Слайд 1Дипломная работа
Федотенковой Нины Васильевны
учителя математики и ОБЖ
ГБОУ школа
№ 571 с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
по теме
«Проектная деятельность школьников по направлению
«Здоровый образ жизни» в курсе ОБЖ»
Научный руководитель
Гущина Эльвира Васильевна,
кандидат биологических наук, доцент
Слайд 2 Непрерывное самообразование и саморазвитие личности школьника, как в урочное, так и
во внеурочное время – основной вопрос развития современной общеобразовательной школы.
Освоение учащимися разнообразных способов деятельности – одна из целей современного школьного образования.
Одним из методов приобретения знаний является проектирование.
Метод проектов повышает уровень самостоятельности школьников, формирует у них умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает у них критическое мышление.
«Единственный путь, ведущий к знаниям –
это деятельность...»
Бернард Шоу
Слайд 3 Проектирование - одно из условий развития личностных качеств учащихся, оказывает содействие
их воспитанию, является одной из форм учебного сотрудничества.
Проектировочная деятельность - средство, необходимое для осуществления безопасной жизнедеятельности. Каждый человек должен быть компетентен в области ОБЖ.
Метод проектов может широко и эффективно использоваться на уроках ОБЖ. Он позволяет на практике осуществлять актуальные проблемы образования – гуманизм, интеграцию, дифференциацию, индивидуализацию.
Данный метод относят к технологии XXI века, которая ориентирует человека не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Слайд 4 Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется повышением значимости проектирования в
процессе жизнедеятельности человека, необходимостью формирования у школьников обобщенного умения проектировать свою деятельность.
Практическое изучение проблемы здорового образа жизни - важнейшее направление развития проектной деятельности учащихся.
Слайд 5 Цель исследования:
Определить возможности метода проектов для активизации практико-ориентированной познавательной деятельности
учащихся и разработать паспорта проектов различных типов по направлению «Здоровый образ жизни» в курсе ОБЖ.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по теме «Образовательное проектирование в практике школы».
Определить основные направления проектной деятельности школьников по теме «Здоровый образ жизни» в курсе ОБЖ».
Представить методические разработки различных видов проектов по направлению «Здоровый образ жизни».
Слайд 6 В первой главе
«Образовательное проектирование в практике школы»
представлены основные теоретические
положения исследуемой проблемы в педагогической и методической литературе:
рассматривается история вопроса,
основные понятия,
технология образовательного проекта,
взаимодействие педагога и учащихся в проектной деятельности.
Разработке этого направления посвящены работы Е.С. Заир-Бек, Е.С. Полат, З.Д. Чечель, О.Г. Прикота, И.С. Сергеева, М.Б. Романовской, Н.И. Элиасберга, С.П. Мелехиной, С.Е. Шишова и др.
Слайд 7 Во второй главе
«Образовательные проекты по направлению «Здоровый образ жизни» в
курсе ОБЖ»
рассмотрено здоровье человека и здоровый образ жизни как объект проектной деятельности школьника,
определены основные направления проектной деятельности школьников по данной теме,
представлены методические разработки различных видов проектов и результаты деятельности учащихся.
Слайд 8Здоровый образ жизни:
основные направления проектной деятельности школьников
Выявление отношения учащихся к
здоровому образу жизни, к вредным привычкам (социологические исследования).
Исследование влияния вредных веществ и факторов на живой организм (исследовательские проекты).
Информирование о влиянии вредных веществ и факторов на живой организм. Информирование о компонентах здорового образа жизни (информационные проекты).
Формирование положительной мотивации человека на здоровье и стремления к укреплению здоровья через творчество (творческие проекты, приключенческие (игровые) проекты).
Вовлечение в социально-значимую деятельность (акции, волонтерство).
Слайд 9В работе представлены следующие паспорта проектов:
Проект «Я и мое здоровье»
- социологическое исследование.
Исследовательский проект «Выявление влияния вредных факторов на здоровье и развитие личности человека».
Информационные проекты «О влиянии вредных факторов на организм человека»: «Опасность огненной воды», «О вреде курения», «Электромагнитное поле мобильного телефона» и др.
Творческий проект «Я выбираю здоровый образ жизни».
Программа «Соревнование классов, свободных от курения».
Слайд 10Паспорт исследовательского проекта
«Выявление влияния вредных факторов на здоровье и развитие
личности человека».
Описание проблемы. Многие молодые люди считают, что алкоголь, никотин, наркотики не очень опасны и не смогут причинить им вреда. Начинается с малого – изредка выкуриваемой сигареты, выпитой по праздникам рюмки. Редко кто при этом задумывается, что проба одурманивающего вещества может закончиться весьма трагично. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия. Данная работа призвана показать пагубное влияние вредных факторов (алкоголя и электромагнитного излучения) на живой организм (семена овса и головки лука).
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни, показав на практическом опыте отрицательное влияние вредных факторов на живой организм. Задачи:
- Изучить литературу о влиянии вредных факторов на организм человека.
- Провести экспериментальную работу.
- Сделать выводы.
- Создать презентацию продукта на основании полученных результатов.
Слайд 11Учебный предмет: ОБЖ.
Возраст учащихся: 9 класс.
Продолжительность проекта: 2 учебные недели.
Тип проекта
- исследовательский, способ исследования – опытная работа. Выполняя экспериментальное исследование, учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, работы в команде. Работа в группе ведется по индивидуальному плану.
Основные этапы проекта
I этап – погружение в проект. Педагог формирует проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи (совместно с обучающимися). Деятельность детей: вхождение в проблему; вживание в игровую ситуацию; принятие цели и задач проекта; дополнение задач проекта.
II этап – организация деятельности: объединение в рабочие группы; определение и принятие роли в группе; участие в планировании деятельности по решению задач проекта.
III этап – осуществление деятельности: формирование необходимых знаний, умений и навыков; развитие надпредметных компетентностей; подготовка продукта к презентации.
Слайд 12Опыт №1.
Часть семян овса кладем в смоченную водой тряпочку, другую
часть семян – в тряпочку, смоченную водой, разведенной со спиртом (1 чайная ложка спирта на стакан воды). Кладем завернутые семена на два блюдца и в течение недели смачиваем: одну часть семян – водой, другую – водой со спиртом.
На 3-й день
На 5-й день
Слайд 13Опыт №2.
Два стакана: в одном – вода, в другом –
вода с добавлением чайной ложки спирта. Кладем в каждый стакан луковицу для проращивания. В течение недели подливаем в один стакан воду, в другой – воду со спиртом.
На 4-й день
На 8-й день
Слайд 15Опыт №3.
Берем два кактуса в разной стадии развития (взрослое цветущее
растение и молодое). В течение недели поливаем кактусы водой со спиртом (1 чайная ложка спирта на стакан воды).
Результаты через неделю:
Слайд 162 метра
контрольный
облучаемый
образцы
Опыт №4.
Два контейнера с рассадой овса. Овес прорастал у
окна под прямыми солнечными лучами в течение недели, но один из контейнеров стоял прямо на лицевой стороне мобильного телефона, а второй стоял в 2 метрах от него. Каждый день через каждые 2 часа на телефон пускался
2-х минутный дозвон. Количество семян, солнца и воды было одинаковым.
На 2-й день
Слайд 1733 КРУПНЫХ
РОСТКА
13 КРУПНЫХ
РОСТКОВ
45
30
5-й день
7-й день
Слайд 18IV этап – представление результатов:
представление портфолио проекта; участие в защите проекта;
саморефлексия проектной деятельности.
Выводы:
Опыты №1, №2 показали, что если семена положить в чистую воду, то они прорастут. Однако если в стакан воды добавить чайную ложку спирта, то ростки этого растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить еще 2 ложки спирта, растения вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.
Опыт №3 показал, что спирт по-разному действует на живые организмы, находящиеся в разной стадии развития. Молодое растение погибает быстрее, чем взрослое.
Опыт №4. Оба образца: контрольный и облучаемый имели одинаковые условия существования. Количество семян, солнца и воды было одинаковым, но уже через 5 дней было явно видно, что намного меньше прорастают семена, стоявшие на мобильном телефоне, нежели семена из контрольного контейнера.
Слайд 19Рефлексия.
Учащиеся с живейшим интересом выполняли экспериментальную работу, результаты их деятельности
заинтересовали не только их самих, но членов их семей. Во время ознакомления с литературой по проблеме проекта и на экспериментальном этапе работы учащимися были выдвинуты идеи возможности проведения аналогичных опытов над насекомыми и животными.
При проведении опыта № 2 возникла проблема:
лук очень долго не прорастал. Были выдвинуты гипотезы: первая, луковицы обработаны специальным раствором, предназначенным для длительного хранения продукта; вторая, растения имеют свои собственные циклы развития и луковицы находятся в стадии покоя (опыт проводился в январе).
Слайд 20Рефлексия.
Процент всхожести опытного образца № 4 был меньше, чем
контрольного, растения прорастали медленнее и были слабыми. Влияние электромагнитного облучения на растения заметны, но не столь эффектны.
Вопрос влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на человека еще мало изучен, хотя производители мобильных телефонов заявили о практически полной безопасности современных аппаратов и отсутствии каких-либо нарушений даже после длительного использования популярного в наше время сервиса. Результатом дискуссии стал информационный проект учащихся «Электромагнитное поле мобильного телефона».
Слайд 21Заключение
В настоящее время традиционная система обучения не позволяет в полной мере
решить проблемы образования, появляется необходимость применения новых технологий, которые дают возможность качественно изменить профессиональную деятельность педагога и деятельность ученика.
Одной из таких технологий является образовательное проектирование – интеллектуальная по своему характеру работа, направленная на создание возможности деятельности и призвана исследовать, предвидеть, прогнозировать и оценивать последствия тех или иных замыслов.
В условиях современного развития образования, в том числе по курсу ОБЖ, технология педагогического проектирования является основой базовой профессиональной деятельности любого педагога.
Слайд 22 Первоочередная задача, стоящая перед преподавателями ОБЖ - это подготовка подростка к
жизни в реальном мире, при этом привитие навыков здорового образа жизни, оказание первой медицинской помощи и экологическая безопасность рассматриваются как составные части исследуемой проблемы. Для реализации этой задачи используется проектная деятельность.
Технология проектирования в преподавании ОБЖ рассматривается как часть образовательной технологии, как способ организации деятельности субъектов проектирования с целью их выхода на позиции самоопределения и самопрограммирования. Осуществляя проектную деятельность в преподавании курса ОБЖ, учитель целенаправленно на творческом уровне осваивает новые профессиональные приемы и способствует получению качественно новых результатов в развивающем обучении школьников.
Слайд 23 Нами были определены основные направления проектной деятельности по изучению основ здорового
образа жизни в курсе ОБЖ.
Проектная деятельность по направлению «Здоровый образ жизни» может быть реализована в проектах различного типа: информационных, исследовательских, творческих и др.
Для оценки результативности работы по методу проектов использовалось педагогическое наблюдение. Были выявлены повышение интереса и активности учащихся, положительный эмоциональный настрой и желание участвовать в проектной деятельности.
Слайд 24 «Ребенок не кувшин, который надо заполнить,
а лампада, которую надо зажечь»
Народная мудрость