Слайд 1Психологическое здоровье обучающегося
Подготовил
Преподаватель -организатор ОБЖ
МАОУ СОШ №33 г.Тамбов
Павлов В.В
Слайд 2Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений
и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека.
Критерии психического здоровья:
Психическое здоровье выступает как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием .Психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность.
Слайд 3Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека
в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.
Слайд 4Основное психологическое расстройство у подростков — это депрессия.
Депрессия
— психическое заболевание , в следствии которого подросток замыкается в себе, становится неразговорчивым, начинает отчаиваться. Молодой человек становится подверженным приступам агрессии, он чувствует себя подавленным и разочаровывается в самом себе. Если семья является конфликтной, то подросток часто оказывается неподготовленным к душевным переживаниям, характерным для его возраста. В это время мир кажется безнадёжным и серым, наступает отчаяние, ввиду которого могут возникать мысли о самоубийстве, а порой и реальные попытки суицида.
Депрессия у подростков все чаще появляется из-за проблем в личной жизни. Современные подростки все чаще и чаще вступают в отношения с противоположенным полом, из них 15 % это интимные отношения. Поспешный выбор партнера часто становится причиной разрыва отношений, что приводит к глубокой депрессии и в 30 % случаев к суициду.
Причиной подростковой депрессии также является чрезмерная психоэмоциональная нагрузка. Она может возникать из-за проблем с учебой, экзаменов, а также из-за непонимания со стороны родителей, учителей и сверстников. У 15 % старшеклассников наблюдается такое явление как боязнь ЕГЭ. В школе и дома школьников запугивают Единым Государственным Экзаменом до такой степени, что доводят старшеклассника до психоэмоционального срыва. Многие школьники попросту не выдерживают такой нагрузки и впадают в глубокую депрессию, что в некоторых случаях может привести к суициду. Также из-за сильного стресса во время ЕГЭ многие школьники забывают предмет, делают ошибки в заданиях и даже падают в обморок, что сказывается на результатах ЕГЭ и их здоровье.
Слайд 5Стресс– это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее
его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Следует отметить также, что стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности.
«Школьный стресс»
Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу.
Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз
Слайд 6Причины стресса у школьников
Переход от дошкольного детства к школьному обучению
Технический прогресс и уровень развития общества определяют границы сложности программы. Избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге – к перегрузкам детей, являющимся главной причиной ухудшения здоровья школьников.
Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических и медицинских классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе - 7,2-8,3 часа и в средней школе - 8,6-9,2 часа в день. Рабочий день современного школьника вместе с подготовкой домашних заданий составляет: 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13-15 часов в средней школе.
Наличие в школе фактора соревновательности, следствием которой является ориентация учащихся на высокие показатели. Отстающих как правило, осуждают. У таких детей легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Слайд 7Отсутствие дружеских отношений, неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозам,
- все это приводит к возникновению личностных конфликтов, доходящих до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными негативными последствиями.
Смена школьного коллектива. Включение в школьный коллектив может стать для ребенка непосильной задачей
Педагоги. Авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, как и педагоги с синдромом эмоционального выгорания представляют серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
Семья. Среди стрессовых факторов отрицательно влияющих на ребенка в период школьной жизни, особое место занимают неблагоприятные семейные факторы такие как: воспитание ребенка одним родителем, воспитание ребенка приемными родителями, воспитывающий родитель чувствует себя несчастным, вследствие чего не способен создать ребенку необходимые условия для формирования позитивных чувств и отношения к жизни.
Слайд 8
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы
между детьми или учителями по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Например, насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, высмеивание, унижение в присутствии других детей, изоляция, отказ от общения с жертвой.
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Слайд 9Причины нервных заболеваний
стрессорные условия жизни в ритме большого города;
низкая двигательная активность;
неправильный
режим дня с недостаточным сном и пребыванием на свежем воздухе;
большие психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе обучения;
дополнительные нагрузки на разного рода курсах и кружках;
увлечение компьютерными играми и кинофильмами (триллеры, ужасы).
В процессе школьного обучения количество детей с отклонениями и дисфункциями возрастает – к старшим классам до 30% учащихся имеют тот или иной психоневрологический диагноз — от бессонницы до астенического синдрома и неврозов.
Слайд 10Очень важную роль в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и
подростков играют классные руководители. Работа классного руководителя по сохранению и укреплению психологического здоровья может вестись в нескольких направлениях:
формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом, организация ученического самоуправления . Участие в областных профилактических программах, классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся ,создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка.
Работа с родителями (тематические сообщения, посвященные возрастным особенностям детей, адаптации к обучению в начальной, средней и старшей школе, профилактике нарушений психологического здоровья, профилактике нарушений детско-родительских отношений.)
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Организация групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по разрешению проблемных ситуаций
Профилактика насилия.
Слайд 11Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих
ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Неотъемлемой составной частью продуктивного общения должно быть разностороннее использование педагогом комических приемов. Остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку, особенно в конфликтных ситуациях. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.
Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.