Слайд 2Происхождение понятий социальные ценности и нормы.
Понятие социальных ценностей и норм впервые
появилось в социологической науке благодаря М. Веберу. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстаёт осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии.
Слайд 3Изучением ценностей занимается наука аксиология (от греческого «аксиа»- ценность и «логос»
- слово, понятие, учение). Она входит в качестве принципиально важной составляющей в структуру ряда филосовско - социологических концепций.
В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего потребности материального производства.
Слайд 6
В настоящее время ряд видных социологов считают, что ценности являются основой,
придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения.
Анализ социальных ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы:
ценности благосостояния;
прочие ценности.
Слайд 7Ценности благосостояния.
Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием
для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.
Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.
Просвещенность- это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.
Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.
Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.
Слайд 8Прочие ценности
Прочие социальные ценности выражаются в действиях как данного индивида, так
и других. Наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность.
Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности.
Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.
Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие,
добродетель, справедливость и другие моральные качества.
Аффективность - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.
Слайд 13Признаки и классификации социальных норм
Признаки социальных норм:
регулируют типичные общественные ситуации (вид
общественных отношений);
являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).
Классификация социальных норм
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:
Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей.
Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.