Слайд 1Защита в условиях ЧС социального характера
Выполнила:
Студентка группы 3-4-12
Епифанова Наталья
Слайд 2ЧС социального характера
-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате опасного социального явления, которое повлекло в результате человеческие жертвы, ущерб здоровью, имуществу или окружающей среды.
Слайд 3Одна из основных проблем государства и общества на современном этапе –
создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей его территории как в мирное, так и в военное время.
Слайд 4В нашей стране система безопасности населения создавалась по двум направлениям:
1) от опасностей
в производственной сфере и при стихийных бедствиях;
2) от воздействия поражающих факторов во время возможной войны. Оба направления предусматривали спектр потенциальных опасностей, в соответствии с которым моделировались масштабы и характер вероятных последствий, что и служило исходными данными для создания государственной системы обеспечения безопасности.
Слайд 5В конце 1991 г. был создан Государственный комитет по делам Г0 и
ЧС, впоследствии преобразованный в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Слайд 6Основными направлениями деятельности этого ведомства стали
во-первых, разработка предложений по государственной политике
в области Г0, предупреждению и ликвидации ЧС,
во-вторых, практическое создание и обеспечение функционирования единой государственной системы обеспечения защиты населения, территорий и объектов РФ в ЧС мирного и военного времени. Рассмотрению указанных направлений деятельности МЧС и посвящена данная глава.
Слайд 7основные задачи
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением
защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
предупреждение и тушение пожаров;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты от ЧС.
Слайд 8
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций.
Слайд 9Все они подразделяются на две группы:
силы и средства наблюдения и контроля,
силы и средства ликвидации ЧС.
Слайд 10Силы и средства наблюдения и контроля
службы (учреждения) и организации федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах, прилегающих к ним территориям и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
формирования Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
ветеринарную службу Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (МСХП РФ);
службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и МСХП РФ;
геофизические службы Российской академии наук (РАН), оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
подразделения Министерства РФ по атомной энергии;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Слайд 11силы и средства ликвидации ЧС
военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные,
восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования ветеринарной службы и службы защиты растений МСХП РФ;
военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
специально подготовленные силы и средства войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии;
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ;
аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота и других федеральных органов исполнительной власти.
Слайд 12Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях социального характера, т. е. связанных
с вооруженными конфликтами, войнами и прочими неблагоприятными явлениями общественной жизни, – задача первостепенной государственной важности и величайшей сложности. Практика ряда войн прошлого, особенно Великой Отечественной войны, и современных локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (Приднестровье, Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан и т. д.) и России (Чечня) убедительно показали всю сложность и трагичность подобного рода ЧС. Но как бы там ни было они сегодня имеют место, и задача РСЧС и ГО быть готовыми во всеоружии решать задачи, связанные с защитой населения и территорий от такого рода явлений.
Слайд 13Принципы проведения мероприятий по защите населения
проведение мероприятий по защите населения заблаговременно
и на всей территории РФ (во всех субъектах РФ, районах, городах, организациях);
комплексное использование всех разработанных в настоящее время способов и средств защиты;
дифференцированный подход при определении характера и объема защитных мероприятий;
проведение мероприятий по защите населения на основе взаимодействия различных ведомств и организаций;
осуществление мероприятий по защите населения под постоянным руководством и с персональной ответственностью со стороны органов исполнительной власти всех уровней и руководителей организаций.
Слайд 14 заблаговременная подготовка
создание и проверку системы связи и оповещения населения в ЧС;
организацию
непрерывного наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах с целью раннего выявления возможного развития ЧС социального характера;
формирование и поддержание в готовности к работе сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;
накопление фонда защитных сооружений для населения;
планирование и подготовку к эвакуации населения;
подготовку безопасных зон для приема и размещения эвакуированных;
накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты для обеспечения ими всего населения;
организацию обеспечения защиты продовольствия и воды от различных видов заражения;
планирование и отработку лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятий на случай ЧС;
планирование и выполнение всех мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и социальной сферы;
организацию обучения всего населения способам защиты в различных условиях ЧС, включая мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.
Слайд 15Основными способами защиты населения в ЧС социального характера являются:
готовность комиссий по ЧС
всех уровней осуществлять свои функции по обеспечению защиты населения и территорий;
своевременное оповещение населения;
укрытие его в защитных сооружениях;
использование населением средств индивидуальной защиты;
эвакуация и рассредоточение в безопасную зону;
проведение специальных медицинских профилактических мероприятий;
обучение населения правилам поведения в ЧС и соблюдение установленных режимов защиты;
защита продовольствия, воды, растений и сельскохозяйственных животных от заражения радиоактивными и отравляющими веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами;
мероприятия по инженерной, противопожарной, противорадиационной, противохимической и противобактериологической защите.
Слайд 16 Оповещение населения осуществляется в случае угрозы или возникновения ЧС федеральными или
местными органами ГОЧС путем передачи речевой информации с использованием городских сетей проводного, радио-, телевизионного вещания и локальных средств. Перед передачей речевой информации включаются электросирена, различные сигнальные устройства, что означает подачу предварительного сигнала «Внимание всем!».
Слайд 17Например, при опасности воздушного налета оповещение выглядит следующим образом:
«Внимание всем! Говорит
штаб ГОЧС города. Граждане! Воздушная тревога! Отключите газ, свет, воду. Возьмите документы, запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты. Предупредите соседей и при необходимости окажите помощь больным и престарелым. Как можно скорее укройтесь в защитных сооружениях. Соблюдайте спокойствие и порядок. Следите за дальнейшими событиями».
Слайд 18Когда опасность воздушного налета минует, население также оповещают:
«Внимание всем! Говорит штаб
ГОЧС города. Граждане! Отбой воздушной тревоги! Всем возвратиться к местам проживания или работы. Окажите помощь пострадавшим, больным и престарелым. Будьте готовы к возможному повторению воздушного налета».
Слайд 19К оповещению населения о возникновении ЧС предъявляются следующие требования:
оно должно быть
своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите от ЧС;
его следует производить только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;
оповещение должно касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;
его следует производить централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).
Слайд 20При объявлении угрозы ЧС населению необходимо:
уточнить места расположения защитных сооружений ГО,
а в сельских районах приступить к оборудованию этих сооружений;
получить и подготовить к использованию средства индивидуальной защиты, в том числе и медицинские;
начать подготовку к эвакуации в безопасную зону;
продолжать производственную деятельность.
Слайд 21Эффективная защита населения в ЧС достигается своевременным и грамотным использованием средств защиты, которые
подразделяются на:
индивидуальные (СИЗ);
первой медицинской помощи (ПМП);
коллективные (КСЗ).
Слайд 22Убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ) обычно строятся заблаговременно специальной службой по
специальным строительным нормам и правилам. При отсутствии ЧС они могут использоваться в хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, склады, столовые и т. д. Однако в этих случаях должна предусматриваться возможность быстрого перевода их на использование по прямому назначению.
Слайд 23Основные требования к убежищам:
наличие равнопрочных ограждающих конструкций, выдерживающих заданные нагрузки от
ударной волны;
наличие систем жизнеобеспечения и фильтровентиляционной установки;
экономичность.
Слайд 24При возникновении ЧС может проводиться и экстренная эвакуация по территориальному признаку, т. е. эвакуация
от мест проживания или нахождения людей. В зависимости от масштабов ЧС эвакуацию подразделяют на локальную и местную, а по объему эвакомероприятий – на общую (всех людей из района ЧС) и частичную (женщин, детей). При долговременном радиоактивном загрязнении производится плановое отселение людей.
Слайд 25К эвакуации следует подготовиться:
сложить в сумку индивидуальные средства защиты,
комплект одежды
и обуви по сезону,
запас продуктов на два дня,
документы,
деньги,
аптечку с необходимыми лекарствами,
указать на бирке адрес и фамилию владельца.
Уходя из дома, необходимо выключить газ, воду, освещение и следовать к месту посадки в транспорт. Команду на эвакуацию дают штабы ГОЧС города.
Слайд 26Спасательные работы в зоне ЧС включают:
разведку маршрутов движения формирований ГО и участков
работ;
локализацию и тушение пожаров;
розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений;
вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей;
подачу воздуха в поврежденные и заваленные защитные сооружения;
оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз) населения из зон ЧС;
санитарную обработку людей;
дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию территории, техники, одежды.
Слайд 27Другие неотложные работы
прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и
зараженных участках;
локализацию аварий на газопроводах, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом.
Слайд 28Таковы основные способы индивидуальной и коллективной защиты населения в условиях ЧС
социального происхождения (войн, военных конфликтов, террористических актов и пр.). Их знание и умение применять в случае необходимости – важнейшее условие снижения поражающих факторов и выживания людей в ЧС.