Слайд 1
ГБОУ Республиканская художественная гимназия- интернат
имени Аскара Касимовича Давлеткильдеева
«Использование
ИКТ на уроках ОБЖ с целью развития познавательных навыков обучающихся».
Преподаватель – организатор ОБЖ Азнагулов
Рузан Айсович
Слайд 2Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Тема:
Автономное пребывание человека в природной среде.
Слайд 3Цель:
Дать понятие
об ориентировании и изучить простейшие способы определения
сторон горизонта, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
Слайд 4Задачи:
* Научить правилам определения сторон горизонта по небесным телам и местным
признакам;
* Сформировать уважение к родной природе;
* Развивать познавательные процессы повышая интерес к предмету;
* Сформировать стремление к здоровому образу жизни;
Слайд 6
Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала из предмета
география:
Что такое природная среда и природные условия?
Какие бывают природные условия для жизни человека? (благоприятные и неблагоприятные)
Слайд 7
Контроль знаний обучающихся по предмету ОБЖ:
1. Медведь – один из самых
опасных животных в лесу, поскольку: а) не боится человека; б) может быстро бегать, плавать и лазать по деревьям; от него невозможно убежать; в) защищает своих медвежат; г) имеет толстую кожу и длинные когти.
2. Что надо сделать в первую очередь, чтобы помочь человеку, потерявшему сознание? а) проверить пульс; б) вызвать скорою помощь; в) сделать массаж сердца; г) положить на бок (чтобы не запал язык)
3. Что следует брать с собой при угрозе наводнения и получении информации о начале эвакуации населения? а) средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; б) пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку; в) трехдневный запас продуктов; г) постельное белье, туалетные принадлежности; комплект верхней одежды и обуви.
4. Безопасными естественными укрытиями на улице во время урагана и бури являются: а) канавы, кюветы дорог; б) столбы, мачты, линии электропередач;
в) большие отдельно стоящие деревья, крупные камни; г) овраги, ямы, рвы.
Слайд 8
Проблемный вопрос:
* XXI век. Для ориентирования на местности люди пользуются топографическими,
физическими картами, а так же (Дубль ГИС) 2ГИС.
- Кто может нам объяснить: надо ли нам научиться ориентироваться на местности по предметам, по небесным телам, по компасу и механическим часам?
Слайд 9Автономное существование
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной
среды и не может существовать вне ее.
В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Слайд 10Способы добывания огня
С помощью спичек, трением, с помощью искры при ударе
камня о камень, железа о камень
Слайд 11Сигналы бедствия:
Сигнальные костры – самый простой и доступный способ подачи сигналов
который используется с незапамятных времен по настоящее время
«Огонь, вода, песок».
Огонь – попеременное движение, направленными друг другу ладонями;
Вода – волнистые движения правой рукой в левую сторону, левой рукой в правую сторону;
Песок – двигая пальцами обе руки поднять вверх.
Слайд 13Обеспечение водой и питанием
Без пищи человек может прожить 60 – 70
дней, а без воды – не более 3 – 4 суток.
Слайд 14Оборудование временного
жилища ( укрытия )
Выбор той или иной конструкции
зависит от конкретных условий экстремальной ситуации – погодных условий, рельефа, наличия растительности и имеющихся в распоряжении пострадавших материалов ( полиэтиленовой пленки, ткани и др.)
Слайд 15
Практическая работа:
(ориентирование)
Что такое горизонт?
От греческого языка означает
« намечать границы »
Слайд 16Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг;
после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо — восток, налево — запад.
Слайд 17Ориентирование по компасу
Азимут- угол между направлением на север и направлением на
ориентир. Выражается в градусах и отвечает на вопрос «куда?». Как узнать азимут? У большинства компасов имеется приспособление похожее на прицел, которое позволяет довольно точно определить азимут. С его помощью целятся на ориентир, по направлению к которому будут двигаться. Компас при работе с ним располагают горизонтально, на уровне плеч — так видно и стрелку, и ориентир.
Слайд 18Ориентирование по механическим часам и Солнцу
осуществляется следующим образом: повернуть часы в горизонтальном направлении так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Биссектриса (линия, которая делит угол на две равные части) угла между текущей стрелкой часов и цифрой «1» на циферблате, укажет на южное направление. ( после обеда)
Слайд 19Ориентирование по звёздам
Сперва надо найти Большую Медведицу, затем отложить в одну
линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы примерно пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами. Примерно в конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ручки ковша Малой Медведицы.
Слайд 20По признакам местных предметов
С северной стороны стволы деревьев, камни или выступы
скал гуще покрыты мхом и лишайниками.
Муравейники обычно чем-нибудь защищены с севера (ствол дерева, куст, камень), их северная сторона более крутая.
На пеньках слои ежегодных приростов с северной стороны наиболее тонки и более плотны, чем из южного.
Слайд 21Актуальность урока
А) Правильное ориентирование на местности.
Б) Анализировать обстановку, самостоятельно
принимать решения.
В) Ориентирование на местности по механическим часам и небесным телам.
Слайд 22 Домашнее задание
Решение ситуационной задачи:
« Вы оказались одни в
лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса? »