Презентация, доклад урока -практикума по обществознанию на тему Нации и межнациональные отношения ( 8 класс)

Содержание

Проверка выполнения домашнего задания

Слайд 1


Слайд 2Проверка выполнения домашнего задания

Проверка выполнения       домашнего задания

Слайд 5Дайте определение понятию «ЭТНОС»

Дайте определение понятию «ЭТНОС»

Слайд 6ЭТНОСЫ – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием

общей исторической судьбы.
ЭТНОСЫ – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы.

Слайд 7Назовите характерные черты ЭТНОСА

Назовите характерные черты ЭТНОСА

Слайд 8
Черты этноса
Семейно-бытовое
поведение
Язык нации,
народности
Общая
историческая судьба
Специфическая материальная
и духовная культура
Нормы

повседневного
поведения
Черты этносаСемейно-бытовое поведениеЯзык нации, народностиОбщая историческая судьбаСпецифическая материальная и духовная культураНормы повседневного поведения

Слайд 9ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – это исторически сложившаяся на определённой территории общность людей.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – это исторически сложившаяся на определённой территории общность людей.

Слайд 10Назовите виды этнических общностей

Назовите виды этнических общностей

Слайд 11




Виды этнических общностей
род
племя
народность
нация

Виды этнических общностейродплемянародностьнация

Слайд 12 Что такое нация?
Как определяется национальность?

Что такое нация? Как определяется национальность?

Слайд 13Назовите признаки НАЦИИ

Назовите признаки НАЦИИ

Слайд 14Признаки нации
Единая раса
Язык
Религия
Черты солидарности
Единые ценности
Привычки

Признаки нацииЕдиная расаЯзык Религия Черты солидарностиЕдиные ценностиПривычки

Слайд 15НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ  Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа.

Слайд 16Виды этнических общностей

Виды этнических общностей

Слайд 17Подумай
Как вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Готхольда Лессинга:
«Я вполне убежден, что

ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими».

ПодумайКак вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Готхольда Лессинга:«Я вполне убежден, что ни один народ в мире не

Слайд 18Назовите тенденции развития НАЦИЙ

Назовите тенденции развития НАЦИЙ

Слайд 19Основные тенденции развития наций
Межнациональная дифференциация – процесс разъединения
Межнациональная интеграция – процесс

постепенного объединения различных этносов

Самоизоляция в целом
Протекционизм в экономике
Национализм в различных формах в политике и культуре
Религиозный фанатизм

Экономические и политические союзы
Международные и культурные центры
Взаимопроникновение религий, культур, ценностей
Транснациональные корпорации (ТНК)

Межнациональный конфликт

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Основные тенденции развития нацийМежнациональная дифференциация – процесс разъединенияМежнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносовСамоизоляция в целомПротекционизм

Слайд 20Национальные конфликты
По поводу спорных территорий
Из-за изгнания народа со своей
территории и

возвращения
депортированного народа на
свою историческую родину

Из-за произвольного изменения
административных границ

По поводу отсутствия у народа
национальной государственности
и ее расчлененности между
другими государствами

Между этническим большинством
и компактно проживающим
меньшинством

Из-за насильственного включения
территории народа в соседнее
государство

Национальные конфликтыПо поводу спорных территорийИз-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую

Слайд 21Работа с новыми понятиями

Работа с новыми понятиями

Слайд 22
НАЦИОНАЛИЗМ (фр. nationalisme) —идеология и политика, в основе которых - идеи национальной

исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества.
.
НАЦИОНАЛИЗМ (фр. nationalisme) —идеология и политика, в основе которых - идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации

Слайд 23ФОРМЫ НАЦИОНАЛИЗМА
1
2
3
4
5

ФОРМЫ НАЦИОНАЛИЗМА12345

Слайд 24ШОВИНИЗМ – это крайняя, агрессивная форма национализма. ДИСКРИМИНАЦИЯ – умаление (фактически или

юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания.
ШОВИНИЗМ – это крайняя, агрессивная форма национализма.  ДИСКРИМИНАЦИЯ – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы

Слайд 25СЕГРЕГАЦИЯ – это политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому

или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
СЕГРЕГАЦИЯ – это политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм

Слайд 26АПАРТЕИД – крайняя форма расовой дискриминации, лишение определённых групп населения в

зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
АПАРТЕИД – крайняя форма расовой дискриминации, лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических,

Слайд 27ГЕНОЦИД – тягчайшее преступление против человечества, истребление отдельных групп населения по

расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
ГЕНОЦИД – тягчайшее преступление против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам,

Слайд 28А.Гитлер придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью

государственной политики уничтожение еврейского народа. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно и уничтожено в лагерях смерти около 6 млн. человек – почти половина еврейского народа.
А.Гитлер придя к власти в Германии  в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского народа.

Слайд 29
Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям
Расизм – существование неравноценных рас, делящихся

на высшие и низшие
Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей
Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим»
Сепаратизм - это требования суверенитета и независимости для этнической группы
Холокост - систематическое массовое истребление евреев в нацистских концлагерях.
Юдофобия – ненависть к евреям.


Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреямРасизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшиеАфроцентризм – идея

Слайд 30Уважение, доверие, готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми любой национальной принадлежности,


стремление понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения- это Толерантность.


Уважение, доверие, готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми любой национальной принадлежности, стремление понимать и принимать их культурные

Слайд 31ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 32Тест Нации и межнациональные отношения

Тест Нации и межнациональные отношения

Слайд 33Самый ранний тип этноса

1) народность

2) нация
3) племя
4) классы

3

Самый ранний тип этноса     1) народность     2) нация

Слайд 34Отличительный признак этноса – это …
1) единое экономическое

пространство
2) наличие единого языка
3) единая политическая система
4) общее законодательство

2

Отличительный признак этноса – это …   1)	 единое экономическое пространство   2)	 наличие единого

Слайд 35Характерным признаком любого вида этнической группы является
1) общность аппарата управления

2) наличие общей территории
3) единое экономическое пространство
4) общая система ценностей

4

Характерным признаком любого вида этнической группы является  1)	общность аппарата управления  2)	 наличие общей территории

Слайд 36Представители одной этнической общности обязательно
1) проживают в одной

стране
2) имеют одинаковый цвет глаз
3) придерживаются одной идеологии
4) имеют общее самосознание

4

Представители одной этнической общности обязательно   1) проживают в одной стране   2) имеют одинаковый

Слайд 37
5. Что из перечисленного можно назвать межнациональным конфликтом?
1) события в конце ХХ

века в Нагорном Карабахе 2) Февральская революция в России 1917 года 3) восстание декабристов в Петербурге 4) противостояние нестяжателей и иосифлян в XVI веке

1

5. Что из перечисленного можно назвать межнациональным конфликтом?1) события в конце ХХ века в Нагорном Карабахе 2) Февральская

Слайд 38
6. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлеж­ность к одной этнической общности, разделяющих

общее название и элементы культуры, говорящих на одном язы­ке, называется
1) расой 2) народом 3) племенем 4) гражданством

2

6. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлеж­ность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих

Слайд 39
7. Немногочисленные этнические общности, характерные для первобытно-общинного этапа развития человечества, называются
1) нации 2)

классы 3) племена 4) сословия

3

7. Немногочисленные этнические общности, характерные для первобытно-общинного этапа развития человечества, называются1) нации 2) классы 3) племена 4) сословия3

Слайд 40
8. Какая социальная группа выделена по этносоциальному признаку?
1) якуты
2) военные 3) тюменцы
4) женщины

1

8. Какая социальная группа выделена по этносоциальному признаку?1) якуты2) военные 3) тюменцы4) женщины1

Слайд 41
9. Действия, направленные на полное или частичное унич­тожение национальной, этнической, расовой или

религи­озной группы путём убийства членов этой группы, причи­нения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной пере­дачи детей, насильственного переселения либо иного соз­дания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы
1) экоцид 2) геноцид 3) ксенофобия 4) национализм

2

9. Действия, направленные на полное или частичное унич­тожение национальной, этнической, расовой или религи­озной группы путём убийства членов этой

Слайд 42
10. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в

другой стране
1) диаспора 2) идиома 3) этнос 4) племя

1

10. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране1) диаспора 2) идиома 3)

Слайд 43
11. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чу­жую культуру и

полностью утрачивает свою, называется
1) ксенофобией 2) ассимиляцией 3) дискриминацией 4) национализмом

2

11. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чу­жую культуру и полностью утрачивает свою, называется1) ксенофобией 2)

Слайд 44
12. Проповедь национальной исключительности и националь­ного превосходства, направленная на разжигание нацио­нальной вражды

и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации
1) ксенофобия 2) ассимиляция 3) дискриминация 4) национализм

4

12. Проповедь национальной исключительности и националь­ного превосходства, направленная на разжигание нацио­нальной вражды и натравливание одной нации на другую

Слайд 45
13. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому обра­зу жизни называется
1) ксенофобией 2) толерантностью 3)

ассимиляцией 4) этногенезом

2

13. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому обра­зу жизни называется1) ксенофобией 2) толерантностью 3) ассимиляцией 4) этногенезом2

Слайд 46
14.Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3)

конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления

1

14.Что является характерным признаком нации?1) общность исторической памяти2) наличие политической системы3) конкурентоспособность4) наличие аппарата управления1

Слайд 47
15.К этническим общностям относятся
1)общины


2) элиты
3) маргиналы
4) народности

4

15.К этническим общностям относятся1)общины            2) элиты

Слайд 48
16.Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным

сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется
1) межнациональной дифференциацией 2) международной интеграцией
3) культурным плюрализмом
4) межнациональным конфликтом

2

16.Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в

Слайд 49
17.Один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве:
1) последовательное на­ра­щи­ва­ние

во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства
2) компактное рас­се­ле­ние людей одной на­ци­о­наль­но­сти в пре­де­лах мно­го­на­ци­о­наль­но­го государства
3) обеспечение прав и сво­бод всех граж­дан не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной принадлежности
4) создание на­ци­о­наль­но од­но­род­ных государств

3

17.Один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве:1) последовательное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства2) компактное рас­се­ле­ние людей

Слайд 50
18.Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?
1) общность профессиональных

интересов
2) сходный уровень дохода и качества жизни
3) общность исторического опыта, исторической памяти
4) принадлежность к единой возрастной группе

3

18.Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?1) общность профессиональных интересов2) сходный уровень дохода и качества

Слайд 51
19.К культуре межнациональных отношений не относится:
1) реализация прав и свобод лиц

любой национальной принадлежности
2) уважение национального самосознания
3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации
4) проявление национального недоверия

4

19.К культуре межнациональных отношений не относится:1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности2) уважение национального самосознания3)

Слайд 52
20.Национальные конфликты можно исключить или смягчить:
1) соединив принципы национально-территориальной и национально-культурной

автономии
2) запретив использование национального языка
3) оправдывая все хорошее и плохое, что было в исто­рии народа
4) используя силовые методы решения межнациональ­ных конфликтов

1

20.Национальные конфликты можно исключить или смягчить:1) соединив принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии 2) запретив использование национального языка3)

Слайд 53
21.Разделение людей на «высшие» и «низшие» расы:
Колониализм
Апартеид
Расизм
антисемитизм
3

21.Разделение людей на «высшие» и «низшие» расы:КолониализмАпартеидРасизмантисемитизм3

Слайд 5422.Массовое истребление евреев в нацистских концлагерях:
Юдофобия
Холокост
Антисемитизм
Геноцид
2

22.Массовое истребление евреев в нацистских концлагерях:ЮдофобияХолокостАнтисемитизмГеноцид 2

Слайд 55
23.Национальная гордость провозглашает принцип:
«Все свое — хорошо, все чужое —

плохо»
2) «Молодежь должна знать историю только своего народа»
3) «Черные страницы своей истории лучше забыть»
4) «Другие народы тоже имеют право на национальную гордость»

4

23.Национальная гордость провозглашает принцип: «Все свое — хорошо, все чужое — плохо» 2) «Молодежь должна знать историю

Слайд 56
24.Верно ли, что:
а) причиной национальных противоре­чий часто бывают территориальные претензии;


б) нацио­нальные противоречия периодически возникают в разных странах?
верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3

24.Верно ли, что: а) причиной национальных противоре­чий часто бывают территориальные претензии; б) нацио­нальные противоречия периодически возникают в

Слайд 57
25.Какие из перечисленных социальных групп относятся к этническим?
1)каста
2) гражданство
3)

нация
4) народность
5) сословие
6) племя

345

25.Какие из перечисленных социальных групп относятся к этническим?1)каста 2) гражданство 3) нация 4) народность 5) сословие 6)

Слайд 58
26. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие

«этнос». Народ, нация, народность, племя, группа, раса. Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

группа

26. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «этнос». Народ, нация, народность, племя, группа,

Слайд 5927.Учитель на уроке обществознания характеризовал племя и нацию. Сравните эти две

социальные общности. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а  во вторую колонку – порядковые номера  черт отличия.
1)относится к этнической общности
2)является ступенью в формировании этносов
3)включает различные роды и кланы
4)объединяется устойчивыми экономическими связями
ЧЕРТЫ СХОДСТВА...ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ...

1324

27.Учитель на уроке обществознания характеризовал племя и нацию. Сравните эти две социальные общности. Выберите и запишите в

Слайд 60
 28.Найдите в приведённом списке субъекты Российской Фе­дерации, чьи названия произошли от

названия титульной нации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Курская область 2) Чукотский автономный округ 3) Республика Татарстан 4) Республика Башкортостан 5) Иркутская область 6) Красноярский край 7) Приморский край 8) Еврейская автономная область

2348

 28.Найдите в приведённом списке субъекты Российской Фе­дерации, чьи названия произошли от названия титульной нации, и запишите цифры,

Слайд 61Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан.

Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.


Составьте верные утверждения по гистограмме

Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан.

Слайд 62Дайте определения терминов:
Физическое истребление населения по национальным, религиозным и другим признакам.

Законодательно закрепленная расовая дискриминация.

Крайняя агрессивная форма насилия.

Навязчивая неприязнь к «чужим».




Ущемление прав человека.



Терпимость.


Геноцид -




Апартеид -


Шовинизм -


Ксенофобия -


Дискриминация -

Толерантность -

Дайте определения терминов:Физическое истребление населения по национальным, религиозным и другим признакам. Законодательно закрепленная расовая дискриминация. Крайняя агрессивная

Слайд 63Проблемное задание
Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по

оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку:
а) действий и позиций тех, кто установил плакат;
б) тех, кто спокойно проезжал мимо;
в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги;
Приведите примеры межнациональных конфликтов
Проблемное заданиеВесной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на

Слайд 64Помните:
- природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и

правах;
- нет наций плохих или хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки;
- национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

Помните:- природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;- нет наций плохих или хороших,

Слайд 65ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В тетради написать по одному примеру межнационального конфликта (дата, место,

участники, результат) и межнационального сотрудничества

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕВ тетради написать по одному примеру межнационального конфликта (дата, место, участники, результат) и межнационального сотрудничества

Слайд 66Написать в тетради мини-эссе
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой

собственный» (Н. Добролюбов).­


Раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. 


Написать в тетради мини-эссе«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть