми, подросток будет способен противостоять давлению любого негативного социального окружения и ситуации.
Слайд 12Для повышения эффективности восприятия подростками материала программа разбита на 3 блока:
1. Формирование
ценностных ориентаций у подростков в условиях социализации.
2. Оказание психологической поддержки старшекласснику с учетом его индивидуальности.
3. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Слайд 13Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:
1. Подход,
основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека
Слайд 14Межведомственное взаимодействие залог успешной профилактической работы
Администрация школы
Родительская общественность
Отдел по работе с
молодёжью
КДНиЗП ЗАТО Комаровский
ОВД МО ЗАТО Комаровский
ДЮЦ «Ровесник»
Библиотеки
Спортивная школа
Центр психологической помощи и консультирования «Территория доверия»
Слайд 15Тема. Формирование образа “Я” у подростков.
Самооценка или чувство самоценности. Виды самооценки.
Симптомы низкого самоуважения ребенка. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Способы повышения низкой самооценки у детей. Самооценка как составляющая здоровья: любить себя – быть здоровым. Дружба, хорошие отношения, доверие как способы укрепления самооценки и психического здоровья.
Практическая работа: диагностика самооценки по методике, анализ результатов. Коллективная выработка рекомендаций по коррекции заниженной самооценки у подростков
Слайд 18Тема . Трудная ситуация- как быть?
Способы поведения. Стратегии помощи детям
в преодолении кризисных ситуаций. Роль стресса в жизни: мобилизация, дезорганизация
Практическая работа: Упражнения, направленные на обучение способам снятия психоэмоционального напряжения. Групповое обсуждение темы: “Как найти выход из безвыходной ситуации?”, обсуждение примеров, связанных с острыми переживаниями участников.
Слайд 23Есть у тебя право голоса при решении семейных вопросов?
Слайд 24Какие напитки ты покупаешь для друзей на свой день рождения?
Слайд 25Есть ли среди твоих знакомых ребята, побывавшие в тюрьме?
Слайд 27Как ты проводишь свое свободное время?
Слайд 28Можешь ли ты за компанию совершить поступок, за который ты можешь
быть серьёзно наказан?
Слайд 31Диагностика
«ЖИЗНЕНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Цель: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности
Слайд 32Методика
«Незаконченные предложения»
Вредные привычки это…
Самыми пагубными
вредными привычками я
считаю…
Последствиями вредных привычек считаю…
Сигарета в руках это показатель…
Если мой друг
начнет употреблять наркотики, то я…
Слайд 33Методика
«Незаконченные предложения»
Хорошая жизнь – это ________________________________
Я хочу, чтобы _______________________________________
Быть счастливым
– это значит _________________________
Самое главное в жизни _______________________________
Если бы я был волшебником ___________________________
Когда есть свободное время, я _________________________
Цель моей жизни ____________________________________
Знания нужны, чтобы _________________________________
Я боюсь ____________________________________________