Презентация, доклад по ОБЖ на тему Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Содержание

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.В учебной дисциплине "Безопасность

Слайд 1Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Лекция 1.

Рассматриваемые

вопросы:
1) ОБЖ как наука о комфортном существовании человека с окружающей средой.
2) Критерии здоровья и факторы способствующие укреплению здоровья.
3) Влияние экологии окружающей среды на здоровье населения.
4) Методы мониторинга безопасности жизнедеятельности населения
Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Лекция 1. Рассматриваемые вопросы:1) ОБЖ как наука о комфортном

Слайд 3Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
— наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека

с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.


.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных

Слайд 4Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих

человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.
БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения.
В основе БЖД лежат систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Требуется своеобразный синтез методологий многих наук (СИНЕРГЕТИКА).
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и

Слайд 5Взаимосвязь сознания и безопасности

Взаимосвязь сознания и безопасности

Слайд 6

Задачи БЖД (как науки):

идентификация опасности, распознание и количественная оценка негативных воздействий

среды обитания;
предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
защита от опасности;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Задачи БЖД (как науки):идентификация опасности, распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;предупреждение воздействия тех или иных

Слайд 7Цель изучения БЖД — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение

смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин.

Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектом защиты является человек.

Предмет исследования БЖД — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения БЖД — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от

Слайд 8
Причины возникновения дисциплины БЖД в России:
высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного

возраста)
низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.
Причины возникновения дисциплины БЖД в России:высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры

Слайд 9На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в

пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

Чтобы обеспечить БЖД, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не

Слайд 10 Понятие здоровья

В древности здоровье понималось врачами и философами как

главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению.
Самое раннее из определений здоровья — "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил".
Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.
Понятие здоровья В древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его

Слайд 11Здоровье рассматривают как динамическое состояние, которое включает в себя:
• соответствующий возрасту

уровень развития физиологических особенностей;
• уровень и гармоничность физического развития;
• умственную и физическую работоспособность и приспособляемость к различным условиям среды;
• отсутствие функциональных отклонений и других признаков болезни в момент обследования.

Различают:
• социальное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде;
• физическое здоровье — текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;
• психическое здоровье — состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Здоровье рассматривают как динамическое состояние, которое включает в себя:• соответствующий возрасту уровень развития физиологических особенностей;• уровень и

Слайд 12Комплексная оценка состояния здоровья дается на момент обследования и достигается с

использованием как минимум 4-х критериев:

Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.
Уровень функционального состояния основных систем организма.
Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям — выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству и длительности перенесенных заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.
Для подростков эти критерии имеют особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития.


Комплексная оценка состояния здоровья дается на момент обследования и достигается с использованием как минимум 4-х критериев:Наличие или

Слайд 14Здоровый образ жизни

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам

зависит от его образа жизни. “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% - от окружающей среды и лишь на 8% - от медицины”.

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% - экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% - деятельностью системы здравоохранения.

Здоровый образ жизниЗдоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. “Как

Слайд 15
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”

Образ жизни - это

биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.

Образ жизни - система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

Образ жизни - категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу.
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”Образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в

Слайд 16Составляющие здорового образа жизни

1.Рациональное питание человека
Одной из составляющей здорового образа

жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Составляющие здорового образа жизни 1.Рациональное питание человекаОдной из составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о

Слайд 172. Закаливание
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать

в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
2. ЗакаливаниеДля эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество

Слайд 183. Физическое воспитание
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение

физических упражнений. Экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.
Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.


3. Физическое воспитание Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Экспериментально доказано, что регулярные

Слайд 19
4. Личная гигиена и режим дня
Важный элемент здорового образа жизни -

личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня.
Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
4. Личная гигиена и режим дняВажный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя

Слайд 20Утомление

Степень снижения здоровья определяется соотношением исходных резервов (исходного уровня здоровья) и

функциональными (энергетическими) тратами на осуществляемую деятельность.
Продолжительная работа приводит к определенным изменениям функционального состояния организма человека – развитию утомления.
Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой.
Систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведёт не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья.

Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья.
УтомлениеСтепень снижения здоровья определяется соотношением исходных резервов (исходного уровня здоровья) и функциональными (энергетическими) тратами на осуществляемую деятельность.

Слайд 21К факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к.

показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых учащихся отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11часов, второй – в 16-17 часов.

К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение.
Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.

К факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены

Слайд 22Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное

воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления.

Немаловажным фактором перегрузок и утомления является стресс, сопровождающий процесс обучения: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; и т.д.
Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию

Слайд 23На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в

пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.
Чтобы обеспечить БЖД, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не

Слайд 25Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят

или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Критически важный объект - объект, нарушение или прекращение функционирования которого приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению, разрушению или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этой территории, на длительный период времени.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические

Слайд 26Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - опережающее определение вероятности возникновения и развития

техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска (вероятности или частоты) возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование опасных природных процессов и явлений - опережающее определение вероятности возникновения и развития в определенном месте и в определенное время опасных природных процессов и явлений, а также оценка возможных последствий их появления.
Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - опережающее определение вероятности возникновения и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий

Слайд 27Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства

и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Объектом мониторинга является состояние защищенности, поэтому мониторинг, как и безопасность различают:
по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая);
по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда);
по основным источникам чрезвычайной ситуации.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей

Слайд 28Цель мониторинга – научно-информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности (в

разработке социально-экономической программы развития региона).
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению.
Мониторинг - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Мониторинг опасных процессов и явлений – система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе в пространстве и времени, контроль и анализ процессов развития опасных явлений, своевременное выявление тенденций изменения обстановки и предупреждение о создающихся критических ситуациях.
Цель мониторинга – научно-информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности (в разработке социально-экономической программы развития региона).Мониторинг -

Слайд 29Мониторинг и прогнозирование осуществляется в ведомственных и иных интересах, по разным

видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам, по различным видам опасностей.
Качество мониторинга и прогноза ЧС определяющим образом влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов.
Важность мониторинга в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС определяется Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000г. № 86-рп.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС).
РСЧС - создана в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Мониторинг и прогнозирование осуществляется в ведомственных и иных интересах, по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым

Слайд 30Классификация мониторинга по ряду оснований:
динамический
конкурентный
сравнительный
комплексный:
информационный;
базовый (фоновый);
проблемный:
проблемный функционирования;
проблемный развития.
Наблюдение - система мероприятий,

которая обеспечивает:
определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия;
определение процессов, происходящих в окружающей среде, природных, физических, химических, биологических, и др.
Объект мониторинга - природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.
Классификация мониторинга по ряду оснований:динамическийконкурентныйсравнительныйкомплексный:информационный;базовый (фоновый);проблемный:проблемный функционирования;проблемный развития.Наблюдение - система мероприятий, которая обеспечивает: определение параметров, характеризующих состояние

Слайд 31Функции мониторинга:
контроль за состоянием объектов;
контроль за источниками нарушений;
моделирование и прогноз

состояния объектов;
управление процессами.

Средства контроля:
функциональные (скорость изменения);
структурные (значения физических, химических, биологических, параметров).

Методы мониторинга:
контактные методы;
неконтактные (исп. зондирующих полей, дистанционный).

Прогноз - вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, основанное на специальном научном исследовании (прогнозировании).

Прогнозы могут быть классифицированы: по целям, задачам, объектам, предметам, проблемам, характеру, периоду…
Функции мониторинга: контроль за состоянием объектов;контроль за источниками нарушений;моделирование и прогноз состояния объектов;управление процессами. Средства контроля:функциональные (скорость

Слайд 32Естествоведческие прогнозы:

метеорологические, гидрологические, геологические (относительно явлений литосферы);
биологические (например, заболеваемость в растительном

и животном мире);
медико-биологические (болезни человека);
научно-технические (в узком смысле - состояния материалов, режимы работы устройств и др. явления техносферы);
космологические (различные явления космосферы);
физико-химические (явления микросферы).
Естествоведческие прогнозы:метеорологические, гидрологические, геологические (относительно явлений литосферы);биологические (например, заболеваемость в растительном и животном мире);медико-биологические (болезни человека);научно-технические (в

Слайд 33Обществоведческие прогнозы:

научно-технические, относительно научно-технического прогресса;
социально-медицинские, относительно здравоохранения, ф/к и спорта;
социально-географические (о

перспективах освоения земной поверхности и мирового океана);
социально-экологические (перспективы отношений системы "общество - природная среда");
социально-космические (перспективы дальнейшего освоения космоса);
экономические;
социальные, психологические, демографические, филолого-этнографические, архитектурно-градостроительные, образовательно-педагогические, культурно-эстетические, государственно-правовые и юридические, внутриполитические, внешнеполитические, военные и др.
Обществоведческие прогнозы:научно-технические, относительно научно-технического прогресса;социально-медицинские, относительно здравоохранения, ф/к и спорта;социально-географические (о перспективах освоения земной поверхности и мирового

Слайд 34Корректный прогноз:
Во-первых, должен быть указан срок, на который дается прогноз:

«…к концу месяца (недели, квартала)…»
Во-вторых, должен быть указан интервал неопределенности, в который значения показателя попадают с определенной вероятностью: «… индекс к концу недели составит 320±10…».
В-третьих, должна быть указана вероятность попадания в этот интервал: «… индекс к концу недели составит 320±10 с вероятностью 70% (по уровню доверия 0.7)…».
При наличии всех трех составляющих прогноз можно считать корректным.

Точный прогноз, если реальные значения действительно попадают в указанные интервалы неопределенности с заданной вероятностью.
Корректный прогноз: Во-первых, должен быть указан срок, на который дается прогноз: «…к концу месяца (недели, квартала)…» Во-вторых,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть