Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ
Подготовлена учителем обществознания
Доможировой Л. К.
(высшая категория)
МБОУ гимназии № 4 г. Пятигорска
Ставропольского края
Слайд 2Цель:
Определить место человека в природе.
Задачи:
Ответить на вопрос:
«Человек- венец
природы»
или
«Человек- часть природы»?, проанализировав отношения человека и
природы с разных позиций:
1) Истории
2) Географии
3) Науки и техник
4) Биологии
5) Права
6) Экологии
Слайд 3Влияние человека на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного
изменения природной среды
прямое
истребление организмов
(охота, рыболовство)
косвенное
уничтожение мест обитания
(вырубка леса, осушение болот, распашка земель)
Слайд 5«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если мы: и я
и ты – если мы сорвём цветы,
Не останется природы и не будет красоты!»
Слайд 6
Задание: что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?
Экология – это
наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).
Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).
Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.
Слайд 7от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение,
наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Экология – это наука о взаимодействии человека с природой
Эрнст Геккель, автор термина «экология»
Слайд 8ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) — одно из центральных понятий философской
и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле Природа. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность, противостоящую человеку, объективно существующую и развивающуюся по своим законам.
Слайд 9Впервые в философском контексте слово природа «c p u a i
c, любит прятаться», «выращивать», «рождать», «производить на свет» употребляет Гераклит.
Слайд 10 Греческое существительное cpuaic, происходит от глагола срисо, означающего «выращивать», «рождать», «производить
на свет». Этому соответствует и латинское слово natura, происходящее от nasci — «родиться», «возникать». В дошедших до наших дней фрагментах ранних греческих философов cpvatc, встречается редко. Хотя многовековая традиция называет Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и др. авторами произведений под названием «О природе», в которых шла речь о началах всех вещей и явлений, сами философы - досократики не называли стихии «природами». Исключение составляет только Демокрит, который, по свидетельству доксографов, именовал так свои атомы. Впервые в философском контексте слово природа «c p u a i c, любит прятаться». употребляет Гераклит: «выращивать», «рождать», «производить на свет». «c p u a i c, любит прятаться». Обычно эту фразу истолковывают в том смысле, что внутренняя, истинная Природа вещей скрывается от поверхностного взгляда и может быть схвачена только в глубокомысленых парадоксах. Согласно другому его изречению, мудрость заключается в том, чтобы «говорить истину и поступать согласно природе осознавая» . У элеатов Природа, напротив, лишена позитивного смысла. Ее сфера — сфера возникновения и роста — принадлежит «обманчивому устройству космоса», которое только кажется существующим «неразумным смертным» и, следовательно, противостоит истинному бытию.
Слайд 11Человек – это живое существо, обладающее даром мышления
и речи, способностью
создавать орудия и
пользоваться
ими в процессе
общественного
труда. Человек
разумный
(в зоологической
систематике:
вид
в отряде
приматов).
Слайд 12ЧЕЛОВЕК -- общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и
культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура).
Слайд 13 Около 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной
Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
Слайд 14 Общество
Общество – от слоаа «общий» (совместный, коллективный)
Общество –
люди, формы, их объединения совместной жизни и деятельности.
? Какие формы объединения людей вы знаете?
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, исторически сложившаяся часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
Слайд 18Берегите родную природу –
Эти реки, леса, поля,
Потому что все эти просторы
Это
наша родная земля.
Объясняйте везде и повсюду,
Что природу нельзя губить,
Потому что родную природу
Нужно холить, лелеять, любить.
Каждый кустик и каждую веточку
Нужно тщательно охранять,
Относиться к ним очень бережно
И в обиду их не давать
Слайд 19Домашнее задание
§ 15, вопросы и задания к
§