Слайд 1Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания
Выполнил: учитель ОБЖ Герасимов С.В.
МБОУ «Полх – Майданская средняя школа»
Слайд 2
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: научить
учащихся оказывать первую помощь при остановке сердца.
Слайд 3Задачи:
Образовательные:
дать представление о работе легких и сердца;
познакомить учащихся с
признаками клинической смерти и причинами
внезапной остановки сердца;
научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа
сердца;
Слайд 4Задачи:
Развивающие:
прививать учащимся уверенность при оказании первой медицинской
помощи;
развивать
умения и способности распознавать физическое состояние
человека, с целью оказание медицинской помощи.
Слайд 5Задачи:
Воспитательные:
воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих;
стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту;
воспитывать чувство товарищества и доброты.
Слайд 6 Методы обучения: словесный; наглядный; методы проблемного обучения; практический; частично-поисковый.
Формы работы: устная, работа с учебником и в тетради, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися, групповая.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, ИКТ.
Слайд 7Проверка домашнего задания.
Вопросы:
1. Виды травм.
2. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
3. Первая медицинская помощь при травмах головы, грудной клетки, живота.
4. Первая медицинская помощь при травмах позвоночника, спины.
Схема
сердечно –
сосудистой
системы
Слайд 9
Сердце - это полый мышечный орган, состоящий из четырех камер: двух
предсердий и двух желудочков. Между этими камерами имеются клапаны, которые пропускают кровь только в одном направлении.
Слайд 10Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий.
На лучевой артерии
На сонной артерии
Слайд 11Реанимация – восстановление или временная замена нарушенных или утраченных жизненно важных
функций организма (оживления организма).
Клиническая смерть – это промежуток времени от 3 до 5 минут, когда после прекращения работы сердца и лёгких отсутствует кровообращения в организме, прекращается снабжения его тканей кислородом, но клетки тела ещё живут, сохраняется жизнеспособность всех тканей и органов, в том числе и высших отделов ЦНС.
Она является последней обратимой фазой умирания, вслед за которой наступает биологическая смерть.
Слайд 12Признаки клинической смерти:
- отсутствие сознания,
отсутствие дыхания (в течение 10—15 с
нет отчетливых координационных дыхательных движений);
отсутствие сердечной деятельности (отсутствие пульса на сонной артерии);
- расширенные зрачки, не реагирующие на свет.
Слайд 13Причины клинической смерти:
инфаркт миокарда;
тяжелую механическую травму жизненно важных органов;
действие электрического тока;
острые
отравления;
удушье или утопление;
общее замерзание;
- различные виды шока.
Слайд 14Непрямой массаж сердца.
Оказывающий помощь встаёт
с левой стороны от него
и
кладёт свои ладони одну на
другую (пальцы должны быть
приподняты, большие пальцы
смотреть в разные стороны)
на область нижней трети
грудины на 2-3 см выше
мечевидного отростка.
Слайд 15Непрямой массаж сердца.
Энергичными толчками рук, разогнутых
в локтевых суставах, используя массу
своего тела, нажимают на грудину с
периодичностью 50-60 раз в минуту,
после каждого толчка снижают
давления рук, чтобы дать возможность
расправиться грудной клетке (ладони
не должны отрываться от грудины
пострадавшего), передняя стенка
грудной клетки должна смещаться
на глубину не менее 3-6 см;
Слайд 16Непрямой массаж сердца.
При проведении непрямого
массажа у ребёнка можно
использовать одну руку,
а у новорождённого –
один большой палец.
Слайд 17Признаками восстановления сердечной деятельности:
появление самостоятельного
пульса на сонных или лучевых
артериях;
уменьшение синюшной
окраски кожных покровов,
сужение зрачков и повышение
артериального давления.
Слайд 18Искусственная вентиляция лёгких способом «изо рта в рот» или «изо рта
в нос».
При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить
проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего,
запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие, с периодичностью 16-18 раз
в минуту до восстановления естественного дыхания.
Слайд 19Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Вначале делают
4 вдоха, затем
если оживляет ОДИН, то
на каждые 15 надавливаний
на грудину нужно делать 2
нагнетания воздуха в легкие;
если оживляют ДВОЕ, то один
делает массаж сердца, а другой –
искусственное дыхание: чередуют
5 надавливаний на грудину и одно
вдувание в легкие.
Слайд 20Обобщение.
Что такое реанимация?
Назовите правила непрямого массажа сердца.
- Назовите правила искусственной вентиляции легких.
Слайд 22 Список литературы.
1. Рабочая программа по ОБЖ, 10
– 11 класс, для учителей общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А.Т. Смирнова – М.: «Просвещение», 2014.
2. Смирнов. А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 10 кл,учеб. Для общеобразоват. организаций/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2014
3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, 10 – 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014 4. Смирнов. А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, методические рекомендации, 5 -11 класс – М.: «Просвещение», 2010. 5. Смирнов А. Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности, текстовый контроль, 10 – 11 класс – М.:» Просвещение», 2010. 6. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс, поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, авт.- сост. В.А. Шканёв. – Волгоград. Учитель.
7. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. Методическое пособие. Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008. 8. Андреева И.Г. Современные аспекты поддержания здоровья школьников. Педагогика. – 2003.
9. Анализ современного урока. Практическое пособие, автор С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, 2006 год.
10. ОБЖ. Основы безопасности жизни. Научно – методический и информационный журнал. № 9, 2011год.