Презентация, доклад по ориентированию на местности

Содержание

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Отработка приемов работы с компасом. 2. Определения сторон горизонта без карты.3. Определения расстояний местности без карты.

Слайд 1

Тема

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ


Практическое занятие время:

2 часа



Тема  ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ Практическое занятие время: 2 часа

Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Отработка приемов работы с компасом.
2. Определения сторон

горизонта без карты.
3. Определения расстояний местности без карты.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Отработка приемов  работы с компасом. 2. Определения сторон горизонта без карты.3. Определения  расстояний

Слайд 3 Гаврилов А.В. Военная топография. Учебник для высших военно-учебных заведений. -

М.: Воениздат, 2008.- 520 с.

Писарев А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам. - М.: Воениздат, 2007.- 176 с.

Ефимов Н.Е. Панфилов Е.В. Ориентирование на местности при проведении поисково-спасательных роабот, учебно-методическое пособие СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС», 2011.-99 с.



Литература

Гаврилов А.В. Военная топография. Учебник для высших военно-учебных заведений. - М.: Воениздат, 2008.- 520 с.Писарев А.А.

Слайд 4 ПЕРВЫЙ ВОПРОС ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ РАБОТЫ С КОМПАСОМ

ПЕРВЫЙ ВОПРОС    ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ РАБОТЫ С КОМПАСОМ

Слайд 5
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1
УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1

Группа №1 Время

15 мин
УТК № 1
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1Группа №1 Время 15 минУТК № 1

Слайд 6
Перед использованием компаса необходимо произвести его проверку на предмет исправности

и пригодности к работе, при этом проверяется чувствительность магнитной стрелки. Для проверки чувствительности стрелки её растормаживают, и к компасу подносят металлический предмет. В этом положении стрелка исправного компаса должна быстро указать в сторону металла, а при удалении компаса от данного предмета ‒ быстро возвращаться в исходное положение, но если она медленно или вовсе не возвращается в первоначальное положение, то компас неисправен.


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1
Определение по компасу направлений на стороны горизонта.
( на примере компаса Адрианова)

Проверка компаса на предмет исправности и пригодности к работе

Перед использованием компаса необходимо произвести его проверку

Слайд 7
Для определения направлений на стороны горизонта необходимо компас привести в горизонтальное

положение и вращением кольца установить указатель отсчета, расположенный против мушки, на нулевое деление шкалы. После этого отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть компас так, чтобы стрелка совпала с нулевым отсчетом шкалы и, не меняя положения компаса, визировать через целик и мушку, заметить на линии визирования удаленный ориентир, который затем использовать для указания.



УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1
Определение по компасу направлений на стороны горизонта.
( на примере компаса Адрианова)

Определение по компасу направлений на стороны горизонта

Для определения направлений на стороны горизонта необходимо компас привести в горизонтальное положение и вращением кольца установить указатель

Слайд 8 ВТОРЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Определения сторон горизонта без карты

ВТОРЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС   Определения сторон горизонта без карты

Слайд 9
Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам.
Группа №1 Время

10 мин УТК № 2

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.
Группа №2; Время 10 мин
УТК № 3



УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2
УЧЕБНОЕ МЕСТО № 2

Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам.Группа №1 Время 10 мин УТК № 2Определение сторон

Слайд 10 УЧЕБНО ТРЕНИНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2 Определение направлений на стороны горизонта по

небесным светилам

Для определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы со стрелками. Для этого часы устанавливаются в горизонтальном положении так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (минутная стрелка при этом не учитывается). Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис.1),

а после полудня – ту дугу, которую она прошла после 13.00(рис.2)

1. Ориентирование по Солнцу при помощи часов.

УЧЕБНО ТРЕНИНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам

Слайд 11Полярная звезда постоянно находится на севере. Ее легко найти на ночном

небе по созвездию Большой Медведицы. Для этого через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию, как на рисунке и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда в ручке малого ковша). Полярная звезда служит надежным ориентиром для выдерживания курса движения, так как ее положение на небосклоне с течением времени практически не изменяется. Точность определения направления по Полярной звезде составляет 2–3°.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам 2. По Полярной звезде

Полярная звезда постоянно находится на севере. Ее легко найти на ночном небе по созвездию Большой Медведицы. Для

Слайд 12 3. По Луне

По Луне стороны горизонта определяются более

точно, когда виден весь ее диск (полнолуние). В таблице приведены стороны горизонта, на которых находится Луна в различных фазах.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам

3. По Луне  По Луне стороны горизонта определяются более точно,

Слайд 13При отсутствии компаса, а также видимости небесных светил стороны горизонта можно

определить по признакам местных предметов. Например: на южных склонах возвышенностей снег быстрее подтаивает.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов



В лесах просеки, в Российской Федерации, как правило, ориентированы в направлении север – юг или запад – восток, а нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток и далее на юг; главные входы в православные храмы расположены с западной стороны, а их алтари обращены на восток

При отсутствии компаса, а также видимости небесных светил стороны горизонта можно определить по признакам местных предметов. Например:

Слайд 14Алтари католических церквей (костелов) обращены на запад.
Вход в мечеть находится в

направлении Мекки.
Нижняя перекладина креста, ее приподнятая часть у православных церквей обращена на север.


Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, у березы светлее – на южной.
У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу.
На пнях свежеспиленных хвойных деревьев, хорошо просматриваются годовые кольца, которые более плотно расположены с северной стороны и растянуты с южной стороны.
С северной стороны деревья, камни, кровли зданий раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками.



УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов


Алтари католических церквей (костелов) обращены на запад.Вход в мечеть находится в направлении Мекки. Нижняя перекладина креста, ее

Слайд 15УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных

предметов

В пасмурную погоду в лесу можно определить стороны горизонта по темной полосе, которая тянется от земли чуть ли не до самой вершины дерева. Особенно она заметна на сосне. Ее хорошо видно на фоне более светлой коры деревьев. Эта темная полоса всегда находится с северной стороны. Образуется она от застоя влаги. Кора деревьев намокает вся. Со всех сторон она быстро высыхает, а с северной, где меньше всего солнца, держится долго. Кроме этого, в летний жаркий день на стволах сосен и елей выступает смола, при этом на южной стороне деревьев ее появляется гораздо больше, чем на северной стороне.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов В пасмурную погоду в

Слайд 16На открытой лесной площадке ягоды начинают вызревать в первую очередь со

стороны солнечного света. Зеленоватый оттенок дозревающей ягоды больше всего удерживается на ее северной стороне.

Компасом может служить подсолнечник. Растения это очень светолюбивое, поэтому его головки стабильно направлены к солнцу, даже если солнце укрыто за облаками, подсолнечники все равно смотрят в его сторону. Для проведения ориентирования по Солнцу необходимо запомнить то, что в летнее время Солнце находится на востоке примерно в 7 часов утра, на юге – в час дня, на западе – в 19 часов. В это время головки подсолнуха будут повернуты в 7 утра к востоку, в час дня к югу, а вечером – в 19 часов к западу.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов

На открытой лесной площадке ягоды начинают вызревать в первую очередь со стороны солнечного света. Зеленоватый оттенок дозревающей

Слайд 17В природе существуют «живые» компасы. К ним относятся лесные муравьи,

у которых муравейники почти всегда располагаются у какого-нибудь дерева, пня или куста и обязательно с южной стороны, при этом форма муравейника также указывает, где находится север, так более пологая сторона муравейника обращена в южную сторону, а северная его сторона будет значительно круче.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов

В природе существуют «живые»  компасы. К ним относятся лесные муравьи, у которых муравейники почти всегда располагаются

Слайд 18 ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС



СПОСОБЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТОЯНИЯ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС    СПОСОБЫОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТОЯНИЯ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ

Слайд 19Определение расстояний местности без карты глазомерным способом.
Группа №1 Время 10 мин


УТК № 4

Измерение расстояний шагами.
Группа №2; Время 10 мин
УТК № 5


Определение расстояний по угловым размерам предметов.
Группа №3 Время 10 мин
УТК № 6

Определение расстояний по линейным размерам предметов.
Группа №4; Время 10 мин
УТК № 7





Определение расстояний местности без карты глазомерным способом.Группа №1 Время 10 мин УТК № 4Измерение расстояний шагами.Группа №2;

Слайд 20Задание. Определить расстояние до впереди стоящего человека.
1.Изучить учебно-тренировочную карту №4.
2.Используя таблицу

№1 определить расстояние до впереди стоящего человека глазомерным способом.
3. Полученный результат доложить преподавателю.
Глазомерный способ измерения расстояний.
Самый простой и быстрый способ. Главное в нем - тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.
При измерении расстояния путем последовательного мысленного откладывания хорошо изученной постоянной меры надо помнить, что местность и местные предметы кажутся уменьшенными в соответствии с их удалением, то есть при удалении в два раза и предмет будет казаться в два раза меньше. Поэтому при измерении расстояний мысленно откладываемые отрезки (меры местности) будут уменьшаться соответственно удалению.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4 
Определение расстояний местности без карты глазомерным способом

Задание. Определить расстояние до впереди стоящего человека.1.Изучить учебно-тренировочную карту №4.2.Используя таблицу №1 определить расстояние до впереди стоящего

Слайд 21При этом необходимо учитывать следующее:
- чем ближе расстояние, тем яснее и

резче нам кажется видимый предмет;
- чем ближе предмет, тем он кажется больше;
- более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии;
- предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета;
- ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни;
- чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы;
-предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства;
- складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние;


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4 
Определение расстояний местности без карты глазомерным способом

При этом необходимо учитывать следующее:- чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет;- чем

Слайд 22- при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;
-

при наблюдении снизу в верх - от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше;
- когда солнце находится позади человека, расстояние скрадывается; светит в глаза - кажется большим, чем в действительности;
- чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4 
Определение расстояний местности без карты глазомерным способом

- при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;- при наблюдении снизу в верх -

Слайд 23УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4 
Определение расстояний местности без карты глазомерным способом
Таблица1

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4  Определение расстояний местности без карты глазомерным способомТаблица1

Слайд 24УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5
Измерение расстояний шагами

Задание. Определить расстояние шагами.
1.Изучить учебно-тренировочную

карту №5.
2. Определить расстояние до ориентира №№ 1,2,3 шагами.
3. Рассчитать расстояние до указанного ориентира по формуле в метрах.
4. Полученный результат доложить преподавателю.

Определение расстояний шагами:
Этот способ используется при движении по азимуту, составлении схем местности, нанесении на карту (схему) отдельных объектов и ориентиров, а также в других случаях, когда возникает в этом необходимость. Для облегчения счета шагов целесообразно их вести парами (обычно под удобную ногу). В ходе измерения счет шагов необходимо записывать на бумаге, для того, чтобы не сбиться, а чтобы повысить точность этих измерения, необходимо:
‒ натренироваться в ходьбе ровным шагом, по любой местности;
‒ знать длину своего шага в сантиметрах, а пары шагов в метрах и сантиметрах.




УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5Измерение расстояний шагамиЗадание. Определить расстояние шагами. 1.Изучить учебно-тренировочную карту №5.2. Определить расстояние до ориентира

Слайд 25УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5
Определение расстояний шагами

Зная длину пары шагов, при переводе

измеренного расстояния шагами в метры, необходимо число пар шагов умножить на длину одной пары шагов.

Например: между точками на маршруте пройдено 302 пары шагов, при этом длина одной пары шагов равна 1,5 м. Тогда расстояние в метрах будет

Д = 302 п. ш. х 1,5 м = 453 м

Обычно шаг человека среднего роста (170 см) равен 0,7– 0,8 м. Длину своего шага достаточно точно можно определить по формуле:

Д=Р/4+0,37,где
Д – длина одного шага в метрах;
Р – рост человека в метрах.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5Определение расстояний шагамиЗная длину пары шагов, при переводе измеренного расстояния шагами в метры, необходимо

Слайд 26Задание: Рассчитать расстояние до указанного ориентира по его угловым размерам.
1.Изучить учебно-тренировочную

карту №6.
2. Определить расстояние до ориентира №№ 1,2,3 по его линейным размерам.
3. Рассчитать расстояние до указанного ориентира по формуле в метрах.
4. Полученный результат доложить преподавателю.

Определение расстояний по угловым размерам предметов
Определение расстояний по угловым размерам предметов основано на зависимости между угловыми и линейными величинами (рис. 21). Угловые размеры предметов измеряют в тысячных с помощью бинокля, приборов наблюдения и прицеливания. Расстояние до предметов в метрах определяют по формуле:
Д= (B / У) * 1000,
где В-высота (ширина) предмета в метрах;
У-угловая величина предмет в тысячных.


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6
Определение расстояний по угловым размерам предметов

Задание: Рассчитать расстояние до указанного ориентира по его угловым размерам.1.Изучить учебно-тренировочную карту №6.2. Определить расстояние до ориентира

Слайд 27УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6
Определение расстояний по угловым размерам предметов
Рисунок

1. Определение расстояний

Например, (рис. 1), угловой размер наблюдаемого в бинокль ориентира по угловым размерам (отдельное дерево), высота которого 12 м, равен двум малым делениям сетки бинокля (0-10). Следовательно, расстояние до ориентира
Д=(12/10)*1000=1200м.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6 Определение расстояний по угловым размерам предметов Рисунок 1. Определение расстоянийНапример, (рис. 1), угловой

Слайд 28 Задание. Рассчитать расстояние до указанного ориентира по его линейным размерам.
1.

Изучить учебно-тренировочную карту №7.
2. Определить расстояние до ориентира №№ 1,2,3 по его линейным размерам.
3. Рассчитать расстояние до указанного ориентира по формуле в метрах.
4. Полученный результат доложить преподавателю.
Определение расстояний по линейным размерам предметов
Определение расстояний по линейным размерам предметов заключается в следующем. С помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряют в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делят на измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножают на постоянное число 5 и получают искомую высоту предмета в метрах.
Д = (В предм. см / В лин. мм) * 5
Например, (рис. 2) телеграфный столб высотой 6 м (600 см) закрывает на линейке отрезок 10 мм. Следовательно, расстояние до ориентира
Д=(600/10)*5=300 м.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7
Определение расстояний по линейным размерам предметов

Задание. Рассчитать расстояние до указанного ориентира по его линейным размерам.1. Изучить учебно-тренировочную карту №7.2. Определить расстояние

Слайд 29УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7
Определение расстояний по линейным размерам предметов
Рисунок 2

Точность

определения расстояний по угловым и линейным величинам составляет 5-10% длины измеряемого расстояния. Для определения расстояний по угловым и линейным размерам предметов рекомендуется запомнить величины (ширину, высоту, длину) некоторых из них, приведенные в табл. 2.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7 Определение расстояний по линейным размерам предметовРисунок 2Точность определения расстояний по угловым и линейным

Слайд 30УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7
Определение расстояний по линейным размерам предметов
Линейные размеры

предметов
Таблица 2

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7 Определение расстояний по линейным размерам предметовЛинейные размеры предметовТаблица 2

Слайд 31






Рисунок 3 Определение расстояний по линейным размерам предметов
Например, (рис.3) расстояние между

телеграфными столбами равное 50 м закрывается на линейке отрезок 20 мм.
Следовательно, расстояние до телеграфной линии равно:
Д=500/20*5=1250м.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7
Определение расстояний по линейным размерам предметов

Рисунок 3 Определение расстояний по линейным размерам предметовНапример, (рис.3) расстояние между телеграфными столбами равное 50 м закрывается

Слайд 32



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть