Слайд 1Требования ФГОС к формированию гражданской идентичности на уроках обществознания
Слайд 2Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на
основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций.
Поэтому актуален переход к новой стратегии воспитания – формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.
Слайд 3Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем:
осознание принадлежности к
гражданской общности
представление об основных признаках, принципах и основах данного объединения
о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой.
Слайд 4Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных
предпочтений определяет :
гражданственность патриотизм
«гордость за свою страну»
Слайд 5Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания в школе понимается как:
совокупность интересов личности
и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Слайд 6Обществознание как учебный предмет обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности:
системы
представлений о социально-политическом устройстве
представление о государственной организации России
знание государственной символики – герб, флаг, гимн, знание государственных праздников
знание основных прав и обязанностей гражданина
структуре и динамике развития общества и государства
создает основы формирования правового сознания учащихся.
Слайд 7Коммуникативная социальная социокультурная
требования ФГОС
к формированию
гражданской идентичности
перекликаются
с
требованиями ФГОС
по обществознанию
так как наряду с такой ключевой
компетенцией, как предметная,
подразумевающая овладение
системой обществознания,
на уроках обществознания
учащиеся овладевают
такими компетенциями
Слайд 8Обществоведческая подготовка учащихся вносит вклад в формирование знаний и выработку универсальных
учебных действий – УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Личностные УУД являются показателем сформированности всех четырех компонентов гражданской идентичности.
В рамках когнитивного компонента:
формирование образа социально-политического устройства России;
знание положений Конституции, основных прав и обязанностей;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
сформированность социально-критического мышления.
В рамках эмоционального и ценностного компонента:
гражданский патриотизм;
уважение ценностей семьи;
толерантность.
В рамках деятельностного компонента:
участие в самоуправлении;
знание прав учащихся и умение ими пользоваться;
умение вести диалог, конструктивно разрешать конфликты.
Слайд 9Какие же требования выдвигаются сегодня к современному уроку обществознания?
Соответствие целевой
установки урока требованиям стандарта по обществознанию: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания; воспитание толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим принципам в многокультурном мире.
Оригинальный аспект учебного содержания, проблемный акцент и формулировка темы занятия, усиливающие личностную и социально-практическую значимость школьного предмета «Обществознание».
Наличие форм, приемов и средств познавательной деятельности, направленных на овладение живым знанием, личностное самоопределение, саморазвитие и самореализацию.
Общий план построения урока, гармонирующий с его ценностно-целевой установкой и содержанием.
Открытый и диалоговый характер урока, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к гуманитарным наукам, самообразованию и формированию собственной гражданской позиции.
Профессиональное использование научно-методических и педагогических терминов и понятий в разработке урока.
Слайд 10К наиболее распространенным технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:
Коммуникативные
(эвристическая беседа, диспут, проблемная лекция, технологии развития критического мышления, проблемно-ценностных дискуссий, интерактивные, информационные, технология «Дебаты»).
Игровые (ролевая игра, деловая игра).
Социально-деятельностные (технологии социальной пробы, коллективно-творческих дел, кейс-технология, проектная технология).
Слайд 11Коммуникативные технологии являются механизмом приобщения учеников к нормам и ценностям гражданского
общества, позволяют адаптироваться к условиям современных реалий, предполагающих умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свою точку зрения.
Данные технологии являются основой для формирования УУД, а также важнейших качеств, необходимых гражданину.
Слайд 12Игровые технологии формируют у учеников позитивное отношение к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом.
Социально-деятельностные
(технологии социальной пробы, коллективно-творческих дел, кейс-технология, проектная технология).
Слайд 13Г – горячо любит свою Родину
Р – радуется ее успехам
А –
активно стремится сохранить чистоту окружающей природы
Ж – желает сохранить мир
Д – дорожит именем Россиянин
А – адаптируется в социальной среде, принимает ее законы и осознанно отстаивает свои взгляды
Н – нуждается в поддержке и защите государства
И – использует все свои силы для процветания страны
Н – находит пути собственного становления