Слайд 1Урок-обобщение по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера».
ОБЖ 7 класс.
Разработала:
учитель физической культуры
МБОУ «Осиновская основная школа»
Седунова Людмила Николаевна,
первая категория.
Слайд 3Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации
природного характера»
Задачи:
1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.
2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;
3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Слайд 4“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её
преодолеть”.
Слайд 5Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Слайд 6Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей
интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Слайд 7Этап I Словарь
1.Значительное затопление местности
в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это …
Слайд 9 2. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере
Земли – это …
Слайд 11 3. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание,
дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах ─ это ...
Слайд 13 4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории –
это …
Слайд 15 5. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и
мантии Земли, которое называется магмой – это ...
Слайд 17Бывают низовые и верховые;
сильные, средние и слабые:
а) ураганы
б) лесные пожары
в)
Слайд 18Тест 2
Одним из признаков
о приближении цунами является:
а) поведение животных, которые
торопливо уходят на склоны гор;
б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;
в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.
Слайд 19Тест 3
Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) взрывная волна и разброс
обломков;
б) водяные и грязекаменные потоки;
в) резкие колебания температуры;
г) тучи пепла и газов («палящая туча»).
Слайд 20Тест 4
Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает
120 м/с, - это:
а) тайфун;
б) шторм;
в) торнадо;
г) ураган.
Слайд 21Тест 5
Последствия оползней, селей,
обвалов и снежных лавин:
а) лесные пожары, изменение
климата и погодных условий, гибель людей и животных;
б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;
в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.
Слайд 22Вопрос 1
Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС?
Этап III
Слайд 23Вопрос 2
При каком стихийном
бедствии возможна
эвакуация даже с животными?
Слайд 24Вопрос 3
В каких районах на территории России часто происходят извержения вулканов?
Слайд 25Вопрос 4
Где не опасно действие цунами?
Слайд 26Вопрос 5
Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее?
Слайд 27Величины измерения 1
Ветер со скоростью до 20 м/с называется:
а) ураган
б) бриз
в)
Слайд 28Величины измерения 2
Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из
учёных создал шкалу силы ветра?
а) Рихтер
б) Бофорт
в) Менделеев
Слайд 29Величины измерения 3
Сколько баллов имеет шкала Меркалли?
а) 7
б) 9
в) 12
Слайд 30Величины измерения 4
Цунами –это океанические волны высотой:
а) более 10 метров
б) более
20 метров
в) более 75 метров
Слайд 31Величины измерения 5
Скорость распространения низового лесного пожара:
а) менее 5 м/мин
б) более
10 м/мин
в) более 100 м/мин
Слайд 32Действия людей при ЧС природного характера
1. В горных районах после
сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега. Каким образом человек может определить, где верх, а где низ?
Этап V
Слайд 33Действия людей при ЧС природного характера
2. При заблаговременном оповещении
о наводнении необходимо:
а) открыть окна и двери на нижнем этаже;
б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
Слайд 34Действия людей при ЧС природного характера
3. В какой последовательности вы
постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в проеме дверей;
б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;
в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
Слайд 35Действия людей при ЧС природного характера
4. При извержении вулкана,
находясь в непосредственной близости от него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;
б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;
в) укрыться за большим камнем.
Слайд 36Действия людей при ЧС природного характера
5. Что необходимо сделать при
внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице?
Слайд 39Ответы
По горизонтали:
2. Молния. 4. Ветер. 6. Буря. 8. Метель.
10. Цунами.
По
вертикали:
1. Землетрясение. 3. Наводнение. 5. Вулкан.
7. Ураган. 9. Буран.
Слайд 40Критерии оценивания.
Оценка 5 - задание выполнено без ошибок или с одной
ошибкой.
Оценка 4 - задание выполнено с двумя ошибками.
Оценка 3 задание выполнено с тремя ошибками.
Оценка 2 - в задании больше трех ошибок.
Слайд 41Рефлексия
Давайте вспомним, какова была цель нашего урока: обобщить и проверить
знания по теме «ЧС природного характера». Достигнута ли она?
Слайд 42Помните:
Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в
опасных ситуациях!
Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!
Слайд 43Домашнее задание
Для тех, кто не совсем доволен результатами игры, составить
тест по теме «ЧС природного характера» из 5-7 вопросов.