Слайд 1Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Урок ОБЖ в 8 классе
Разработала
учитель ОБЖ Усова Ольга Викторовна МБОУ «Молодежненская школа № 2» Симферопольского района Республики Крым
Слайд 2Тема урока:
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
Цель урока:
Изучить факторы загрязнения
окружающей среды и их последствия для здоровья человека.
Слайд 3Природная среда – это совокупность объектов и систем окружающего мира, не
созданных человеком
Слайд 4Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий
воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования.
Слайд 5Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через
органы дыхания
Слайд 6Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения.
Слайд 7 Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит
к снижению качества пищи
Слайд 8Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?
Основной отличительной особенностью является
способ использования энергии.
Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу.
Неживые тела не способны к этому.
Слайд 10К основным источникам загрязнения относятся:
Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия.
1.Загрязнение воздуха
газообразными примесями:
Оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.
2. Загрязнение воздуха взвешенными частицами:
Пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль)
Широко в строительстве используется асбест.
Слайд 12В роли основных загрязнений выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы
а также удобрения и пестициды.
Пестициды – химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью.
Основные загрязнители почв: ртуть, свинец, и их соединения
Слайд 13Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсодержащих пестицидов, которые используют
для предпосевного обеззараживания семян.
Слайд 14Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный
характер. Свинец используют в качестве добавок к бензину.
Содержание свинца в почве зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним.
Слайд 15У нефтяных скважин в Саратовской области
Слайд 16Радиоактивные элементы могут выпадать в виде осадков после атомных взрывов или
при удалении жидких или твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений.
Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека.
Слайд 18Почвы загрязнения меди шахта эксплуатации.
Слайд 20Основными загрязнителями поверхности вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в
результате естественных выходов нефти.
Слайд 21Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды
, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в воду отходов предприятий –изготовителей, результате потерь при транспортировке и хранения пестицидов.
Слайд 22Воды подвергаются термическому загрязнению.
Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара
они возвращают в водоем на 10 – 30*С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.
Слайд 24Основные виды загрязнения:
Химическое (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений);
Радиоактивное
(заражение окружающей среды радиоактивными элементами);
Тепловое (выброс тепла);
Шумовое (повышенный уровень шума);
Биологическое (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).
Слайд 25Предельно допустимая концентрация(ПДК) —
утверждённый в законодательном порядке санитарно- гигиенический норматив. Под
ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Слайд 29Пути решения проблемы:
создание возможности экологически чистого производства.
создание безотходного производства.
развитие природовосстановительных
отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство).
разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.
поиск альтернативных (по отношению к тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источников энергии.
Слайд 30Контрольные вопросы
Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?
Какие факторы определяют
экологическую обстановку в районе вашего проживания?
Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?
Почему так остро в настоящее время встал вопрос о защите окружающей природной среды?
Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?
Слайд 31Домашнее задание:
1. Изучите § 4.1 учебника.
2. Составьте перечень промышленных объектов, которые
расположены в районе вашего проживания, и оцените их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в тетрадь.
.