Слайд 1Система подготовки к ЕГЭ
по обществознанию
2017 – 2018 учебный год
Ступакова Нина Ивановна,
учитель истории и обществознания
МАОУ ШИЛИ
Слайд 2«Что может быть честнее и благороднее,
как научить других тому, что сам
наилучшим образом знаешь? ...»
Марк Фабий Квинтилиан (35 — 96 гг.) — римский оратор и теоретик
ораторского искусства,
крупный представитель
педагогической мысли.
Слайд 3Обществознание – самый массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило
крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на обучение по широкому спектру специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально – философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к
Слайд 4уровню подготовки выпускников (даже к достижению минимального балла (42) предъявляется
высокий уровень требований)!
Диагностика и постановка реалистичных целей в изучении предмета и подготовке к экзамену, освоение ключевых понятий обществоведческого курса и развитие метапредметных умений - три важнейших аспекта методики подготовки.
Слайд 5Этапы составления плана подготовки к ЕГЭ
1. Знакомство с государственными документами для
сдачи ЕГЭ (учитель, ученик, родители)
2. Анализ государственных документов (демоверсии, кодификатора и спецификации ЕГЭ)
3. Составление индивидуального плана учащегося для подготовки к ЕГЭ
4. Определение форм занятий и диагностики для подготовки: урок, дополнительные занятия с учителем, самостоятельная работа учащегося, дополнительные занятия за пределами школы, онлайн – консультации и вебинары.
Слайд 6Обязательная методическая работа учителя
Изучение документов ФИПИ
«Методические рекомендации для учителей,
подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ предыдущего года по обществознанию».
Слайд 7Реализация плана по подготовке к ЕГЭ
1. Анализ демоверсии, разбор всех заданий
2. Уч – ся предлагается диагностическая работа в начале учебного года в 10 классе
3. Анализ выполненной работы: определение количества набранных
баллов , выделение пробелов в знаниях, составление плана по их устранению.
Слайд 8Построение реалистичной индивидуальной траектории обучения
Подготовка предполагает:
изучение основных понятий курса;
изучение
основных идей курса;
систематизацию знаний.
Слайд 11Как правильно готовиться к экзамену?
Подготовка к ЕГЭ по любому учебному
предмету не может и не должна быть оторвана от изучения этого предмета в основной и средней школе.
Систематическое изучение предмета, а именно работа с учебным текстом, ответы на вопросы, выполнение разнообразных учебных заданий с использованием потенциала УМК, в совокупности будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена
Слайд 12 Объяснение материала провожу в проблемно-дискуссионном стиле, представляю различные точки
зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, использовались для анализа личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.
Слайд 13При выполнении экзаменационных заданий обращаю внимание выпускников на реалии своего
родного края, национальной культуры, так как включение этого материала в контекст обществоведческого курса способно обогатить его и сделать уроки обществознания более интересными.
Абсолютно нецелесообразно заменять выполнение учебных заданий по мере изучения конкретных тем обществоведческого курса решением типовых вариантов ЕГЭ!
Слайд 14Учебные задания позволяют пошагово формировать определенные предметные и метапредметные умения, отрабатывать
выполнение конкретных интеллектуальных операций, проводить «тонкую» диагностику дефицитов предметной подготовки обучающихся.
Рекомендую систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.
Слайд 15«Учимся писать мини – сочинение по обществознанию на «5»!
Мини
– сочинение по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки
В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является задание № 29 – написание мини – сочинения по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.
Упрощенная схема мини-сочинения такова: идея; рассуждения с использованием понятий, теоретических положений; примеры.
Слайд 16Требования к работе
При всем разнообразии подходов к технологии написания мини
– сочинения по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
2) соответствие содержания мини – сочинения заявленной проблеме;
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
Слайд 175) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения,
личного опыта;
6) логичность рассуждений выпускника;
7) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
8) соответствие мини – сочинения требованиям жанра и нормам русского языка.
К объёму мини – сочинения по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.
Слайд 20По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Подготовка к экзамену должны строиться
на основе учебников, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования (учебников из Федерального перечня). Таких УМК по обществознанию для старшей школы - три .
Слайд 21Практические выводы
Т.О, учитывая сложность модели экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию, применяя
творческий подход и наиболее оптимальную систему подготовки обучающихся, в последние годы добиваюсь высоких результатов на экзамене, открывая путь лицеистам в ведущие вузы России.