Слайд 1 ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ДЛЯ 11 КЛАСС
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
Слайд 2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
На современном этапе
определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный спецкурс поможет учащимся 11 классов подготовиться к выполнению данного задания на ЕГЭ.
Слайд 3 НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
в логике построения
учебного материала, формирующего навыки нестандартного подхода к раскрытию проблемы, удивляющего гибкостью своего мышления;
в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно;
Слайд 4 НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
в акцентировании внимания
на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
в систематизации заданий для постепенного накопления умений, осмысления авторского высказывания, создания текста с опорой на образец, написание собственного текста.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Теоретические:
использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме;
указывание точек зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику;
Слайд 6 ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
умение
убедительно обосновывать аргументы ;
умение выражать собственное мнение по заявленной проблеме,
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения,
логично и образно излагать свои мысли,
создавать собственное письменное высказывание по алгоритму:
формулировать вывод.
Слайд 8 ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ КАК ЗАДАНИЯ
От всех
видов текстов, встречающихся на письменных экзаменах и олимпиадах, эссе отличается объёмом от двух до четырёх страницах. И уже это факт делает его не только самым сложным, но, как правило, и самым дорогим заданием.
В то же время количественное отличие порождает и особую специфику эссе, о которой и пойдёт речь в презентации.
Слайд 9 ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ КАК ЗАДАНИЯ
Прежде всего, большой объём
материала предъявляет повышенные требования к его организации. Поэтому первый вопрос, который будет рассмотрен – это вопрос о правилах написания эссе и методах отработки соответствующих навыков.
Большой объём текста предъявляет серьёзные требования к его содержательному наполнению. Поэтому каким образом мобилизовать имеющиеся знания, а также как их применить для решения поставленной в теме проблеме - это второй вопрос.
Слайд 10ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Тезис
Аргумент
Доказательство
Пояснение или пример
Вывод.
Слайд 11
ТЕЗИС
Основная мысль, которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради
которого пишется вся работа, и если она отсутствует, то последняя превращается в «разговор ни о чём».
«Тезис –всему голова» - таков должен быть ваш исходный принцип при построении любого нехудожественного текста.
Слайд 12
ТЕЗИС
Чаще всего его формулировка занимает малый процент от общего объёма
эссе- одно-два предложения, и чаще он пишется не в начале текста, а в конце. Но при его отсутствии вся работа распадается, теряет общий смысл.
Слайд 13
ТЕЗИС
Сформулируйте тезисы к следующим темам:
Глобализация – противоречивый процесс;
Социальное равенство и
неравенство : за и против;
Факторы, тормозящие в современном обществе социальную мобильность;
Межэтнические конфликты в третьем тысячелетии: в чём причина?
Слайд 14ТЕЗИС
Правило: сформулировав базовый тезис своего эссе, постарайтесь разбить его на
более мелкие, самостоятельные утверждения. Проделав такую процедуру, к каждому их них в отдельности следует выстраивать свою самостоятельную цепочку аргументов.
Слайд 15ТЕЗИС
Тема: Межэтнические конфликты в третьем тысячелетии: в чём причина?
Основной тезис: причины
межэтнических конфликтов сегодня имеют как исторические корни, так и порождены особенностями современного глобального мира.
Т1. Некоторые современные межэтнические конфликты своими корнями уходят в далёкое прошлое.
Слайд 16ТЕЗИС
Т2. Некоторые современные межэтнические конфликты являются одним из результатов процесса глобализации,
происходящего в условиях специфического для капитализма неравномерного развития наций и народов.
Слайд 17АРГУМЕНТЫ
Тезис сам по себе, даже правильно сформулированный, не позволяет заработать высокие
баллы. Всё, что оценивается в критериях как «раскрытие темы на теоретическом уровне», «аргументирована собственная позиция» связано с аргументацией.
Это цепочка рассуждений, призванных обосновать высказанный тезис. Его цель – убедить проверяющего в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Однако связь тезиса и аргумента не всегда лежит на поверхности и чтобы её раскрыть возникает потребность в доказательстве.
Слайд 18АРГУМЕНТЫ
Правило: к любому тезису обязательно должны быть приведены несколько аргументов (2
-3). В тоже время бывают ситуации, когда необходимость в формировании самостоятельных доказательств к аргументам отсутствует.
Слайд 19ВИДЫ АРГУМЕНТОВ
1. Логические (данные статистики, наблюдений, результаты соцопросов, положения официальных документов,
положения научных теорий).
2. Ссылки на авторитет (цитаты из книг, статей, учебников; высказывания известных учёных, сообщения очевидцев, слова которых заслуживают доверия).
Слайд 20ВИДЫ АРГУМЕНТОВ
3. Иллюстративные (конкретные примеры из жизни, их художественной литературы, предположительные
примеры.)
Самыми лучшими и адекватными аргументами обществоведческого текста являются аргументы первого типа. Именно их использование открывает широчайший простор для раскрытия теоретического потенциала автора, для творческого применения полученных в ходе изучения предмета знаний.
Слайд 21
ПРИВЕДИТЕ АРГУМЕНТЫ К ТЕЗИСАМ
1. Западные ценности неприемлимы на российской почве.
2. Бесполезно
стремиться к достижению социального равенства.
3. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания.
4.Конфликт всегда вреден для коллектива.
Слайд 22
ПРИВЕДИТЕ АРГУМЕНТЫ К ТЕЗИСАМ
5.Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведения.
6.Угрызение совести мучает
только людей, совершивших безнравственный поступок.
Слайд 23ПРИМЕРЫ В ЭССЕ, ИХ КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО
Это способ пояснить свою мысль,
упростить её понимание для читателя, на конкретном уровне сделать её более ясной и доступной. Удачно приведённый пример может порой на эмоциональном, бессознательном уровне склонить мнение взыскательного или скептически настроенного читателя в сторону автора текста.
Слайд 24ПРИМЕРЫ В ЭССЕ, ИХ КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО
Правило: иллюстрируя свою позицию, в
первую очередь следует стремиться привести примеры из социологических текстов и теорий; на втором месте идут примеры их художественной литературы и истории; и только в последнюю очередь следует прибегать к конструированию собственных вымышленных, «предположительных» примеров.
Слайд 25 ВЫВОД
Это важнейший элемент эссе. Сформулировав вывод, необходимо оценить объём
его содержания. В правильно сформулированном выводе должны быть резюмированы основные положения, обоснованные и доказанные в тексте.
Хотя стоит в конце текста, он не должен формироваться по «остаточному принципу». Даже в том случае, если на полное и адекватное раскрытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно.