Презентация, доклад Правовые учения и идеи в Древнем Китае

Содержание

Правовая система Древнего Китая испытывала мощное влияние двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и политико-правовой концепции легизма.

Слайд 1Правовые учения и идеи в Древнем Китае

Правовые учения и идеи в Древнем Китае

Слайд 2Правовая система Древнего Китая испытывала мощное влияние двух противоборствующих философских учений:

конфуцианства и политико-правовой концепции легизма.
Правовая система Древнего Китая испытывала мощное влияние двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и политико-правовой концепции легизма.

Слайд 4Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию,

в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями.
Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию, в X в. до н.э. и

Слайд 5Право собственности
Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы
Дамы на

спинах у своих рабынь
Право собственностиГлавными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабыДамы на спинах у своих рабынь

Слайд 6Право собственности
Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Право собственностиГлавными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Слайд 7Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

Слайд 8Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

Слайд 9Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударствен-ном Китае, с появлением

государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.

Голова преступника, выставленная на всеобщее обозрение под Нанкином

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударствен-ном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных

Слайд 10К видам наказаний относились:

К видам наказаний относились:

Слайд 11Хранилище для голов преступников в Кантоне

Хранилище для голов преступников в Кантоне

Слайд 12В колодках

В колодках

Слайд 13Вора гонят по улицам города плетьми

Вора гонят по улицам города плетьми

Слайд 14Канга

Канга

Слайд 15ШИ-ЦЗИН
Первая песня из «Книги песен», написанная от руки императором Цяньлун (1711-1799), с

иллюстрацией
ШИ-ЦЗИНПервая песня из «Книги песен», написанная от руки императором Цяньлун (1711-1799), с иллюстрацией

Слайд 16ШИ-ЦЗИН
Древнейший памятник китайского народного песенного твор- чества — «Ши-цзин» («Книга песен»),

содержит 305 различ- ных поэтических произведений. Современная наука датирует их временем от XI до VII в. до н. э.
ШИ-ЦЗИНДревнейший памятник китайского народного песенного твор- чества — «Ши-цзин» («Книга песен»), содержит 305 различ- ных поэтических произведений.

Слайд 17Время создания «Ши-цзин» — это эпоха крушения родового строя, возникновения и

развития классовых отношений. Для многих песен «Ши-цзин», особенно первого раз- дела, характерны мотивы гневного социального протеста, острая критика общественных отношений, ненависть к жестоким правителям, мотивы недовольства политикой правителей и их приближенных.
Подобно тому как одни песни гневно осуждают богачей и придворную знать, другие песни отражают взгляды аристократии. В них восхваляется правитель за такие качества, как благочестие, сила, доблесть.
В «золотой век» китайской философии «Ши-цзин» широко использовалась не толь- ко конфуцианцами, но и другими школами (например, моистами). Позднее конфуцианцы превратили «Ши-цзин» в одну из канонических книг.
Время создания «Ши-цзин» — это эпоха крушения родового строя, возникновения и развития классовых отношений. Для многих песен

Слайд 18Лао-цзы

Лао-цзы

Слайд 19Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.) является основоположником даосизма, одного из

самых влиятельных философских и общест- венно-политических учений Китая. Этому мыслителю традицией приписывается «Дао дэ цзин», небольшой по объему древний памятник, который занимает особое место в истории китайской мысли. Как в китайской традиции, так и в современной синологии вплоть до 20-х гг. нашего века считали, что Лао-цзы был современником Конфуция, а «Дао дэ цзин» является произведением, в котором изложено его учение.
Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.) является основоположником даосизма, одного из самых влиятельных философских и общест- венно-политических

Слайд 20Основная идея этого произведения — идея о дао — послужила одним

из узловых пунктов борьбы различных идейных течений на протяжении многих веков. У основопо- ложника даосизма Лао-цзы дао рассматривается как естественный путь вещей, не допускающий какого-либо внешнего вмешательства. У позднейших даосистов дао трактуется как «небесная воля», «чистое небытие» и т. д. Спор как об идейном содержании «Дао дэ цзин», так и о его авторе продолжается вплоть до наших дней.
Основная идея этого произведения — идея о дао — послужила одним из узловых пунктов борьбы различных идейных

Слайд 21Из Дао дэ цзин:

Из Дао дэ цзин:

Слайд 22Гуань Чжун

Гуань Чжун

Слайд 23Гуань Чжун
Гуань Чжун — видный политический деятель Древнего Китая VII в.

до н. э., под руководством которого в царстве Ци был осуществлен ряд реформ, направленных на прогрессивное развитие экономики и усовершенствование государственного управления. В начале IV в. до н. э. правителем был основан Дворец наук у западных ворот, существовавший около ста лет.
Гуань ЧжунГуань Чжун — видный политический деятель Древнего Китая VII в. до н. э., под руководством которого

Слайд 24Цинский правитель Сюань-ван благоволил ученым мужам разных направлений, «число которых во

Дворце наук достигло нескольких тысяч». Как во Дворце наук, так и в царстве вообще Гуань-цзы пользовался весьма большим авторитетом. Именно поэтому написанные учеными из Дворца наук 564 трактата были объединены под одним общим названием — «Гуань-цзы», из которых ко времени Лю Сяна осталось лишь 86 глав. Из этих глав и был составлен Лю Сяном ныне существующий вариант «Гуань-цзы».
Цинский правитель Сюань-ван благоволил ученым мужам разных направлений, «число которых во Дворце наук достигло нескольких тысяч». Как

Слайд 25(Из: Гуань-Цзы)

(Из: Гуань-Цзы)

Слайд 26Конфуций

Конфуций

Слайд 27Конфуций
Конфуций (551–479 до н. э.; русское Конфуций представляет собой искаженную запись

китайского Кун Фу-цзы, т. е. учитель Кун; второе имя — Чжун-ни) — китайский мыслитель, политический деятель и педагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального этического и политико-правового учения. Он оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли в Китае вплоть до настоящего времени.
КонфуцийКонфуций (551–479 до н. э.; русское Конфуций представляет собой искаженную запись китайского Кун Фу-цзы, т. е. учитель

Слайд 28Учение Конфуция
Центральным понятием учения Конфуция является «жэнь» (гуманность). Жэнь выступает как

закон, как совокупность этических и социальных взаимоотношений. Не менее важное место занимает понятие «ли» (нормы общежития, социальный регламент), являющееся методом осуществления этического закона. Более подчиненная роль отводит- ся понятиям «и» — чувство долга, справедливость; «синь» — верность, преданность.
Главное в политической программе Конфуция — строгое и четкое определение обязанностей каждого члена общества.
Учение КонфуцияЦентральным понятием учения Конфуция является «жэнь» (гуманность). Жэнь выступает как закон, как совокупность этических и социальных

Слайд 29Лунь юй
Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в «Лунь юй», который

является важнейшим источником наших знаний о древнем конфуцианстве.
Лунь юйЭтико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в «Лунь юй», который является важнейшим источником наших знаний о

Слайд 30Из: Лунь юй

Из: Лунь юй

Слайд 31Конфуцианство о государстве и праве
Политическое учение. Центральным звеном политической доктрины конфуцианства является

учение об идеальном государстве, цель которого – достижение гармонии во взаимоотношениях правителей и подданных и обеспечения такого социального порядка, где каждый желает жить в согласии с природой, а также с самим собой и с другими людьми. Государство рассматривалось как механизм поддержания порядка и общения между людьми, регулирующего отношения между управляющими и управляемыми. Однако политический идеал Конфуций видел не в будущем, а в идеализации прошлого, когда люди вели себя достойно, отличались прямотой, стремились совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами.
Конфуцианство о государстве и правеПолитическое учение. Центральным звеном политической доктрины конфуцианства является учение об идеальном государстве, цель которого – достижение

Слайд 32Конфуцианство о государстве и праве
Преклоняясь перед стариной, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в

которой государство уподобляется большой семье, а власть императора над подданными – отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Как в семье, так и в государстве неотвратимо существует социальное неравенство, деление людей на "старших", "средних", "младших"; "благородных" и "простолюдинов", где "младшие" зависят от "старших", а подданные – от правителей. Специфика патриархального государства, по Конфуцию, состояла в том, чтобы не столько включить общины и семьи в общество, сколько сделать их структурами государства. Правитель лишь возвышается на несколько ступенек над общинниками, которые составляют обычную семью, только большую.
Конфуцианство о государстве и правеПреклоняясь перед стариной, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой государство уподобляется большой семье, а власть императора

Слайд 33Правовое учение. В конфуцианстве учение о праве не было развито, поскольку право

рассматривалось как вспомогательный регулятор по сравнению с нравственными заповедями: правилами ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и).
Конфуций был решительным противником управления на основе позитивного закона (фа), указывая на его репрессивный характер, связь с жестокими наказаниями. Он замечал: "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится"

Правовое учение. В конфуцианстве учение о праве не было развито, поскольку право рассматривалось как вспомогательный регулятор по сравнению

Слайд 34Мо-цзы

Мо-цзы

Слайд 35Мо-цзы
Мо-цзы (Мо Ди; 479–400 гг. до н. э.) — китайский философ

и политический деятель, основатель школы моистов. Школа моистов, в деятельности которой было два этапа (ранний и поздний), просуществовала до конца III в. до н. э. Мо-цзы и его последователи принад- лежали к прослойке «служилых» (ши), близких к свободным трудовым низам китайско- го общества — земледельцам, ремесленникам, торговцам. Отражая интересы этих слоев, моисты вели решительную идейно-теоретическую борьбу против взглядов конфуциан- цев, отстаивавших незыблемость господства наследственной аристократии.
Мо-цзыМо-цзы (Мо Ди; 479–400 гг. до н. э.) — китайский философ и политический деятель, основатель школы моистов.

Слайд 36Учения Мо-цзы
Книга «Мо-цзы», по традиции названная по имени автора изложенных в

ней идей, представляет собой плод коллективного творчества моистов на протяжении более чем двух столетий существования школы. В цельном виде книга «Мо-цзы» сложилась лишь в III–II вв. до н. э. Когда конфуцианство стало официальной государственной идеологи- ей, взгляды моистов подверглись преследованиям. В итоге значительное число глав книги были утеряны.
Учения Мо-цзыКнига «Мо-цзы», по традиции названная по имени автора изложенных в ней идей, представляет собой плод коллективного

Слайд 37Приводимые ниже фрагменты характеризуют взгляды Мо Ди и его последователей раннего

периода, т. е. V–IV вв. до н. э.

Мо-цзы

Приводимые ниже фрагменты характеризуют взгляды Мо Ди и его последователей раннего периода, т. е. V–IV вв. до

Слайд 39Сунь-цзы

Сунь-цзы

Слайд 40Сунь-цзы
Сунь-цзы — военный теоретик и один из ярких предста- вителей школы

легизма, живший в царстве Ци в IV в. до н. э., т. е. в период Чжаньго. Трактат Сунь-цзы о военном искусстве занимает видное место в ряду многочисленных памятников древней китайской культу- ры. Этот трактат долгое время служил основой военной доктрины Китая и Японии. Излагая свою военную доктрину, Сунь-цзы взял за основу выдвинутую школой натурфилософов стихийно-диалектическую идею круговорота, перехода пяти элементов природы друг в друга. В трактате Сунь-цзы нашли отражение и идеи школы легистов. С легистами Сунь-цзы роднит преклонение перед умом, искусством, расчетом. Перечисляя качества полководца — ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость, — Сунь-цзы не случайно на первое место ставит ум.
Сунь-цзыСунь-цзы — военный теоретик и один из ярких предста- вителей школы легизма, живший в царстве Ци в

Слайд 42Шань цзюнь шу

Шань цзюнь шу

Слайд 43Шань цзюнь шу
«Шань цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») — фило-

софско-политический трактат школы фацзя — «законников». Памятник составлен в IV–III вв. до н. э. последователями из- вестного государственного деятеля Гуньсунь Яна (390–338 гг. до н. э.), известного в истории под именем Шан Ян
Шань цзюнь шу«Шань цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») — фило- софско-политический трактат школы фацзя — «законников».

Слайд 44«Книгу правителя области Шан» можно по праву назвать основным каноном легистской

школы, сыгравшей большую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления и оказавшей значительное влияние на превращение конфуцианства в официальную идеологию Китая. В этом трактате впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов. К их числу можно отнести: государственное регулирование экономических процессов; формирование ин- ститута бюрократии; институт рангов знатности; законодательную систему; равные возможности при выдвижении на административные посты; личную ответственность чиновника; институт цензорского надзора; унификацию мышления чиновничества.

Книга правителя области Шан

«Книгу правителя области Шан» можно по праву назвать основным каноном легистской школы, сыгравшей большую роль в формировании

Слайд 45Из книги правителя области Шан

Из книги правителя области Шан

Слайд 46Чжуан Чжоу

Чжуан Чжоу

Слайд 47Чжуан Чжоу (369–286 гг. до н. э.), по китайскому обычаю именуемый

«учитель Чжуан» (Чжуан-цзы), являлся приверженцем и, по-видимому, был самым ярким представителем даосизма.
Некоторые ученые выдвигают тезис о том, что существующий ныне текст «Дао дэ цзин» более поздний, чем трактат «Чжуан-цзы», и последний принимают за основу изложения древнедаосистского учения. Даже если данное предположение не является правильным, тем не менее, судить о даосизме по сочинениям Чжуан-цзы, несомненно, можно.
Кроме того, свое мастерство Чжуан-цзы использовал для сокрушительных атак на Конфуция.
Чжуан Чжоу (369–286 гг. до н. э.), по китайскому обычаю именуемый «учитель Чжуан» (Чжуан-цзы), являлся приверженцем и,

Слайд 48Чжуан-цзы
Весь трактат «Чжуан-цзы» представляет собой высокохудожественное произведение, довольно необычное среди других

текстов того периода и особенно резко отличающееся от сухого и сжатого до грани возможного «Дао дэ цзин». Поэтому данное произведение сыграло большую роль не только в развитии раннего даосизма, но и оставило значительный след во всей китайской культуре.
Чжуан-цзыВесь трактат «Чжуан-цзы» представляет собой высокохудожественное произведение, довольно необычное среди других текстов того периода и особенно резко

Слайд 49Из Чжуан-цзы

Из Чжуан-цзы

Слайд 50Сюнь-цзы

Сюнь-цзы

Слайд 51Сочинения Сюнь-цзы (около 313 — около 238 гг. до н. э.)

занимают видное место в истории общественно-политической мысли Китая. Взгляды Сюнь-цзы представляют по существу синтез философских и общественно-политических идей Древнего Китая: с одной стороны, это критически осмысленный итог развития атеистических и наивно-материалистических тенденций в китайской философии того времени и, с другой — философски переработанное в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими явлениями жизни китайского общества этико-политическое учение Конфуция. Поэтому взгляды Сюнь-цзы оказали большое влияние как на последующее развитие и упрочение этико-политической доктрины ортодоксального конфуцианства.
Сочинения Сюнь-цзы (около 313 — около 238 гг. до н. э.) занимают видное место в истории общественно-политической

Слайд 52Энциклопедичность взглядов Сюнь-цзы, их обобщающий, критический характер объясняют тот факт, что

труды мыслителя стали важным источником изучения древнекитайской общественно-политической мысли.
Энциклопедичность взглядов Сюнь-цзы, их обобщающий, критический характер объясняют тот факт, что труды мыслителя стали важным источником изучения

Слайд 54Хань Фэй

Хань Фэй

Слайд 55Хань Фэй (умер в 233 г. до н. э.) — один

из крупнейших теоретиков легистской школы.
Хань Фэй был сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Хань Фэй и его сторонники выступали против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые сковывали людей и защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль. Большое значение имела выдвинутая Хань Фэем теория поступательного, прогрессивного развития общества.
Хань Фэй (умер в 233 г. до н. э.) — один из крупнейших теоретиков легистской школы. Хань

Слайд 56.
Хань Фэй-цзы
В произведении Хань Фэя «Хань Фэй-цзы» с наибольшей ясностью и

последователь-ностью изложены идеи легизма
.Хань Фэй-цзыВ произведении Хань Фэя «Хань Фэй-цзы» с наибольшей ясностью и последователь-ностью изложены идеи легизма

Слайд 57Из Хань Фэй-цзы

Из Хань Фэй-цзы

Слайд 58Мэн-цзы
Известный древнекитайский мыслитель Мэн-цзы (его фамилия — Мэн, имя —

Кэ) жил приблизительно в 372–289 гг. до н. э., родился в царстве Лу, на территории современной провинции Шаньдун, где за сто с лишним лет до этого жил его идейный учитель Конфуций. В биографии Мэн-цзы указывается на то, что Мэн-цзы был учеником Цзы Сы, внука Конфуция.
Суждения Мэн-цзы получили широкое распространение, они цитировались и использовались в сочинениях многих китайских мыслителей
Мэн-цзы Известный древнекитайский мыслитель Мэн-цзы (его фамилия — Мэн, имя — Кэ) жил приблизительно в 372–289 гг.

Слайд 59Учение Мэн-цзы способствовало дальнейшему развитию конфуцианства и превращению последнего в стройную

систему взглядов, принятую позднее, почти через двести лет, в качестве официальной идеологии. Вместе с тем оно оказало значительное влияние на по- следующее развитие общественной мысли многих веков. Это влияние, в частности, обнаруживается в этико-правовых представлениях неоконфуцианцев более поздних эпох.
Учение Мэн-цзы способствовало дальнейшему развитию конфуцианства и превращению последнего в стройную систему взглядов, принятую позднее, почти через

Слайд 60Люй Бу-Вэй

Люй Бу-Вэй

Слайд 61Люй Бу-Вэй — крупнейший китайский политический деятель и влиятельный богач царства

Цинь, жил в III в. до н. э. Под его руководством был создан энциклопедический памятник Древнего Китая «Люй-ши чунь цю». Люй Бу-Вэй считал, что в этом произведении нашли отражение все события и дела с глубокой древности до его времени, охватывающие «небо и землю, тьму вещей», поэтому и назвал его «Люй-ши чунь цю» — «Весны и осени господина Люя». В этом произведении собраны перечни необходимых сезонных работ, обязанности людей разных рангов, обряды, отдельные исторические примеры, в общей фор- ме излагаются основы хозяйственной практики, политической власти и ее функций, общественной морали и права. Одни части произведения изложены в духе даосизма, другие — конфуцианства, третьи — легизма, четвертые — натурализма.
Люй Бу-Вэй — крупнейший китайский политический деятель и влиятельный богач царства Цинь, жил в III в. до

Слайд 62«Люй-ши чунь цю» является ценным источником по истории Китая и его

древней мысли еще и потому, что в нем сохранились многие сведения и факты о жизни древнекитайского общества, отсутствующие в других памятниках того времени.
«Люй-ши чунь цю» является ценным источником по истории Китая и его древней мысли еще и потому, что

Слайд 64Сыма Цянь
Сыма Цянь (ок.145–86 гг. до н. э.) — китайский историк,

один из представителей теории исторического круговорота.
Сыма ЦяньСыма Цянь (ок.145–86 гг. до н. э.) — китайский историк, один из представителей теории исторического круговорота.

Слайд 65Основное произведение Сыма Цяня «Ши цзи» — «Исторические записки» (переводятся также

как «Записки историка») — являются первой все- общей историей Китая, начатой во II в. до н. э. В «Ши цзи» органично сочетаются хронологический, тематический и биографический принципы описания. Автором был использован широкий круг источников (летописи, документы, древние книги, надписи), дополненный личными наблюдениями. В произведении было подытожено развитие китайской государственности и культуры за предшествующие эпохи. «Ши цзи» — глубоко оригинальный труд, написанный блестящим языком и ставший образцом для всех после- дующих династийных историй.
Основное произведение Сыма Цяня «Ши цзи» — «Исторические записки» (переводятся также как «Записки историка») — являются первой

Слайд 66Из Ши-цзы

Из Ши-цзы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть