Презентация, доклад выступления на педсовете ТРИЗ на уроках обществознания

Содержание

Приём «Хорошо-плохо» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия

Слайд 1 ТРИЗ на уроках обществознания

ТРИЗ  на уроках обществознания

Слайд 2Приём «Хорошо-плохо»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности

учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Приём «Хорошо-плохо»  Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о

Слайд 3 Вариант 1
Учитель задаёт объект или ситуацию.

Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задаёт объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Приём «Хорошо-плохо»

Вариант 1  Учитель задаёт объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и

Слайд 4 Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и

покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа-продавца, а «минусы» – с позиции персонажа-покупателя.
Вариант 4
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Приём «Хорошо-плохо»

Вариант 3  Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то

Слайд 5
«Прокуроры»: политика государства в области экономики истощает природные ресурсы,

порождает кризисы и инфляцию.
«Адвокаты»: государство создаёт общественные блага, стимулирует экономический рост, защищает отечественных производителей.
«Судьи»: хотя ресурсы природы и истощаются, государство создаёт систему рационального ресурсопользования; государство борется с инфляцией и экономическими кризисами с помощью денежно-кредитной и налогово-фискальной политики.


Экономика и государство (11 класс)

«Прокуроры»: политика государства в области экономики истощает природные ресурсы, порождает кризисы и инфляцию.«Адвокаты»: государство создаёт

Слайд 6Приём «Ромашка Блума»
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит

определённый тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Приём «Ромашка Блума»«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. Таким образом, шесть

Слайд 7Тема
Простые вопросы.
Что? Как? Когда?
Уточняющие
вопросы.
Правильно ли я понял?
Объясняющие
вопросы.


Почему?

Творческие вопросы.
Что было бы?

Оценочные вопросы.
Что хорошо?
Что плохо?

Практические
вопросы.
Как можно применить?

ТемаПростые вопросы. Что? Как? Когда?Уточняющие вопросы. Правильно ли я понял?Объясняющие вопросы. Почему?Творческие вопросы. Что было бы?Оценочные вопросы.

Слайд 8Потребности
Что такое потребности?
Если я правильно понял, то потребности человека делятся на

группы?

Почему потребности являются безграничными?

Что было бы, если в обществе отсутствовали духовные потребности ?

Чем отличаются вторичные потребности от первичных?

Где и когда мы можем столкнуться с потребностями человека?

ПотребностиЧто такое потребности?Если я правильно понял, то потребности человека делятся на группы?Почему потребности являются безграничными?Что было бы,

Слайд 9Метод фокальных объектов
Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус

(лат. focus – «очаг») – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.
Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.
Метод фокальных объектов  Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. focus – «очаг») – в

Слайд 10Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Главные вопросы экономики (8 класс)

Что производить?Как производить?Для кого производить? Главные вопросы  экономики (8 класс)

Слайд 11Выбираем не менее трёх-четырёх случайных объектов-предметов из списка:

Выбираем не менее трёх-четырёх случайных объектов-предметов из списка:

Слайд 12Составляем список признаков этих предметов
Звонок – электрический, школьный, часовой,

велосипедный…
Конфета – карамель, шоколадная, сладкая, душистая, витаминная…
Лампа – настольная, навесная, бактерицидная…
Составляем список признаков  этих предметов  Звонок – электрический, школьный, часовой, велосипедный…  Конфета – карамель,

Слайд 13Мысленно присоединяем найденные признаки к изменяемому объекту – зубной щётке

Мысленно присоединяем  найденные признаки к изменяемому объекту – зубной щётке

Слайд 14Результат
Можно предложить сделать щётку, которая сама рано утром звонит,

призывая вас воспользоваться ею, испускает душистые запахи. Ручку этой щётки можно немного откусить, так как она выполнена съедобной, в ней много витаминов и к тому же она бактерицидная, т. е. убивает все болезнетворные микробы во рту.
Результат  Можно предложить сделать щётку, которая сама рано утром звонит, призывая вас воспользоваться ею, испускает душистые

Слайд 15Метод синектики
Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых

идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.
4 вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.
Метод синектики  Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса

Слайд 16Метод синектики
Прямая аналогия. Рассматриваемый объект сравнивается с более или

менее похожим аналогичным объектом в природе или технике.
Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.
Фантастическая аналогия. Необходимо представить фантастические средства или персонажей, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.
Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задаче.
Метод синектики  Прямая аналогия. Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе

Слайд 17Деньги и их функции (7 класс)
Прямая аналогия. В древности

аналогами денег были ракушки, яркие перья, шкурки животных.
Символическая аналогия. «Всеобщий эквивалент», «презренный металл», «мерило всех вещей».
Фантастическая аналогия. Хотелось бы, чтобы деньги сами появлялись и никогда не заканчивались.
Личная аналогия (эмпатия). Составить рассказ от лица денег, описав занятия, переживания, проблемы, настроение денег.
Деньги и их функции (7 класс)  Прямая аналогия. В древности аналогами денег были ракушки, яркие перья,

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть