Слайд 1НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОДМОСКОВЬЯ
Урок обществознания в 6 классе
Учитель Занько Е.В.
Слайд 3Из перечисленных названий выберите те, где производят росписную посуду
Дмитров
Вербилки
Ногинск
Гжель
Дулево
Химки
Можайск
Слайд 5Село Федоскино
Село Федоскино имеет мировую известность, как родина замечательного народного искусства
– русских художественных лаков.
Русские лаки возникли в Федоскино в конце XVIII в. Сначала это было производство козырьков и табакерок из прессованного картона, однако они не представляли художественной ценности.
В начале XIX в. лаковые изделия стали украшаться художественной росписью. Постепенно Федоскино стало центром русской живописи на папье-маше.
.
Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками. Законченную миниатюру покрывают прозрачным лаком, полируют.
Характерна для федоскинского письма и такая форма, как письмо по сусальному золоту или металлизированному фону, или по перламутру. Такой фон как бы «загорает» краски.
Слайд 6
Федоскинские мастера стали изготовлять шкатулки, табакерки, искусно изображая на них бытовые
сценки. В искусстве Федоскино находит воплощение песенно-фольклорная тематика, исторические и жанровые сюжеты. Становится характерным пейзаж, который воспроизводит природу Подмосковья
Слайд 9Жостово
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов.
Здесь делают жестяные подносы
с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов, фруктов.
Жостовские подносы пользуются известностью как в России, так и во многих странах мира.
Слайд 10Жостовцы пишут масляными красками главным образом по черному фону (но, бывает,
и по красному, синему, палевому), используя прием многослойной живописи.
Расписной поднос покрывается лаком и полируется, и это придает ему цельность, завершенность, особую нарядность.
Слайд 11
Особенностью творчества жостовских мастеров является импровизированное исполнение каждой композиции и мотива.
Поэтому невозможно увидеть два абсолютно одинаковых подноса
Слайд 13Павловский-ПОСАД
Павлово-Посадские платки. Старинный центр текстильной промышленности. Известность ему принесло налаженное здесь
массовое производство чистошерстяных, полушерстяных, а затем хлопчатобумажных головных платков и шалей.
Талантом и искусным трудом русские умельцы создавали удивительно красивые платки с набивными яркими цветами на черном, кремовом, вишневом фоне, с художественным растительным орнаментом.
Искусство цветочного орнамента павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок, которыми печатается на ткани рисунок, а также мастерством колористов-набойщиков.
В настоящее время платков ручной набойки вырабатывается немного. Современные павловские платки сохраняют свою традиционность.
Слайд 20
Один из интереснейших музеев Подмосковья — музей-усадьба Абрамцево, находится на 57
км от Ярославского шоссе.
В середине 19 в. его приобрел известный писатель С.Т. Аксаков. Здесь он написал лучшие свои произведения. Частыми гостями здесь были И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, и др.
После смерти Аксакова усадьбу приобрел крупный предприниматель С.И. Мамонтов. Именно он привлек в Абрамцево многих талантливых живописцев, архитекторов, скульпторов, музыкантов, певцов, создав таким образом художественную атмосферу, благоприятную для их творчества.
Слайд 21
В Абрамцево жили, творили почти все виднейшие деятели искусства конца прошлого
века: художники В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Левитан, В.М. Васнецов и др.
Слайд 22
Сейчас в Абрамцево интереснейший музей, посетив который, вы глубже и лучше
познаете один из интереснейших разделов культуры — народные промыслы.
Слайд 23
Богородская резная деревянная игрушка и скульптура – один из редких видов
русского народного искусства.
Центром его является деревня Богородское, расположенная в 20 км от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и занимательные бытовые сцены, и всевозможная игрушка с движением. Используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.
Одна из замечательных традиций мастерства богородских резчиков – умение найти предельно законченный и лаконичный силуэт резной фигурки и всей композиции. Это и делает каждую работу ясной и доходчивой
Слайд 26
Одна из замечательных традиций мастерства богородских резчиков – умение найти предельно
законченный и лаконичный силуэт резной фигурки и всей композиции. Это и делает каждую работу ясной и доходчивой
Слайд 28 Сергиево-Посадская матрешка
. Первая русская матрешка
была создана в конце XIX в. художником С.Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем.
В 1900 г. матрешки мастеров Сергиев-Посада были показаны на Парижской всемирной выставке и сразу же стали популярными.
Слайд 29
Роспись матрешек становилась все разнообразнее. Преобладал образ русской девушки, но были
и другие темы, в том числе и юбилейные. Так, например, к 100-летию Н.В.Гоголя появились «Тарас Бульба», «Ревизор» и др.
Изготовлялись матрешки и на темы русских сказок. Наиболее распространены были шести-восьми-двенадцатиместные матрешки. Но были изготовлены наборы до 50 штук.