Слайд 1Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ через применение способов проблемного обучения
Преподаватель-организатор
ОБЖ МОУ Гимназии № 1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева
Слайд 2Зачем активизировать учащихся на уроках ?
Проблема современной школы – потеря многими
учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя.
Слайд 3Целевые ориентации.
Приобретение ЗУН.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Ребенок в
онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Слайд 4Виды проблемного обучения
Первый из них - проблемное изложение. Здесь задачу
ставит и решает педагог, а учащиеся как бы присутствуют в открытой лаборатории поиска, понимая, сочувствуя, выдвигая свои соображения и формируя свое отношение к изучаемому.
Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обучения предполагает уже активное вовлечение обучаемых в процесс решения проблемы, разбитой на проблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности, протекающий в виде решения задач, беседы, анализа ситуации, направляется и контролируется педагогом.
Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых. Его качественная особенность - в постепенном переходе от имитации научного поиска, что тоже полезно, к действительно научному или научно-практическому поиску.
Слайд 5Использование исследовательского метода на уроках ОБЖ.
Этапы выполнения исследовательской работы.
1.
Выбор темы исследования - ключевой этап творчества. При выборе темы учитываются два фактора: объективный и субъективный. Объективный - тема должна быть актуальной, т.е. искомой, нужно создать условия учащимся для успешного проведения работы. Субъективный - тема должна соответствовать интересам исследования.
2. На втором этапе исследования формируется цель исследования. Она обычно вытекает из темы работы.
3. На третьем этапе - тщательное знакомство с литературой по данной проблеме. Это необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизация цели исследования, выбора методов работы. Успешное выполнение исследовательской работы будет в том случае, если полноценно изучена тема. А если завершена работа с литературой, то уже есть определенный «задел».
Слайд 6«Краткая характеристика процессов деятельности человека на возникновение ЧС»
Среди направлений исследований
были разработаны следующие:
проблема войны и мира в современных условиях,
угроза экологического кризиса,
глобальная энергетическая проблема,
демографическая проблема,
продовольственная проблема,
проблема здоровья и содержания генофонда.
Каждая проблема рассматривалась в 2-х аспектах: сущность глобальной проблемы и ее проявление в Хабаровском крае.
Слайд 7 Заключение.
Во-первых, проблемное обучение применимо не на всяком материале, а
только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования.
Во-вторых, оно оправдано только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, тематического), потому что акцентирование внимания путем проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени.
В-третьих, данный тип обучении приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый уровень» знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в зону «ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии.
В-четвертых, жесткие ограничения накладывают лимит времени, а проблемное обучение, особенно использование исследовательских методик, требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.