Презентация, доклад на тему Урок- мастерская Лень как состояние сознания и феномен обыденности

Содержание

Цель: Создать атмосферу творчества, открытого общения, поддержки учащихся с разными суждениями Задачи: побудить учащихся к самостоятельности, инициативе, активности вызвать желание присмотреться к себе, своим поступкам показать виды, причины лени, насколько губительна для общества лень

Слайд 1Урок – мастерская по обществознанию для 10 класса

Урок – мастерская  по обществознанию для 10 класса

Слайд 2Цель:
Создать атмосферу творчества, открытого общения, поддержки учащихся с разными суждениями


Задачи:
побудить учащихся к самостоятельности, инициативе, активности
вызвать желание присмотреться к себе, своим поступкам
показать виды, причины лени, насколько губительна для общества лень

Цель: Создать атмосферу творчества, открытого общения, поддержки учащихся с разными суждениями Задачи: побудить учащихся к самостоятельности, инициативе,

Слайд 3Мотивация
Посмотрите видеосюжеты из сказок, мультиков
Что вы увидели, услышали, почувствовали?


Какие у вас возникли ассоциации?
Бывали ли вы в ситуации, когда вам хотелось воскликнуть: «Ничего не хочу делать, устал?
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке,
уроке – мастерской?
Мотивация Посмотрите видеосюжеты из сказок, мультиков Что вы увидели, услышали, почувствовали? Какие у вас возникли ассоциации? Бывали

Слайд 4ЛЕНЬ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ И ФЕНОМЕН ОБЫДЕННОСТИ Тема нашей мастерской

ЛЕНЬ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ И ФЕНОМЕН ОБЫДЕННОСТИ    Тема нашей мастерской

Слайд 5Как вы понимаете это слово – лень?
А что говорит словарь?


Задание № 1
Прочтите текст по карточкам № 1,2,3 в группах
а) Каждый индивидуально записывает фразу,
которая его удивила?
Б) Обсуждают в группах фразы, отмеченные
самостоятельно
Как вы понимаете это слово – лень? А что говорит словарь?

Слайд 6В русском языке много выражений, связанных с ленью.
«Доленился донельзя»
«Изленился совсем»
«Наленился вдоволь»
«Шибко

обленился»
«Проленился всё лето»
«Разленился и раскис»
«Подленивается маленько»
«Все вы переленились»

№1

В русском языке много выражений, связанных с ленью.«Доленился донельзя»«Изленился совсем»«Наленился вдоволь»«Шибко обленился»«Проленился всё лето»«Разленился и раскис»«Подленивается маленько»«Все

Слайд 7 И названия – «ленивиц», «лентяй», «лодырь», «бездельник», «гуляка праздный» употребляются часто

и указывают на бытовое, широко распространённое явление. Явление, которое получило отражение в литературе. Образ Ильи Ильича Обломова гениален, ибо живописует «добрую русскую лень», прекраснодушную и бессильную, затягивающую, как болото, уютное теплое болото, где глохнут любые порывы, а толчки извне попросту не ощущаются. И почти через сто двадцать лет после романа Гончарова Владимир Высоцкий вновь пишет: «Грязью чавкая жирной да ржавою, вязнут лошади по стремена, но влекут меня сонной державою, что раскисла, опухла от сна».
Никуда она, родимая лень не ушла
И названия – «ленивиц», «лентяй», «лодырь», «бездельник», «гуляка праздный» употребляются часто и указывают на бытовое, широко распространённое

Слайд 8
А я хочу лениться! Мне нравится валяться допоздна, и считать

ворон, и не чистить зубы! Разве состояние лени плохое?
В том-то все дело, что о внутреннем переживании лени мы не можем однозначно сказать как о страхе: «темное мироотношение». Настоящий не игрушечный страх ломает душу, а лень, на первый взгляд, ни чего такого с ней не делает. Она домашняя, ручная и похожа на толстую кошку, которая спит весь день возле батареи. Лень эмоционально нейтральна, может быть, даже приятна. Она становится раздражающей и враждебной лишь тогда, когда проявляется через скуку, через томление от безделья, т.е. когда разрушает сама себя


№ 2
А почему, собственно, не ленись?

А я хочу лениться! Мне нравится валяться допоздна, и считать ворон, и не чистить зубы! Разве

Слайд 9Однако думается, что в современном языке слову «лень» дано более широкое

толкование, не сводящееся к нежеланию трудиться.
Лень – это вообще бездеятельность, инертность, вялость, пассивность.
Известный психолог Ф. Василюк считает, что лень может быть определена как «надситуативная пассивность», т.е. та, которая не спровоцирована конкретными обстоятельствами, а напротив, проявляется там, где человек должен быть активен, бодро деятелен.
Лень – это антидеятельность, антистрасть, стремление покоится, не меняя наличного положения, пребывать без изменений. Разумеется, нелюбовь к работе, стремление к праздности – конкретное проявление лени, поскольку оно связано с каждодневными житейскими заботами, поскольку вызывает наибольшее нарекание.

№ 3 Толковый словарь В.Даля определяет лень как неохоту работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, тунеядству.

Однако думается, что в современном языке слову «лень» дано более широкое толкование, не сводящееся к нежеланию трудиться.

Слайд 10Какого человека называют ленивым?
Лень старше нас.
Лежи на печи, да ешь калачи.
Ленивый

сидя спит, лёжа работает.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Я ещё в пелёнках, а лень моя была уже с телёнка.
Лень добра не даёт.
Лежит на боку, да глядит на реку.
Шёл бы воевать, да лень сабли вынимать.
Лень прежде нас родилась.
У него дело из рук валится.
Больше спишь, меньше грешишь.
Длинная нитка - ленивая швея.
Какого человека называют ленивым?Лень старше нас.Лежи на печи, да ешь калачи.Ленивый сидя спит, лёжа работает.Лежебоке и солнце

Слайд 11Лень
Инертность
Скука
Бездеятельность
Вялость
Пассивность
Антистрасть
Покой
Б) Каждая группа выстраивает свое понимание
слов –

в форме кластера (грозди), символа, рисунка, схемы и объясняет свою иерархию

Задание № 2

А) Какие фразы вас удивили по прочитанному в
текстах? Выразите суждение от группы классу

ЛеньИнертностьСкукаБездеятельностьВялостьПассивностьАнтистрастьПокой Б) Каждая группа выстраивает свое понимание слов – в форме кластера (грозди), символа, рисунка, схемы и

Слайд 12

Задание № 3
1. Прочитайте текст карточек № 4,5,6,7
2. Обсудите в группах основные причины лени.
3.Выразите свое мнение от имени группы классу
Задание № 31. Прочитайте текст

Слайд 13№ 4 Причины, вызывающие к жизни лень
Биопсихическая причина,
имеет энергетический характер.

В соответствии с ней ленивые люди – это люди со сниженной энергетикой организма.

Социально - психологическая

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева: высокую энергетичность сообщают народам мутанты-пассионарии, черпающие ее из Космоса. Пассионарии сверхэнергетичны, невероятно деятельны и заразительны своей активностью, которая превосходит у них инстинкт самосохранения. Но постепенно пассионарный толчок теряет силу, убывает и в обществе множится число субпассионариев: пассивных, ведомых, развинченных, также теряющих инстинкт самосохранения, только уже на почве собственной лени.
Таким образом, умножение в обществе лентяев можно в качестве гипотезы объяснить потерей этносом пассионарности

№ 4 Причины, вызывающие к жизни леньБиопсихическая причина, имеет энергетический характер. В соответствии с ней ленивые люди

Слайд 14Из работ Ф. Василюка, опирающегося на традиции психоанализа и западной психологии.

С этой точки зрения наша обычная лень, нежелание делать усилия коренится в том исходном инфантильном мировосприятии, которое формируется в перинатальном периоде. Находясь в тепле и неге, не обладая еще пробужденным сознанием, плод получает здесь непосредственно все, что надо ему для жизни и роста. Он не принужден проявлять активность, ставить и достигать цель, откладывать желаемое во времени. Все дано ему непосредственно, воспоминаний и проектов еще нет. Существование равнозначно сладкой дреме. Такое состояние не проходит бесследно, оно оставляет неизгладимый отпечаток в нашем бессознательном и впоследствии проявляется у кого в меньшей, у кого в большей степени. Это «принцип удовольствия», властно доминирующий над «принципом реальности».

№ 5 Вторая гипотеза биопсихического пола связана с жизнью человека до рождения во чреве матери

Из работ Ф. Василюка, опирающегося на традиции психоанализа и западной психологии. С этой точки зрения наша обычная

Слайд 15 Реальная жизнь требует постоянного труда, чтобы вы могли жить и прокормиться.

Чтобы дать возможность существовать следующим поколениям, надо было охотиться, сеять, пахать, производить самые разные предметы, охранять свою землю от врагов. По мере усложнения человеческой культуры усложнялись мотивы, толкающие человека к активности и трудолюбию. Это уже были не чисто биологические потребности, позволяющие кое как сохранить своё собственное бытиё, но и потребность жить по определенным социальным стандартам, и желание выразить себя в той или иной деятельности, достичь определенного положения в обществе, удовлетворить собственное любопытство и интерес.
Трудолюбие людей выросло в связи с развертыванием их многообразных интересов.
Переходя к вопросу о социально – психологических причинах лени, мы можем зафиксировать, что ими является слабая мотивация деятельности, отсутствие к ней интереса.

№ 6 Человечество не вымерло от лени, потому что массовая и сильная лень несовместима с самой жизнью

Реальная жизнь требует постоянного труда, чтобы вы могли жить и прокормиться. Чтобы дать возможность существовать следующим поколениям,

Слайд 16№7 Сегодня, когда наша страна находится на очередном историческом перепутье и

вынуждена вновь менять формы общественной жизни, выяснилось, что великой преградой на пути возвращения в лоно цивилизации является неготовность к этому самого человека. Важнейшие составные такой неготовности – пассивность, лень, нежелание усердно работать, привычка к разгильдяйству. Наши люди трудились все минувшие десятилетия, не разгибая спины, да и еще и в тех условиях, которые нередко и не назовешь человеческими: без должного вознаграждения, без жилья, без нормального питания…
Но в этом – то все и дело, что труд, лишенный верных стимулов, не воспитывает трудолюбия.
В своё время, характеризуя современное ему классовое общество, К. Маркс отмечал: когда к труду перестают принуждать, от труда бегут, как от чумы. Оно и понятно: на принуждении, приказе далеко не уедешь.
История России это подтвердила.
№7 Сегодня, когда наша страна находится на очередном историческом перепутье и вынуждена вновь менять формы общественной жизни,

Слайд 17 Задание №

4
Какой напрашивается вопрос?
- Как не быть ленивым?
Можно ли считать, что лень- результат
социокультурных факторов, что виновато
общество, государство?

Создайте афишу – плакат о законах лентяев;
Задание № 4Какой напрашивается вопрос? - Как не

Слайд 18Прочитать текст карточек № 8, 9, 10;
Выбрать свой угол зрения и

сделать анализ:
типологии лентяев;
философии лентяев;
правила их жизни;
их манеру поучать и объяснять

Лень – мать всех пороков

Прочитать текст карточек № 8, 9, 10;Выбрать свой угол зрения и сделать анализ:типологии лентяев;философии лентяев;правила их жизни;их

Слайд 19Под физической ленью можно понимать стремление избегать как физического труда, так

и вообще физических нагрузок. Эта лень нередко присуща тем, кто занят умственным трудом. Люди, физически ленивые, как правило, не только не занимаются спортом и физкультурой, но и находят тысячу причин, для того, чтобы не делать даже обычной зарядки. Она вызывает у них приступ глубокой скуки. Даже болезни и рекомендации врачей не могут подвигнуть их на физическую активность: бег, занятия в спортзале…
Физические лентяи чаще всего ленивы и в быту, который требует регулярных физических усилий: стирка, уборка, ремонт и т.д. Поэтому они нередко в определенном смысле «безбытны» и с удовольствием жили бы на полном пансионе, который в наших условиях им никто не может предложить даже за большие деньги.

№ 8 Физическая лень

Под физической ленью можно понимать стремление избегать как физического труда, так и вообще физических нагрузок. Эта лень

Слайд 20Широко распространенное свойство. Особенно ярко оно начинает проявляться в школе, когда

уже с первых лет от ребенка требуются постоянные умственные усилия и немалое напряжение. Интеллектуальная лень может проявляться как у человека малоспособного к умственным занятиям, так и у способного ученика, которому все дается слишком легко, и нет мотивов для преодоления встречающихся трудностей.
Интеллектуальные лентяи, не читающие книг и не беспокоящие себя метафизическими размышлениями, могут быть достаточно неплохими работниками, если заняты простым ручным трудом или выполняют стереотипные операции. Однако, следует помнить, что компьютеризация и информатизация жизни не терпит интеллектуальной лени. Нежелание размышлять, думать, соотносить и анализировать становится опаснейшим пороком, ибо в руках безответственного лентяя могут оказаться одновременно судьбы миллионов людей и огромные, созданные человечеством богатства. Не только злой умысел, но и ленивый авось способны принести планете неисчислимые беды.

№ 9 Интеллектуальная лень

Широко распространенное свойство. Особенно ярко оно начинает проявляться в школе, когда уже с первых лет от ребенка

Слайд 21Она дитя нашего времени, когда «физики» стали устойчиво доминировать над «лириками»,

произошла масштабная рационализация жизни, и в западном, и в нашем сознании стали преобладать утилитарные мотивы. Человек, известный как отличный работник, великий аккуратист и заядлый спортсмен, может быть совершеннейшим лентяем в человеческих отношениях. Ему гораздо легче заглушить в себе любое переживание: будь то любовь, сочувствие или жалость, чем чувствовать его как положено живому сознательному существу.
Эмоциональные лентяи желают всеми силами сохранить покой и штиль в своем внутреннем мире, оберегают своё бесценное «я» от любых встрясок и тем более потрясений.

№ 10 Лень эмоциональная

Она дитя нашего времени, когда «физики» стали устойчиво доминировать над «лириками», произошла масштабная рационализация жизни, и в

Слайд 22Защита групповых работ
(Выбрать свой угол зрения и сделать анализ:)
типологии лентяев;
философии

лентяев;
правила их жизни;
их манеру поучать и объяснять
Защита групповых работ (Выбрать свой угол зрения и сделать анализ:)типологии лентяев;философии лентяев;правила их жизни;их манеру поучать и

Слайд 23 Задание №5


Можно ли согласиться, что Лень – это состояние и феномен обыденности. Лень как сорняк, прораставший в обыденной жизни?

Прием свободного письма
Каждый в группе записывает на листе бумаги вопрос и ответ в течение одной минуты, затем передаёт лист соседу слева, взамен получает лист от соседа справа.
Текст считается завершённым, когда первый лист возвращается автору, обойдя круг.

В каждой группе зачитываются все тексты, и один представляет работу всей группы классу.

Задание №5       Можно

Слайд 24

Дискуссия

Приходилось ли вас испытывать в своей жизни ненависть или стыд за лень свою и чужую?
(обсуждение в группе, сообщение классу)

ДискуссияПриходилось ли вас испытывать в

Слайд 25Что нового узнали на нашей мастерской?
Что заставило задуматься?
Выразите ваше отношение к

теме

Рефлексия

Что нового узнали на нашей мастерской?Что заставило задуматься?Выразите ваше отношение к темеРефлексия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть