Слайд 2Вопросы урока:
Естественно- научные и социально-гуманитарные знания.
Классификация социально-гуманитарных наук.
Социология, политология, социальная психология
как общественные науки.
Слайд 4Естественно-научные и социально-гуманитарные знания
Слайд 5Классификация социально-гуманитарных наук
Слайд 7Философия ? как общественная наука
Слайд 8 Философия- «любовь к
мудрости»
Ввёл Пифагор «мудрость во всей полноте -достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней»
Философы- те, кто стремятся к мудрости.
Философия- особая форма общественного сознания
Слайд 9Отличительные особенности философского учения:
Системность
Логичная обоснованность (непротиворечивость)
Всеобщность положений и выводов.
Зародилась философия более
2,5 тысяч лет назад
Слайд 10Сходство и различия науки и философии
Слайд 11Сходство и различия науки и философии
Слайд 12Прокомментируйте высказывания:
«Философия- не школьная наука, её изучать слишком рано…»
«Философия-это слишком
сложно…»
«Философия бесполезна»
«Философии, как и искусству, нельзя научить»
Д/з § 1.
Слайд 13«Пытаясь охватить мир сегодняшний , мы черпаем из словаря , сложившегося
в мире вчерашнем»
Антуан де Сент-экзюпери
Человек и общество первых философских учениях.
Слайд 14Мифологическое сознание
Мифология- исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
Основные идеи
древних мифов:
Идея творения- мир создан существом-богом;
Идея развития- мир постепенно развивался из хаоса
Слайд 15Основные тематические циклы мифов:
Космогонические мифы- мифы о происхождении человека и человеческого
общества;
Мифы о культурных героях- мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ
Эсхатологические мифы-мифы о конце света, конце времён.
Слайд 16Древнеиндийская философия
Источники прафилософии Древней Индии-
Веды- сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов,
изречений, жертвенных формул
-Ригведа-сборник гимнов (1017)
-Брахманы
-Шатапатхабрахмана (Брахмана сто путей)
-Упанишады-философское воззрение индусов
Слайд 17Философские древнеиндийские школы
Буддизм
Джайнизм
Санкхья
Йога
Вайшешика
Ньяя
Миманса
Веданта
Дыхание
Вселенная
Начало творению положило жертвоприношение. Космический вулкан Пуруша был разделён на части и стал источником жизни для всех живых существ
Слайд 19 Мир вселенной наполнен
людьми животными
духами
Какое место занимали люди в этом мире?
1.Мир богов
2.Мир людей
3.Мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.
Буддизм
Четыре благородные истины:
1.Существование человека неразрывно связано со страданиями.
2.Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
3.Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды
4.Путь. Ведущий к устранению страданий- восьмеричный путь: правильное суждение, решение, речь, жизнь, стремление, внимание, сосредоточение, отвергается как жизнь, посвящённая чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.
Слайд 21Древнекитайская философия
Философские школы:
Даосизм
Конфуцианство (в форме «Беседы и суждения»)
Моизм
Легизм
Слайд 22Конфуцианство . Основные идеи учения
1.Личность не для себя, но для
общества
2.Изначальное понятие-порядок
3.Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей
4.Порядок называется добродетелью
5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности
6.Чтобы быть человечным, следуй правилам:
Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь
Чего не желаешь себе, того не делай другим
Слайд 237.Философ отождествлял общество с государством
8. В правильном государстве (семье) отношения регулируются
моральными нормами.
9. Принцип справедливости и исправности.
Слайд 24Особенности философского мировоззрения
Опирается не на фантазию, а на знания
Переход от восприятия
мира в форме образов к его отражению в форме понятий
Истина не сообщается, а познаётся
Свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Слайд 27Философия платона (идеал справедливого общества)
Руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди
Основной принцип-справедливость
Люди
делятся на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники.
Частная собственность –источник зла и несправедливости.
Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живёт для процветания государства.
Слайд 28Три стадии общественного развития по Платону
1.Династия (властью распоряжаются старейшины родов)
2.Аристократия (выборная
власть, появление государства)
3. Идеальное государство, которым правят мудрецы- философы, частная собственность только для низших слоёв –земледельцев и ремесленников.
Слайд 29Учение аристотеля
Понятие общество шире, чем понятие государство
Обширный слой собственников- условие стабильности
общества и государства
Правильные государства- монархия. Аристократия, демократия
Неправильные –тирания, олигархия, охлократия
Идеал государства- полития (смешанное государство)
Не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан
Слайд 30В каком из идеальных государств Платона или Аристотеля вы бы хотели
жить? Почему?
Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в своё время произнёс фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»
Домашнее задание:§ 2, с.25 № 3 письменно, работа с источником –письменно.
Слайд 31Философия Средневековья
Особенность- связана с христианским вероучением, с религиозными монотеистическим мировоззрением.
Источник для
размышлений- Священное Писание
Слайд 32Периоды философии средневековья
Патристика (V –VIIIвв.)–система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и
разрабатывающих идеи христианства .
Деятели: Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст
Слайд 33Схоластика (VI – XVвв.)-система теолого-философских взглядов, целью которой является рациональное, опирающееся
на доводы разума обоснование веры.
Деятели: Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский
Слайд 34Средневековую философию отличает
Теоцентризм мировоззрения
Принцип креационизма
Принцип провиденцианизма
Основной способ познания мира- мистический. Через
божественное откровение
Слайд 35Учение аврелия августина
Разработал теорию гармонии веры и разума
Человек приобщается к
вере через нерациональные источники: чувства, желания, но есть путь рациональный- через мышление, философствование
Необходимо сочетать, но вера не должна зависеть от разума
«Верую, чтобы понимать»
Слайд 36Учение Фомы аквинского-официальная доктрина католической церкви
Вера не должна противоречить разуму,
некоторые положения веры могут быть доказаны
Пять доказательств веры:
1. Всё в движении- перводвигатель Бог
2.Бытие-совокупность причинно-следственных связей, первопричина- Бог
3.Мир подчинён законам. Первый закон создал Бог
4.Мир устроен иерархаично. Абсолютным совершенством является Бог
5.Мир един, его развитие направлено на достижение определённых целей. Источником целесообразности выступает Бог
Слайд 37Место и роль человека
Исключительная роль человека
Человек венец творения Бога, конечная цель
и он господствует на Земле
Божественные качества человека-разум и воля
Первые люди совершили грехопадение, их потомки несут след грехопадения и имеют двойную природу
Человек с божественной помощью может преодолевать свои греховные наклонности
Промысел Божий в том, чтобы праведники трудились во спасение мира и человека
Слайд 38Кризис средневековой философии
Роджер Бэкон
XIII в.
Разум не есть вера
У. Оккам
XIV в.
Реальность Бога
нельзя доказать
М. Лютер
XVI в.
Критика церкви
Последствия: гуманизм,
успехи в развитии наук,
поиски светских обоснований
Слайд 42Марксистское учение
Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию
Решающая роль материального
производства в жизни общества
Необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил
Определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений
Неизбежность перехода к другой формации в результате классовой борьбы и социальной революции
Слайд 43Социально-философская мысль XXв.
Слайд 44Домашнее задание
§ 3, работа с источником- письменно (с.37-38)