Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального
управления»
Кафедра информационно-коммуникационных технологий
КУРС: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Итоговый проект
Возможности ИКТ в педагогической деятельности по информационным технологиям в профессиональной деятельности
Слушатель курса: Краснобай А.П.
(Заместитель директора МБОУ СОШ № 2
г. Химки, Московской области)
Руководитель: проф. Зенкина С.В.
2016 г.
Слайд 2Использование компьютерных технологий при подготовке и проведении уроков ОБЖ.
"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который надо заполнить»
Франсуа Рабле.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед нами учителями стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно, так как преподавание связано с дефицитом наглядных пособий и их моральным устареванием.
Слайд 3 Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных
технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В сфере обучения. Особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики ( рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.
Слайд 4 Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед
учителем широкие возможности при структуировании большого объёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.
Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЖ:
- обеспечение наглядности и интерактивности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
- ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
- эффективная проверка знаний;
- систематизированное изучение и проверка нового материала;
- использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного. учителя.
Слайд 5 Одна из основных целей обучения на данном этапе состоит в
создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым ИК технологиям, а также:
- развитие мышления
- формирование приёмов мыслительной деятельности
Цели применения ИКТ:
- активизировать деятельность учителя и ученика;
- повышать качество обучения;
- воплощать в жизнь принцип наглядности;
- выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ;
- освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике;
- апробировать методы ИКТ на уроках ОБЖ;
анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился
познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся,
почему).
Слайд 6 Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ:
- достижение планируемых
результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;
-формирование универсальных учебных действий;
- развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.);
- применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.
Основные методы, используемые в работе:
- проблемный (поиск программ по обучению ИКТ);
теоретический (изучение теорий по новым педагогическим
технологиям);
- практический (апробирование методов и приёмов);
- эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Слайд 7 Методические приемы использования мультимедиа
на уроках ОБЖ
Методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Слайд 8Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка
с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.
4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.
5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Слайд 9 Методические материалы ИКТ, используемые
в работе учителя ОБЖ.
- видеофрагменты (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов), позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приемами;
- цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;
- виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипулятивные модели (в том числе конструкторы и тренажеры), при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;
- аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
- компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений).
Слайд 10 Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и
письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню Защитника», листовки «Не губите лес!», «Не рубите ёлочку!», « Граждане!
Не палите траву!», визитки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop b Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а так же отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.
Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.
Слайд 11При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и
технологии обучения:
• личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;
• обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;
• использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая -либо проблема;
• формирование биологической компетенции;
• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе раскрытию мировоззренческих вопросов.
Слайд 12Использование ИКТ повышает:
Интерес к предмету
Эмоциональное состояние
Познавательную активность
Успеваемость по предмету
Качество знаний по
ОБЖ
Результативность в конкурсах(олимпиадах, спартакиадах, конкурсах,)
Слайд 13 Обеспечение эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в
преподавании курса ОБЖ связан с систематизацией имеющихся информационных ресурсов, созданием электронных учебных методических комплексов (ЭУМК) и мультимедийных программно-методических комплексов (МПМК) в обучении ОБЖ. Эти комплексы представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание дисциплины, а также методик использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов занятий и самостоятельной работы обучаемых.
ЭУМК и МПМК – сложные дидактические системы, функционирование которых поддерживает образовательный процесс средствами ИТО, обеспечивает перспективнее формы организации образовательного процесса, направленные на реализацию учебной программы по предмету.
ЭУМК ориентирован преимущественно на самостоятельное освоение обучающимся учебной информации, представляет собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на электронные носители или доступные через компьютерную сеть.
МПМК представляет собой комплекс материалов, позволяющий учителю оптимизировать образовательный процесс по предмету на основе использования разнообразных ТСО и мультимедиа технологий.
Слайд 14Структура ЭУМК и МПМК может содержать следующие блоки.
Информационно-содержательный блок: в свою
очередь включает два под блока:
Информационный – общие сведения об изучаемым курсе или о конкретной теме; сроки изучения данного курса (темы); график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); график консультаций.
Содержательный:
- учебные планы, учебные и рабочие программы;
-учебники, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии;
- развернутые планы семинаров;
-список основной о дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы сети Интернет; список тем творческих работ по дисциплине;
- методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Слайд 15 Другим направлением ИКТ учителями ОБЖ может служить составление
авторских программно-педагогических средств в условиях введения ФГОС.
Под педагогическими программными средствами понимается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым .
К программно-педагогическим средствам отнести:
- отдельные компьютерные программы с методическими рекомендациями или инструкциями для пользователя;
- компьютерный курс – предметно-ориентированное программно-педагогическое средство, охватывающее тему или раздел изучаемого предмета;
- компьютерные учебные пособия – предметно-ориентированные интегрированные компьютерные курсы с методическими рекомендациями для пользователя;
- программно-методические комплексы – совокупность программных средств, компьютерных курсов, компьютерных учебных пособий, объединенных в комплекс тематическим планом для достижения общей цели, и методическое пособие для работы с ними.
Слайд 16 Самостоятельно учителя в основном составляют презентации оригинальных уроков с
использованием программы редактора презентаций и тиражируют их для использования коллегами.
При этом презентации могут быть разного назначения ( в зависимости от цели их использования):
- презентации-иллюстрации. Применяется для сопровождения рассказа учителя при объяснении нового материала;
- презентации-проблематизации. Учебная информация помогает создавать на уроке проблемную ситуацию.
- презентации-алгоритмы. Изучаемые явления или действия рассматриваются пошагово с применением приемов анимации.
презентации-контроль.
Тесты со звуковым сопровождением (или с помощью символов), сигнализирующим правильность ответа. Кроссворды выводятся на экран с постепенным заполнением: первый слайд – сетка кроссворда с правильным предыдущим ответом и формулировкой второго вопроса и т.д.
Слайд 17Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа
технологии:
- презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
- презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
- презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2. раздаточный материал:
- тесты (Excel) (Word);
- карточки (Word);
- кроссворды (Excel);
- самостоятельные работы (Word);
- контрольные работы (Word).
Слайд 18 Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность является
одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения.
Для ее организации используются следующие мультимедиа технологии:
- презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
- презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях и т.д.
- компьютерные технологии:
- стенные газеты - используя программу Publisher;
- буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
- брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра «Юбилей светофорика», энциклопедия «Лекарственные и ядовитые растения»;
- плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
- открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
- анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Слайд 19Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:
Дидактическая задача состоит в предоставлении
учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
- выполнение исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
- оформление портфолио проекта (Word);
- создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Слайд 20Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее
популярные поисковые системы:
http: // www.yandex.ru – Яндекс;
http: // www.rambler.ru – Rambler;
http: // www.google.com – Google;
http: // www.aport.ru – Апорт.
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
методические материалы.
Образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
Слайд 21Заключение
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и
развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения в школе.
Проведенный урок с использованием ИКТ заинтересует учеников и у них появится рост познавательного интереса. Проверка контроля уровня знаний с использованием тестовых заданий в ИКТ даст учащимися дополнительную информацию о пройденной теме.