Слайд 1Правовые учения и идеи в Древнем Китае
Слайд 2Правовая система Древнего Китая испытывала мощное влияние двух противоборствующих философских учений:
конфуцианства и политико-правовой концепции легизма.
Слайд 4Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию,
в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями.
Слайд 5Право собственности
Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы
Дамы на
спинах у своих рабынь
Слайд 6Право собственности
Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
Слайд 7Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
Слайд 8Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:
Слайд 9Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударствен-ном Китае, с появлением
государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.
Голова преступника, выставленная на всеобщее обозрение под Нанкином
Слайд 11Хранилище для голов преступников в Кантоне
Слайд 13Вора гонят по улицам города плетьми
Слайд 15ШИ-ЦЗИН
Первая песня из «Книги песен», написанная от руки императором Цяньлун (1711-1799), с
иллюстрацией
Слайд 16ШИ-ЦЗИН
Древнейший памятник китайского народного песенного твор- чества — «Ши-цзин» («Книга песен»),
содержит 305 различ- ных поэтических произведений. Современная наука датирует их временем от XI до VII в. до н. э.
Слайд 17Время создания «Ши-цзин» — это эпоха крушения родового строя, возникновения и
развития классовых отношений. Для многих песен «Ши-цзин», особенно первого раз- дела, характерны мотивы гневного социального протеста, острая критика общественных отношений, ненависть к жестоким правителям, мотивы недовольства политикой правителей и их приближенных.
Подобно тому как одни песни гневно осуждают богачей и придворную знать, другие песни отражают взгляды аристократии. В них восхваляется правитель за такие качества, как благочестие, сила, доблесть.
В «золотой век» китайской философии «Ши-цзин» широко использовалась не толь- ко конфуцианцами, но и другими школами (например, моистами). Позднее конфуцианцы превратили «Ши-цзин» в одну из канонических книг.
Слайд 19Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.) является основоположником даосизма, одного из
самых влиятельных философских и общест- венно-политических учений Китая. Этому мыслителю традицией приписывается «Дао дэ цзин», небольшой по объему древний памятник, который занимает особое место в истории китайской мысли. Как в китайской традиции, так и в современной синологии вплоть до 20-х гг. нашего века считали, что Лао-цзы был современником Конфуция, а «Дао дэ цзин» является произведением, в котором изложено его учение.
Слайд 20Основная идея этого произведения — идея о дао — послужила одним
из узловых пунктов борьбы различных идейных течений на протяжении многих веков. У основопо- ложника даосизма Лао-цзы дао рассматривается как естественный путь вещей, не допускающий какого-либо внешнего вмешательства. У позднейших даосистов дао трактуется как «небесная воля», «чистое небытие» и т. д. Спор как об идейном содержании «Дао дэ цзин», так и о его авторе продолжается вплоть до наших дней.
Слайд 23Гуань Чжун
Гуань Чжун — видный политический деятель Древнего Китая VII в.
до н. э., под руководством которого в царстве Ци был осуществлен ряд реформ, направленных на прогрессивное развитие экономики и усовершенствование государственного управления. В начале IV в. до н. э. правителем был основан Дворец наук у западных ворот, существовавший около ста лет.
Слайд 24Цинский правитель Сюань-ван благоволил ученым мужам разных направлений, «число которых во
Дворце наук достигло нескольких тысяч». Как во Дворце наук, так и в царстве вообще Гуань-цзы пользовался весьма большим авторитетом. Именно поэтому написанные учеными из Дворца наук 564 трактата были объединены под одним общим названием — «Гуань-цзы», из которых ко времени Лю Сяна осталось лишь 86 глав. Из этих глав и был составлен Лю Сяном ныне существующий вариант «Гуань-цзы».
Слайд 27Конфуций
Конфуций (551–479 до н. э.; русское Конфуций представляет собой искаженную запись
китайского Кун Фу-цзы, т. е. учитель Кун; второе имя — Чжун-ни) — китайский мыслитель, политический деятель и педагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального этического и политико-правового учения. Он оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли в Китае вплоть до настоящего времени.
Слайд 28Учение Конфуция
Центральным понятием учения Конфуция является «жэнь» (гуманность). Жэнь выступает как
закон, как совокупность этических и социальных взаимоотношений. Не менее важное место занимает понятие «ли» (нормы общежития, социальный регламент), являющееся методом осуществления этического закона. Более подчиненная роль отводит- ся понятиям «и» — чувство долга, справедливость; «синь» — верность, преданность.
Главное в политической программе Конфуция — строгое и четкое определение обязанностей каждого члена общества.
Слайд 29Лунь юй
Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в «Лунь юй», который
является важнейшим источником наших знаний о древнем конфуцианстве.
Слайд 31Конфуцианство о государстве и праве
Политическое учение. Центральным звеном политической доктрины конфуцианства является
учение об идеальном государстве, цель которого – достижение гармонии во взаимоотношениях правителей и подданных и обеспечения такого социального порядка, где каждый желает жить в согласии с природой, а также с самим собой и с другими людьми. Государство рассматривалось как механизм поддержания порядка и общения между людьми, регулирующего отношения между управляющими и управляемыми. Однако политический идеал Конфуций видел не в будущем, а в идеализации прошлого, когда люди вели себя достойно, отличались прямотой, стремились совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами.
Слайд 32Конфуцианство о государстве и праве
Преклоняясь перед стариной, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в
которой государство уподобляется большой семье, а власть императора над подданными – отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Как в семье, так и в государстве неотвратимо существует социальное неравенство, деление людей на "старших", "средних", "младших"; "благородных" и "простолюдинов", где "младшие" зависят от "старших", а подданные – от правителей. Специфика патриархального государства, по Конфуцию, состояла в том, чтобы не столько включить общины и семьи в общество, сколько сделать их структурами государства. Правитель лишь возвышается на несколько ступенек над общинниками, которые составляют обычную семью, только большую.
Слайд 33Правовое учение. В конфуцианстве учение о праве не было развито, поскольку право
рассматривалось как вспомогательный регулятор по сравнению с нравственными заповедями: правилами ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и).
Конфуций был решительным противником управления на основе позитивного закона (фа), указывая на его репрессивный характер, связь с жестокими наказаниями. Он замечал: "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится"
Слайд 35Мо-цзы
Мо-цзы (Мо Ди; 479–400 гг. до н. э.) — китайский философ
и политический деятель, основатель школы моистов. Школа моистов, в деятельности которой было два этапа (ранний и поздний), просуществовала до конца III в. до н. э. Мо-цзы и его последователи принад- лежали к прослойке «служилых» (ши), близких к свободным трудовым низам китайско- го общества — земледельцам, ремесленникам, торговцам. Отражая интересы этих слоев, моисты вели решительную идейно-теоретическую борьбу против взглядов конфуциан- цев, отстаивавших незыблемость господства наследственной аристократии.
Слайд 36Учения Мо-цзы
Книга «Мо-цзы», по традиции названная по имени автора изложенных в
ней идей, представляет собой плод коллективного творчества моистов на протяжении более чем двух столетий существования школы. В цельном виде книга «Мо-цзы» сложилась лишь в III–II вв. до н. э. Когда конфуцианство стало официальной государственной идеологи- ей, взгляды моистов подверглись преследованиям. В итоге значительное число глав книги были утеряны.
Слайд 37Приводимые ниже фрагменты характеризуют взгляды Мо Ди и его последователей раннего
периода, т. е. V–IV вв. до н. э.
Мо-цзы
Слайд 40Сунь-цзы
Сунь-цзы — военный теоретик и один из ярких предста- вителей школы
легизма, живший в царстве Ци в IV в. до н. э., т. е. в период Чжаньго. Трактат Сунь-цзы о военном искусстве занимает видное место в ряду многочисленных памятников древней китайской культу- ры. Этот трактат долгое время служил основой военной доктрины Китая и Японии. Излагая свою военную доктрину, Сунь-цзы взял за основу выдвинутую школой натурфилософов стихийно-диалектическую идею круговорота, перехода пяти элементов природы друг в друга. В трактате Сунь-цзы нашли отражение и идеи школы легистов. С легистами Сунь-цзы роднит преклонение перед умом, искусством, расчетом. Перечисляя качества полководца — ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость, — Сунь-цзы не случайно на первое место ставит ум.
Слайд 43Шань цзюнь шу
«Шань цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») — фило-
софско-политический трактат школы фацзя — «законников». Памятник составлен в IV–III вв. до н. э. последователями из- вестного государственного деятеля Гуньсунь Яна (390–338 гг. до н. э.), известного в истории под именем Шан Ян
Слайд 44«Книгу правителя области Шан» можно по праву назвать основным каноном легистской
школы, сыгравшей большую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления и оказавшей значительное влияние на превращение конфуцианства в официальную идеологию Китая. В этом трактате впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов. К их числу можно отнести: государственное регулирование экономических процессов; формирование ин- ститута бюрократии; институт рангов знатности; законодательную систему; равные возможности при выдвижении на административные посты; личную ответственность чиновника; институт цензорского надзора; унификацию мышления чиновничества.
Книга правителя области Шан
Слайд 47Чжуан Чжоу (369–286 гг. до н. э.), по китайскому обычаю именуемый
«учитель Чжуан» (Чжуан-цзы), являлся приверженцем и, по-видимому, был самым ярким представителем даосизма.
Некоторые ученые выдвигают тезис о том, что существующий ныне текст «Дао дэ цзин» более поздний, чем трактат «Чжуан-цзы», и последний принимают за основу изложения древнедаосистского учения. Даже если данное предположение не является правильным, тем не менее, судить о даосизме по сочинениям Чжуан-цзы, несомненно, можно.
Кроме того, свое мастерство Чжуан-цзы использовал для сокрушительных атак на Конфуция.
Слайд 48Чжуан-цзы
Весь трактат «Чжуан-цзы» представляет собой высокохудожественное произведение, довольно необычное среди других
текстов того периода и особенно резко отличающееся от сухого и сжатого до грани возможного «Дао дэ цзин». Поэтому данное произведение сыграло большую роль не только в развитии раннего даосизма, но и оставило значительный след во всей китайской культуре.
Слайд 51Сочинения Сюнь-цзы (около 313 — около 238 гг. до н. э.)
занимают видное место в истории общественно-политической мысли Китая. Взгляды Сюнь-цзы представляют по существу синтез философских и общественно-политических идей Древнего Китая: с одной стороны, это критически осмысленный итог развития атеистических и наивно-материалистических тенденций в китайской философии того времени и, с другой — философски переработанное в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими явлениями жизни китайского общества этико-политическое учение Конфуция. Поэтому взгляды Сюнь-цзы оказали большое влияние как на последующее развитие и упрочение этико-политической доктрины ортодоксального конфуцианства.
Слайд 52Энциклопедичность взглядов Сюнь-цзы, их обобщающий, критический характер объясняют тот факт, что
труды мыслителя стали важным источником изучения древнекитайской общественно-политической мысли.
Слайд 55Хань Фэй (умер в 233 г. до н. э.) — один
из крупнейших теоретиков легистской школы.
Хань Фэй был сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Хань Фэй и его сторонники выступали против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые сковывали людей и защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль. Большое значение имела выдвинутая Хань Фэем теория поступательного, прогрессивного развития общества.
Слайд 56.
Хань Фэй-цзы
В произведении Хань Фэя «Хань Фэй-цзы» с наибольшей ясностью и
последователь-ностью изложены идеи легизма
Слайд 58Мэн-цзы
Известный древнекитайский мыслитель Мэн-цзы (его фамилия — Мэн, имя —
Кэ) жил приблизительно в 372–289 гг. до н. э., родился в царстве Лу, на территории современной провинции Шаньдун, где за сто с лишним лет до этого жил его идейный учитель Конфуций. В биографии Мэн-цзы указывается на то, что Мэн-цзы был учеником Цзы Сы, внука Конфуция.
Суждения Мэн-цзы получили широкое распространение, они цитировались и использовались в сочинениях многих китайских мыслителей
Слайд 59Учение Мэн-цзы способствовало дальнейшему развитию конфуцианства и превращению последнего в стройную
систему взглядов, принятую позднее, почти через двести лет, в качестве официальной идеологии. Вместе с тем оно оказало значительное влияние на по- следующее развитие общественной мысли многих веков. Это влияние, в частности, обнаруживается в этико-правовых представлениях неоконфуцианцев более поздних эпох.
Слайд 61Люй Бу-Вэй — крупнейший китайский политический деятель и влиятельный богач царства
Цинь, жил в III в. до н. э. Под его руководством был создан энциклопедический памятник Древнего Китая «Люй-ши чунь цю». Люй Бу-Вэй считал, что в этом произведении нашли отражение все события и дела с глубокой древности до его времени, охватывающие «небо и землю, тьму вещей», поэтому и назвал его «Люй-ши чунь цю» — «Весны и осени господина Люя». В этом произведении собраны перечни необходимых сезонных работ, обязанности людей разных рангов, обряды, отдельные исторические примеры, в общей фор- ме излагаются основы хозяйственной практики, политической власти и ее функций, общественной морали и права. Одни части произведения изложены в духе даосизма, другие — конфуцианства, третьи — легизма, четвертые — натурализма.
Слайд 62«Люй-ши чунь цю» является ценным источником по истории Китая и его
древней мысли еще и потому, что в нем сохранились многие сведения и факты о жизни древнекитайского общества, отсутствующие в других памятниках того времени.
Слайд 64Сыма Цянь
Сыма Цянь (ок.145–86 гг. до н. э.) — китайский историк,
один из представителей теории исторического круговорота.
Слайд 65Основное произведение Сыма Цяня «Ши цзи» — «Исторические записки» (переводятся также
как «Записки историка») — являются первой все- общей историей Китая, начатой во II в. до н. э. В «Ши цзи» органично сочетаются хронологический, тематический и биографический принципы описания. Автором был использован широкий круг источников (летописи, документы, древние книги, надписи), дополненный личными наблюдениями. В произведении было подытожено развитие китайской государственности и культуры за предшествующие эпохи. «Ши цзи» — глубоко оригинальный труд, написанный блестящим языком и ставший образцом для всех после- дующих династийных историй.