Слайд 1
Свобода, равенство и братство!
Слайд 2
Великая Французская революция 1789 года
Слайд 4Социальная дифференциация
виды дифференциации
Различие
уровня
жизни
и доходов
Политические
лидеры и
народные
массы
Деление
по роду
занятий и
деятельности
Слайд 5
Тема урока:
Социальная стратификация и мобильность
Слайд 6План урока:
1.Сущность социальной стратификации.
2.Сущность социальной мобильности.
3.Исторические типы стратификации.
Слайд 71.Сущность социальной стратификации
Слайд 8Социальная стратификация это - разделение общества по уровню благосостояния людей на
страты (слои), расположенные друг над другом.
Критериями стратификации служат доход, собственность, власть, профессия, образование, престиж
Слайд 11Высший класс
Высший класс представляет социальная элита - относительно
небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.
Слайд 12Средний класс
Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он
там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.
Слайд 13Рабочий класс
Рабочий класс развитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно
не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйственных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.
Слайд 14Низший класс
Низший класс, если не делить его на
подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.
Слайд 15 Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем,
культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.
( от лат. margo — край)
Слайд 16 Сущность социальной мобильности
Социальная мобильность - это всевозможные перемещения людей
в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую.
Слайд 19Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы на одном и
том же социальном уровне, без изменения статуса
Слайд 20♦ Вертикальная мобильность имеет место, когда индивид или группа перемещаются между
стратами разных социальных уровней (скажем, из рабочего класса в средний). Причем здесь, в свою очередь, возможны два варианта.
(1) Восходящая мобильность, т.е. движение вверх, социальное восхождение (например, повышение работника в должности или преобразование трудового коллектива бывшего государственного магазина-банкрота в процветающее' торговое товарищество).
(2) Нисходящая мобильность - движение вниз по иерархической лестнице социального успеха, или социальная деградация. Яркие примеры:
(а) крах некогда преуспевающего государственного чиновника, уличенного в коррупции и завершившего свою карьеру в тюрьме;
(б) банкротство и упадок бывших советских совхозов и колхозов, попавших в конкурентно-рыночную (хотя пока и нецивилизованную) среду.
Слайд 22Исторические типы стратификации
Различают четыре основных типа стратификации:
рабство,
касты,
сословия,
и
классы
Слайд 23Рабство – социальные группы, характеризующиеся полным бесправием (правовым и юридическим)
Слайд 24Касты - замкнутые социальные группы, принадлежность к которым определялась исключительно рождением
Слайд 26Сословия – обособленные социальные группы, принадлежность к которым в основном передавалась
по наследству.
Проблемный вопрос:
А в России сословия были? Какие?
Слайд 27Классы – социальные группы, принадлеж-ность к которым определялась экономи-ческим положением людей.
Классы — «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной органи-зации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»
(Ленин В. И., Полное собрание сочинений5 изд., т. 39, с. 15 )
Слайд 28Социально-классовая структура современных обществ
Анализ документа №
1
Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”
“…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепост-ной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетае-мый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончав-шуюся революционным переу-стройством всего обществен-ного здания или общей ги-белью борющихся классов…”
/ Работа вышла в свет в 1848г /
Слайд 29Социально-классовая структура современных обществ
Анализ документа №2
“Классы – это большие группы людей, которые различаются:
по месту в исторически определенной системе общественного производства;
по отношению к средствам производства;
по роли в общественной организации труда;
а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/
Слайд 30Вопросы к документам:
Что объединяет эти документы?
Выделите понятия, содержащиеся в
документах.
На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?
Слайд 31Работа над определением “страта” и анализ документа № 3
Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”
Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.
Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%
Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.
Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%
Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.
Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.
Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.
Слайд 32Закрепление нового материала:
Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и
религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?
Слайд 33Браки между представителями разных классов возможны?
Слайд 34Переход из одного класса в другой возможен ?
Слайд 35Назовите высшие сословия феодального общества?
Слайд 36Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?
Слайд 37Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую
и военную. Назовите этот документ.
Слайд 38Стабильность обществу придает средний или высший класс?
Слайд 39Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их?
Слайд 40Что появилось раньше сословия или касты?
Слайд 41Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?
Слайд 43Определите титул следующих известных в России политических фигур.
А. Суворов _______________
А.
Невский _______________
Александр I _______________
М. Кутузов _______________
И. Грозный ______________
Я Мудрый _______________
Л. Толстой _______________
Слайд 44Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”
Как в сказке показана стратификация общества?
Слайд 45«Старые песни” о социальном.
Знаю милый, знаю, что с тобой.
Потерял
себя ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной,
А к другому, так и не пристал.
Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому?
Слайд 46 Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я
не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
О, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.
Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?
Слайд 47 По диким степям Забайкалья,
Где золото моют в горах,
Бродяга, судьбу
проклиная,
Плетется с сумой на плечах.
Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.
Слайд 48 Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет
собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамери-канских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита).
Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.
Слайд 49Подведение итогов урока
Рефлексия:
Мне было интересно (не
интересно) на уроке, потому что…
Какой этап урока понравился и почему?
На каком этапе было труднее всего работать и почему?
Слайд 50Домашнее задание:
Составить американский и российский варианты социальной стратификации.