Слайд 1Проектная деятельность как метод формирования общекультурной компетенции
Матыцина Л.А.
9 января 2018 года
Слайд 2Вызовы современного общества
Будущий гражданин должен обладать такими общекультурными компетенциями как:
Владение культурой
мышления
Способностью к обобщению и анализу, восприятию информации
Постановке цели и выбору путей ее достижения
способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества
Готовность к взаимодействию с партнерами
Способность работать с информацией в условиях ИКТ
Способность принимать решения и нести ответственность
Слайд 3О компетенции
Общекультурные компетенции являются универсальными, надпредметными, способствуют формированию профессиональной культуры человека
в целом.
Они являются индикатором приобщения личности к общечеловеческим ценностям. Без сомнения работа в этом направлении очень важна.
Слайд 4Общекультурные компетенции
ОК1 – ученик способен аргументированно, логически верно строить устную и
письменную речь;
ОК2 – готов к сотрудничеству и взаимодействию с коллективом;
ОК3 – владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению информации, постановке целей и задач, выбору путей и способов их решения;
ОК4 – способен понимать значение культуры как формы человеческого бытия, руководствуется принципами толерантности, диалога, бережно относится к историческому и культурному наследию;
ОК7 – способен понимать сущность и значение информации;
ОК14 – способен осознавать значимость своей будущей профессии.
Слайд 5Возможности метода проекта
В образовательной практике имеется широкий выбор интерактивных приемов и
методов, так называемые АМО – активные методы обучения. Все они обладают хорошим потенциалом для формирования компетенций. Среди них хорошо вам знакомые эвристическая беседа, мозговой штурм, ролевые и деловые игры, тренинги, дебаты, кейс-метод, групповая работа с иллюстративным материалом, метод проекта.
Метод проекта является самым эффективным способом, поскольку сам по себе проект представляет совокупность учебно-познавательных приемов.
Исключаются методы принуждения к учению
и используются способы вовлечения детей в
общий процесс учения;
Формируется личная ответственность за свой интеллектуальный уровень;
Обеспечиваются "опоры", позволяющие даже самым слабым ученикам продвигаться в учении;
Создаются условия для учета разнообразных способностей учеников;
Опираются на "крупные блоки» в обучении, что позволяет ученикам усваивать сущностные понятия, взаимосвязи без увеличения объема материала при резком снижении нагрузки на ученика;
Используются групповые и индивидуальные формы обучения и контроля.
Слайд 8Как мы работаем
этап – постановка проблемы
Техника ПОПС (Позиция, Обоснование, Подтверждение,
Следствие).
Например, у вас есть небольшие тексты. Выполните следующий алгоритм:
прочитайте документ;
выделите основную мысль, начиная ее словами «Я считаю, что…»;
аргументируйте ваш выбор, начиная предложение «Потому что…»;
приведите примеры, факты «Я могу это подтвердить ….»;
сделайте вывод «Следовательно…». Учтите, что вывод не должен противоречить первому высказыванию.
Слайд 9Пример текста
Громадные расходы России на Крымскую и Кавказские войны серьезно подрывали
экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие скота и фуража, рост повинностей разоряли население. «Масла в огонь» подливала и сама верховная власть, вынужденная искать необычные пути пополнения войск. Так про Указ 1854 года ходила молва, что в армию будут призывать всех охотников, а их семейства навсегда освободят от крепостного состояния, и даже от рекрутства. Хотя данный Указ касался только нескольких губерний и цель его – создать резервную гребную флотилию.
После Крымской войны крестьяне устремились в Крым, где, по слухам, они освобождались от крепостного права. Все чаще возникали крестьянские волнения во всех губерниях европейской части России. Над страной нависла угроза новой «пугачевщины».
Крымская война выявила экономическую отсталость России, в вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания ее в разряд второстепенных держав.
Слайд 10Работа с понятиями
Для адекватного осмысления ситуации на основе культурных образцов
понимания необходимо овладевать новыми словами, понятиями, категориями. Это наиважнейший элемент ОКК.
В проектной деятельности учащиеся встречают много новых слов, и даже словари им не всегда помогают достигать понимания этих слов в конкретных ситуациях. Используем прием широко известный как СИНКВЕЙН. Организация проектной работы позволяет выделить больше времени, так как планируется эта работа отдельным этапом. Он называется «Составление ГЛОССАРИЯ». Учащиеся по другому оценивают важность упражнения СИНКВЕЙН, потому что он им поможет выполнить одну из обязательных частей описания проекта.
Слайд 11Правила составления СИНКВЕЙНА
- существительное
– 2 два слова в форме
прилагательного
– 3 слова глагольной формы
– предложение из 4 слов
– заключение в форме существительного (не должно противоречить слову в первой строчке
Слайд 12СИНКВЕЙН – стихотворение из пяти строк
Форум
Шумный, интересный
Развлекает, развивает,
веселит
Хорошее место для знакомства
Общение
Слайд 13«Шесть шляп мышления» (swort-анализ)
Белая шляпа – направляет внимание на информацию (нас
интересуют только факты).
Черная шляпа – все представляет в черном цвете, все критикует, все подвергает сомнению, ко всему придирается.
Желтая шляпа – она оптимист, она ищет только положительные стороны, перспективы.
Зеленая шляпа – шляпа творческого поиска, анализирует достоинства и недостатки, ищет новые подходы, пути решения.
Красная шляпа – выражает только эмоции. Ведущий только на 30 секунд разрешает надеть красную шляпу, чтобы выпустить пар.
Синяя шляпа – управляет процессом мышления, стремится направить действия всех участников к единой цели. Синюю шляпу всегда носит руководитель
Слайд 14Итоги, защита проекта
публичная защита – презентация
обсуждение
экспертиза
оценивание
выдвижение новых проблем
написание статьи
Слайд 15 Вы — главный проектировщик своей жизни, независимо от того, понимаете
вы это или нет
(Роббинс Энтони - (род. 1960 ) - американский писатель, предприниматель, занимающийся темой саморазвития, профессиональный оратор)