Слайд 1Методическая разработка консультации по обществознанию
«Учимся писать мини-сочинение (эссе)»
2014
Слайд 2Цель консультации :
научить учащихся писать эссе по
обществознанию
Задачи:
-в теоретической части:
рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;
-в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.
Слайд 3Теоретическая часть консультации
Эссе (от фр. опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение
философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.
Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология и социология, экономика, политология, правоведение.
Слайд 4Задание №36.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в
форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
(Из демоверсии ЕГЭ 2015г.)
Слайд 5 Критерии оценивания ответа на задание 36 (максимальный балл – 5)
Слайд 8Практическая часть
методика «пошаговых действий»
Слайд 9Рекомендации к написанию эссе
1.
1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы):
"Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право”
2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема ..."
"Эта цитата затрагивает немаловажную проблему...“
3)Объяснение выбора темы:
"Для меня интересна эта тема так как ....(например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации" и т.д. ).
"Я выбрала эту тему, так как..."
Слайд 102.
Объяснение точки зрения автора, смысла высказывания:
"Автор этого высказывания ..(такой-то)... пытался
донести до нас мысль....
Автор..(такой-то)... высказывает мнение, что....
2)Своя оценка:
"Нельзя не согласиться, что..." ;
"Я разделяю точку зрения...." и т.д.
Слайд 11 3.
1)Теоретическая аргументация: понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы.
"Исходя из определения
(социальной стратификации/сознания/гражданского права и т.д.)... следует...«
2)Факты и примеры из учебных предметов(истории, литературы, географии и др.) сообщений СМИ.
3) Факты личного социального опыта и собственных наблюдений.
4. Заключение.
"Таким образом..." ;
"Итак, мы пришли к выводу...."
Слайд 12 Домашнее задание: написать эссе по экономике на одну из
предложенных тем, используя рекомендации :
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».
Б. Франклин
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку». Ф. Хайек
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей». П. Сир
Слайд 13Источники и литература
Федеральный институт педагогических измерений
http://www.fipi.ru/ (19.11.2014)
Официальный информационный портал Единого
государственного экзамена http://www.ege.edu.ru (19.11.2014)
Решу ЕГЭ Образовательный портал подготовки к экзаменам http://reshuege.ru/ (19.11.2014)
Фомина C.: Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности. ФГОС Учитель, 2014 г.
Слайд 14Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время
усердно не учатся сами.
Али Апшероне