«Даже любовь не свела
с ума стольких людей,
сколько мудрствования
о сущности денег»
(У. Гладстон,
премьер-министр
Великобритании)
ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:- проанализировать
происхождение и функции
денег;
- развивать умение осущест-
влять межпрежметные
связи;
- формировать познавательный
интерес учащихся;
Слайд 3Понятия, которые должны усвоить
учащиеся:
Деньги;
Товарные и бумажные деньги;
Наличные и безналичные деньги;
Свойства денег;
Функции денег;
Слайд 4
«Деньги околдовывают людей. Деньги мучают людей, которые в поте лица зарабатывают
их. Люди придумывают самые оригинальные способы, чтобы раздобыть их и самые разнообразные, чтобы их растратить. Люди сделают почти все ради денег, а деньги сделают почти все ради людей.» (философ)
Слайд 5«Деньги являются единственным товаром, который не годится ни на что другое,
кроме как для того, чтобы от него избавиться. Они рождают ценность для вас только в процессе расставания с ними.» (экономист)
Слайд 6«Деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли.» (др.мудрец)
Вопрос :
Деньги – это моральная или материальная категория? Деньги – зло или добро?
Слайд 7Назовите пословицы о деньгах:
Примеры:
«Деньги не пахнут»
«Не в деньгах счастье»
«Не имей сто
рублей, а имей сто друзей»
«Не было ни гроша, да вдруг алтын»
«Копейка рубль бережет»
«Время-деньги»
«Подбивать бабки»
2) Интеллектуальная разминка
Слайд 82.
Вопрос:
Как вы понимаете,
что такое деньги?
Слайд 9ДЕНЬГИ- общепризнанное в экономическом отношении средство обмена (универсальный товар)
Слайд 102 теории возникновения денег:
Рационалистическая (вследствие соглашения между людьми)
Эволюционная ( деньги
возникают в процессе эволюции…)
Слайд 11Причины возникновение денег
Общественное разделение труда
Переход от натурального хозяйства к товарному
Необходимость регулярного
обмена
Облегчение обмена
Слайд 12 Виды денег:
1).Товарные деньги;
Примеры: в процессе исторической
эволюции роль денег выполняли различные товары:
У южных народов – раковины;
У славянских племен – скот, мех;
На о-ве Ява – большие каменные колеса;
В Исландии – сушеная рыба;
В Индии – жемчуг;
Слайд 142.).Деньги из драгоценных металлов;
Вопрос : В чем преимущества
денег из драгоценных металлов?
ПОДУМАЙТЕ:
почему бриллианты
не стали деньгами?
Слайд 153).Бумажные деньги (родина – Китай VIII,
XVII – США,
XVIII -Европа )
краткая характеристика бумажных денег:
- отношение к бумажным деньгам;
- реальная и номинальная стоимость бум. денег;
-сохранение связи бумажных денег с золотом;
- контроль над правом печатания;
Слайд 164). Безналичные деньги:
- кредитные карточки
-
чеки
- векселя
- электронные расчеты;
5). Международные деньги – СДР и евро
Слайд 17КАЧЕСТВА ДЕНЕГ
Стабильность
Портативность
Долговечность
Однородность
Делимость
Ликвидность
Слайд 18Задание (превентивное): назовите функции денег при их использовании
Получение зарплаты работником
Покупка товара за наличные деньги
Оплата коммунальных услуг
Муж прячет часть зарплаты от жены
Получение стипендии в ВУЗе
Родители подарили на день рождения 500 гривен
Помещение денег в банк
3. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
Слайд 19
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ:
1). Деньги
как средство обращения
«Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег».
«Деньги – универсальный язык, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели».
Слайд 202). Деньги – средство измерения или
мера стоимости (деньги
измеряют стоимость абсолютно всех товаров и услуг)
3). Деньги – средство сбережения
(наиболее удобная форма хранения богатства)
Вопрос: В чем преимущества денег?
Недостатки?
Слайд 214) Деньги как средство платежа (мера отложенных платежей – кредитные сделки).
5)
Мировые деньги- деньги, созданные международными организациями для осуществления расчетов между странами (Евро, экю..)
Слайд 22
Расположите в порядке ликвидности:
Загородный дом;
100-гривенная купюра;
Антиквариат;
Средства на депозите до востребования
Золотые украшения;
Автомобиль
новейшей марки;
Ваши носки 2005 года выпуска;
Слайд 25Уравнение Фишера
M × V ═ P × Q
М – количество денег
в обращении
V – скорость обращения денег
P – средние цены товаров и услуг
Q – объем товаров и услуг, продававшихся в течение определенного периода времени
Слайд 26Основные правила пользования деньгами
1. Рубль – единый законный платежный способ расчетов
в России
2. Не рассчитывайтесь иностранными денежными единицами (запрещено законом)
Слайд 27Деньги – не цель, а только способ достижения цели
Пересчитывайте деньги, не
отходя от кассы
Не выполняйте никаких денежных операций без подтверждающего документа
Слайд 286. Пользуйтесь банковскими платежными карточками
7. Богатство определяется не тем, сколько денег
вы зарабатываете, а тем, насколько хорошо вы можете прожить на заработанные деньги
8. Ведите учет своих денег
Слайд 299. Не тратьте денег больше, чем зарабатываете
10. Часть заработанных денег откладывайте
Слайд 33
Интеллектуальная разминка «Загадка»:
Ну что сказать о первом слоге
О нем известно, слава Богу,
Что он антоним слову «ночь»,
И привиденья гонит прочь.
Второй же слог – спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.
И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Слайд 35Сформулируйте понятие «деньги»;
ПОДУМАЙТЕ: Что лучше выполняет
функцию сбережения –
деньги или картина Рубенса?
Выполните задание: напишите на листочках. сколько денег вы хотели бы сейчас иметь?
И на что вы их потратите? Озвучьте…
Что вы планируете в будущем, чтобы такие деньги иметь?
III. Закрепление новых знаний
Слайд 36Составьте синквейн понятия «деньги».
Слайд 37Решение задач:
1).Зарплату выдали 11-ю тысячными купюрами, 11-ю сотенными купюрами и 11-ю
гривенными купюрами. Чему равна зарплата?
2).Что дороже: полкилограмма двугривенных или килограмм гривенников?
Слайд 38Загадки- шутки
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Как в результате больших финансовых
потерь стать миллионером?
Где сыр и колбаса всегда бесплатны;
Слайд 39Игра-лото
Раздать детям карточки-задания, которые состоят из двух частей: на одной название
денежной единицы, на друкгой – название произведений, в которых герои расплачивались этими денежными единицами. Задание – правильно соединить.
Денежные единицы: Произведения:
Эре Малыш и Карлсон
Пистоль Три мушкетера
Пиастр Остров сокровищ
Шиллинг Оливер Твист
Рубль Герой нашего времени
Слайд 40Нарисуйте рисунок к пословице «Деньги –крылья»